Теологический энциклопедический словарь

ВМЕНЕНИЕ

(Imputation). Общая концепция, теологичеекое ядро крой составляет идея искупления. Лат. imputare дословно означает "зачислять", "ставить в счет", "приписывать", адекватно передавая смысл греч. logizomai. Это судебноюридическое понятие отчасти восходит к коммерческой и правовой терминологии грекоримского мира: тот, кому чтото "поставлено в счет", несет ответственность перед законом. Именно в этом смысле нужно понимать слова ап. Павла, крый обращается к Филимону с просьбой вменить ему долг Онисима: "Если же он чем обидел тебя... считай это на мне" (Флм 18). К-ром е того, понятие "вменение" имеет отчетливо еврейские корни (см. hasab "приписать", "записать на чейто счет"); оно использовалось, напр., применительно к практике жертвоприношения (см. Лев 7:18: "тому ни во что не вменится "; Лев 17:4). Важно отметить, что в ВЗ это понятие применяется даже к тем суждениям, крые лишены непосредственной объективной основы для такого употребления (напр., Быт 31:15: "Не за чужих ли он нас почитает?"; 2Пар 9:20). В НЗ говорится о христианах, крым вменяется "чужая праведность" от Бога как "дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа" (Рим 5:15). Как Бог вменил Аврааму праведность только в силу его веры (Быт 15:6; Рим 4:3), и другие люди получают такую же милость Бог не вменяет им совершенных ими беззаконий (Пс 31:12; Рим 4:78). Это соответствует природе Бога и обусловлено не человеческими заслугами, а Его любовью (Рим 5:6 и дал.). Раскрывая свою мысль о "судебной" благодати, укорененной только в Иисусе Христе, через Которого мы обретаем примирение, ап. Павел противопоставляет служение Христа греху Адама, через крого грех, вина и смерть вошли в мир (Рим 5:1214). Во Христе мы получили искупление, в Адаме мы судимы как грешники (Рим 5:1521; см. 1 Кор 15:2122). О точном смысле этого сравнения спорят уже много веков. Допустимо ли считать, что человечество судят за "чужой грех"? Не будет ли такая идея иррационально, жестоко, спорно и даже фаталистически противоречить гораздо большему числу библейских свидетельств о том, что человеку предоставлена свобода воли и он сам несет за свои действия ответственность (см. Иез 18:120)? В Vb. Пелагий заменил понятие "вменение" менее жестким "подражанием". Он доказывал, что, хотя все люди рождены свободными и могли не совершать грехов, они тем не менее грешат, следуя примеру Адама. Такая точка зрения противоположна той, что исходила от Августина. Ее вновь и вновь отвергала ортодоксальная Церковь(хотя она возродилась уже в наше время, напр., в либеральном протестантизме). Как в этом случае следует понимать вменение Адамова греха человечеству? Есть точка зрения, согласно крой сам смысл правосудия Божьего заставляет рассматривать вмененность Адамова греха как реальность, а не как образ: еели, по сути дела, все человечество согрешило с Адамом, то налицо его собственная вина, а ни в коей мере не "чужая". Но "реалисты" испытывают немалые затруднения, когда пытаются объяснить, каким же образом мы могли быть вместе с Адамом при совершении греха. Другая концепция, крую отстаивает, напр., Вестминстерское исповедание, видит в Адаме представителя человечества: Бог, создавая человеческое сообщество, заключил с ним договорчерез главу его, Адама. В таком случае греховное решение, принятое Адамом, и наше решение, его вина и наша вина. Объяснение это часто называют "федералистским ", сравнивая его с понятием "федералистского правления". Хотя в конце концов природа божественного вменения остается тайной, библейски ориентированное понимание этой концепции позволяет сделать еледующие выводы: (1) В соответствии с формулировкой ап. Павла, "вменение" прославляет Бога за Его благодать во Христе. Вменение связано со спасением, с дарованной нам "чужой" праведностью, как если бы праведными были мы. (2) Христос для ап. Павла не только тема обсуждения, но и отправная точка. В контексте Божьего "да", сказанного человечеству с креста (и в законе), мы можем понятьвесь ужас Его "нет" (Рим 5:13). В Адаме Бог признал виновным весь человеческий род, но только через Христа это осознается во всей полноте (см. Его возглас: "Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Мк 15:34: см. Ис 53:46; 2Кор5:21). (3) Учение о вменении греха никогда не отрицало личной свободы и вины человека. В нем,скорее, подчеркивается всеобщая сопричастность человечества греху. Понятие "вменение" не прощает грех, не объясняет его, а только судит о нем. Чтобы искоренить грех, мы нуждаемся в благодати Божьей (см. Рим 6:23). (4) Акцент на изначально корпоративной природе человеческого греха, на солидарной вине людей только один полюс библейского провозвестия. Социальное измерение греха нуждается в постоянном, пусть и парадоксальном противовесе в виде личностноиндивидуальных его измерений (1 Ин 1:910). Будучи падшими людьми, мы живем жизнью грешников (т.е. независимо от Бога) и проявляем нашу греховность. Поскольку Бог осудил человека и отошел от него, мы способны поклоняться только творению, но не Творцу. И все же именно мы должны сделать выбор, отказавшись подчиняться и следовать нашим своевольным страстям. (5) Аналогия между Адамом и Христом не проста и не исчерпывающа. Вменение праведности остается случайным, свободным и незаслуженным актом милосердия, а вменение вины закономерно и подтверждает наказание, к-ром у Бог подверг человечество. Ап. Павел сам подчеркивает опасность слишком прямой аналогии, отличая "дар благодати" от "преступления" (Рим 5:15). (6) Вменение Богом греха и вины, будучи судебным актом, не требует к.л. предпосылок в жизни конкретного человека: "... не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем еделались праведными пред Богом" (2 Кор 5:21). Однако из библейских свидетельств, относящихся ко всем, кто наследует Адаму, вытекает, что такие предпосылки были: "...все согрешили и лишены славы Божией" (Рим 3:23). Вменение вины не каприз, а проявление правды и милости Божьей (Иез 18:2532). Человечество не просто объявлено виновным; его вина воочию проявилась. R. К. Johnston (пер. Ю.Т.) Библиография: G.C. Bcrkouwer, Sin; ?. ?. Hodge, The Atonement; ?. W. Heidland, TDNT. IV, 28492; J. Murray, The Imputation of Adams Sin. См. также: Адам; Грехопадение; Грех.

