Теологический энциклопедический словарь

АПОКАЛИПСИС

(Apocalyptic). Слово "апокалипсис" (" откровение") встречается в Откр 1:1, где оно обозначает то откровениео конце времен, к-рое дал Иоанну вознесшийся Иисус. Современные ученые придали этому слову нарицательное значение, применяя его к целому ряду схожих по литературным характеристикам еврейских эсхатологических книг, хотя не все эти книги действительно можно отнести к апокалипсисам. Апокалипсис это книга, содержащая реальные или мнимые откровения о небесных тайнах или событиях, крые должны наступить при конце света и наступлении Царства Божьего. Исторический фон. Многие апокалипсисы были созданы анонимными еврейскими авторами между 200 г. до н.э. и 100 г. н.э. в подражание Книге Даниила. (Книга Даниила зачастую рассматривается как первый апокалипсис, но она имеет много общего и с пророческой литературой, и потому ее надо поместить скорее в промежутке между пророческими книгами и апокалипсисами. Есть основания датировать Книгу Данииладомаккавейскими временами. )Апокалипсисы возникали в определенной социальной среде, что предполагает историкотеологическую проблему, имеющую три аспекта. "Праведный остаток". Во времена пророков Израиль то и дело впадал в идолопоклонство, забывая закон. В послепленную эпоху в еврействе сформировались круги, верные закону. Когда в 168 г. до н.э. Антиох Эпифан попытался насильственно приобщить евреев к греческой культуре и религии, представители этих кругов хасидеи отказались повиноваться: нарушению закона они предпочитали смерть. Этот же дух сохранили и их преемники, фарисеи. Существовала и другая группа; ее члены вели отшельнический образ жизни в пустыне (Кумран), не общаясь с прочими евреями и всецело отдавшись изучению и исполнению закона. Проблема зла. Пророки предсказывали, что раскаявшийся и возвращенный на родину Израиль унаследует Царство. И вот Израиль вернулся в свою землю и больше не забывал закона. Согласно еврейским понятиям о праведности, указанные пророками условия были соблюдены, однако вместо царства евреям были посланы небывалые страдания. Антиох Эпифан стремился уничтожить саму еврейскую веру, прибегая к пыткам и казням. Религиозная свобода, завоеванная в ходе маккавейского восстания, не принесла с собою Царства Божьего. Вместо этого установилось светское правление династии Хасмонеев, а после 63 г. до н.э. Палестиной правили римские марионетки и прокураторы. Праведный Израиль, заслуживший Царство, получил лишь страдания и политический гнет. Прекращение пророчеств. За все эти времена неслыханных страданий Бог так и не объяснил эту историческую загадку. Голоса пророков смолкли: ни один пророк не пришел к угнетенному народу со словами "так говорит Господь" и не разъяснил тайну страдания праведников. На этом фоне и возникли апокалипсисы книги, призванные ответить на вопрос: почему праведные страдают, а Царство не приходит? Литературные характеристики. Апокалипсисы как жанр наследовали пророческой литературе, отчасти развивая ее традиции, отчасти отступая от них. Между двумя этими жанрами нельзя провести четкой границы. Понятию "апокалипсис" даются самые различные определения. Откровения. Пророки нередко получали откровения, но главным для них было "слово Господа". Это слово часто приходило к ним как всепобеждающая внутренняя уверенность, без всяких видений. В апокалипсисах "слово Господа" сменилось откровениями и видениями. Здесь Бог уже не говорит с людьми посредством своего Духа: откровения о природе зла и пришествии Царства человек получает через сны, видения и путешествия в небесных сферах в сопровождении ангелов. Подражание пророкам. Бог непосредственно открывал пророкам свою волю, а они возвещали ее народу. Ученые, отвергающие сверхъестественный фактор, допускают, однако, что у пророков был особый психологический опыт. Что же касается апокалипсисов, то, возможно, Третья (в Вульгате Четвертая) книга Ездры основана на