  1. вменениесущ. ср. родаот глаголаem вменятьзобовязання...Большой русско-украинский словарь
  2. вменениелат. imputatio англ. imputation заключение о том что конкретный субъект виновен в совершении данного преступного деяния т.е. при способности быть субъектом преступления в...Большой юридический словарь
  3. вменениекорень ВМЕН суффикс ЕНИ окончание Е Основа слова ВМЕНЕНИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ВМЕН ЕНИ Е Слово Вменение содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  4. вменениеНачальная форма Вменение винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  5. вменениевменение ср. Процесс действия по знач. глаг. вменять вменить вменяться вмениться....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  6. вменениевменение вменение я...Орфографический словарь
  7. вменениевменение вменения вменения вменений вменению вменениям вменение вменения вменением вменениями вменении вменениях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  8. вменениеОрфографическая запись слова вменение Ударение в слове вменение Деление слова на слоги перенос слова вменение Фонетическая транскрипция слова вменение [вминэнэ] Характер...Полный фонетический разбор слов
  9. вменениев обязанность ставлення поставлення комунеб. чогонеб. за обовязок в вину привинення комусь чогонеб. ставлення за вину. [Коли обвинувачений виявля ознаки божевлля то приви...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  10. вменениевменение яСинонимы приписывание...Русский орфографический словарь
  11. вменениеimputation...Русско-английский экономический словарь
  12. вменениесущ. в соч вменение в вину вменение в обязанность приписывание...Русско-английский юридический словарь
  13. вменениесущ. в соч вменение в вину вменение в обязанность приписывание...Русско-английский юридический словарь
  14. вменениеСталенне...Русско-белорусский словарь
  15. вменениесталенне ср.i...Русско-белорусский словарь II
  16. вменениеpieskaitana...Русско-латышский словарь
  17. вменениевины Zurechnung...Русско-немецкий юридический словарь
  18. вменениея ср.iСлав.i Нейтр.iДейств. по гл. вмfontнить вмfontнять вмfontниться вмУподобил Бог Иисуса яко единаго за весь мир ходатая грfontшным нам .em но и лице грfontшниче на...Словарь русского языка XVIII в
  19. вменениевменение приписывание Словарь русских синонимов. вменение сущ. колво синонимов приписывание Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы приписывание...Словарь синонимов II
  20. вменениевменение приписывание...Словарь синонимов
  21. вменениеВМЕНЕНИЕ ср. см. вменять вменить вменяться вмениться....Толковый словарь русского языка
  22. вменениеУдарение в слове вменениеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове вменение...Ударение и правописание
  23. вменениеRzeczownik вменение n przypisywanie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  24. вменениевменение вменения вменения вменений вменению вменениям вменение вменения вменением вменениями вменении вменениях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализ...Формы слова
  25. вменениерасходы на приобретение и использование необходимых ресурсов денежные доходы которыми жертвует фирмавладелец ресурсов используя их для собственного производства товаров ...Хрестоматия по экономической теории. Словарь экономических терминов и иностранных слов
  26. вменениеЕвмен Менее Мнение Вменение Вие Вне Ение...Электронный словарь анаграмм русского языка