подобном опыте автора, но обычно откровения в апокалипсисах лишь литературная форма. Видения суть литературная имитация пророческих произведений. Речения пророков долгое время передавались изустно, тогда как апокалипсисы с самого начала существовали в письменной форме. Псевдонимность. Пророки прямо обращались к народу от имени Господа. Но в маккавейские времена голос пророков смолк, и авторы апокалипсисов, желая придать своим откровениям больший авторитет, приписывали их святым ВЗ. В этом плане Книга Даниила стоит особняком Даниил известен нам лишь по приписанному ему апокалипсису. Символизм. Для передачи "слова Господнего" пророки часто использовали символы. В апокалипсисах этот прием становится основным и используется в первую очередь для того, чтобы описывать историю, не упоминая имен исторических персонажей. Такой прием впервые встречается в Книге Даниила, а в позднейших апокалипсисах принимает самые различные и причудливые формы. Переписывание истории. Пророки возвещали "словоГоспода" своему поколению, оставаясь в современной им исторической ситуации и описывая будущее наступление Царства. Авторы же апокалипсисов порой как бы переносились в отдаленное прошлое и под видом пророчества описывали уже случившуюся историю вплоть до современного им момента, когда и ожидалось пришествие Царства. В некрых случаях апокалипсисы можно датировать по последнему из "предсказанных" ими событий. Религиозные характеристики. Апокалипсисом называют также эсхатологию, представленную в таких книгах. Дуализм. Апокалиптическая эсхатология подчеркивает контраст между настоящим временем, полным страданий, и будущим, когда придет спасение. Этот контраст столь силен, что находит отражение в противопоставлении двух понятий "век сей" и "век будущий". Век сей полон зла, век будущий Царство Божье. Переход к веку будущему может осуществить лишь вмешательство Бога. Дуализм этот не метафизический и не космический, а исторический и временной. О двух "веках" говорится и в НЗ, в апокалиптической же литературе такая антитеза окончательно формируется лишь в 3 Езд и Апокалипсисе Варуха. Многие исследователи объясняют такие дуалистические тенденции влиянием зороастризма, но их можно трактовать и как естественное развитие идей, имплицитно присутствующих у в.з. пророков. Пророчества о грядущем Царстве включали и обетование искупленной земли (Ис 11:69; 32:1518; 65:17; 66:22). Это преображение свершится лишь при посещении Господа, Который будет судить существующий миропорядок (Ис 13:13; 34:4; 51:6; Агг 2:7) и создаст "новое небо и новую землю" (Ис 65:17). Характерный для апокалипсисов дуализм развивает этот пророческий взгляд на мир и искупление. Новый миропорядок, описанный в апокалипсисах, во многом напоминает предсказанную Исайей "новую землю" (Енох 45:45; 51:15). Вознесение Моисея (10:1) предвосхищает явление Царства Божьего "во всем Его творении". Иногда используются и более "трансцендентные" выражения (62:16). В некрых местах ВЗ новый миропорядок описан как достаточно схожий с существующим, но другие главы (Ис 6566) предсказывают полное преображение неба и земли. Апокалипсисы порой совмещают эти два подхода, говоря о временном Царстве в веке сем и о вечном Царстве, к-рое наступит уже в новом миропорядке (3 Езд 7:2829). У Варуха (32:6) век будущий описан как "новая земля ". Язык 3 Езд трудно интерпретировать( 7:36,106). Историческая перспектива. Пророки, оставаясь в конкретной исторической ситуации, обращались к своим современникам. Описываемое ими будущее ,т.е. Царство Божье, резко контрастировало с настоящим. В Ис 13 суд над Вавилоном изображен на фоне эсхатологического Пришествия, словно то и другое произойдет в один и тот же день. Такие суды рассматриваются как реализованная эсхатология. Авторы апокалипсисов снимают это противоречие между историей и эсхатологией. Вместо того чтобы изображать настоящее на фоне будущего, они окидывают взглядом всю историю и дают ей теологическое толкование. Апокалипсисы это скорее теологические трактаты, а не исторические документы. Пессимизм. Нельзя сказать, что авторы апокалипсисов были полными пессимистами они никогда не теряли веру в грядущее Царство. Но по отношению к настоящему они пессимистами были. Страдания праведников говорили о том, что теперь, сейчас, Бог отказал своему народу в помощи и ожидать избавления можно лишь в будущем веке (Енох 89:5675). Согласно 3 Езд, век сей безнадежно погряз во зле и избавление придет лишь в будущем (4:2632; 7:50; 8:13). Праведнику остается лишь терпеть зло, ожидая грядущего спасения. Детерминизм. Этот злой век предустановлен Богом и потому должен идти своим чередом. Хотя праведники и заслуживают Царства Божьего, оно не приходит, поскольку еще не миновали все установленные периоды. Царство ждет своего срока, и даже сам Бог ждет истечения определенных Им времен лишь тогда Он сможет избавить праведных (3 Езд 4:3637). Такое мировоззрение часто побуждало людей разделять время на некие периоды (недели, годы). Этическая пассивность. Авторы апокалипсисов не обличают и не благовествуют: они видят проблему лишь в том, что существующий " праведный остаток " страдает от незаслуженных бедствий. Пророки постоянно предостерегали Израиль о наказании за измену вере, в апокалипсисах же мы находим лишь утешения верным тем, кто не нуждается в обличении. Нравственный пафос апокалипсисов достаточно слаб (такие тексты, как Завет двенадцати патриархов и Енох 92105, не отмечены яркими апокалиптическими характеристиками). Откровение Иоанна Богослова. Откровение ап. Иоанна во многом схоже с еврейскими апокалипсисами, но имеет и ряд существенных отличий. Обычно обращают внимание именно на сходство, мы же остановимся на отличиях. Вопервых, сам автор определяет свою книгу как пророчество (1:3; 22:7, 10,18,19). Обычно авторы апокалипсисов не считали свои книги пророческими; они писали, чтобы заполнить пустоту, образованную отсутствием пророчеств. Но в первохристианские времена пророческий дух ожил, Бог снова непосредственно говорил через людей. Откр, как и другие книги НЗ, творение этого возродившегося пророческого духа. Через видения ап. Иоанну было передано слово Божье (1:2). Вовторых, Откр не псевдонимно. Автор подписывает свое произведение: "Иоанн семи церквам, находящимся в Асии" (1:4). Ап. Иоанн не заимствует авторитет у древних святых, сам имея власть от Духа Божьего. Втретьих, взгляд ап. Иоанна на будущее отличается от пророческого. Авторы апокалипсисов обычно излагали историю под видом пророчества, Иоанн же остается в современной ему исторической ситуации и обращается к своему поколению, пророчески глядя в будущее и описывая эсхатологическую перспективу. Вчетвертых, у ап. Иоанна мы наблюдаем пророческое напряжение между историей и эсхатологией. Зверь это Рим и в то же время эсхатологический образ Антихриста, отнюдь не тождественный историческому Риму. Церкви Азии действительно подвергались гонениям, но в I в. н.э. там не было гонений, подобныхтем, чтоописаны в Апокалипсисе. Образ Рима сливается с тенью Антихриста, их почти невозможно отличить. История толкуется эсхатологически зло, причиняемое Римом, есть реализованная эсхатология. Впятых, ап. Иоанн скорее склонен к евангельскому оптимизму, чем к традиционному пессимизму апокалипсисов. Предсказывая, что перед концом века сего на Божий народ обрушится небывалая волна сатанинского зла, Иоанн не считает, что к.л. эпоха отдана во власть злу. Напротив, на исторической сцене свершается божественное искупление. Лишь закланный Агнец способен открыть Книгу и привести историю к эсхатологической развязке. Искупление, идущее к апокалиптическому завершению, коренится в Распятии. Возможно, что первая печать (6:2) обозначает победоносную миссию Евангелия в мире, крый в то же время увидит войны и голод, смерть и мученичество. Бог не оставил век сей, не забыл свой народ. Святые самим своим мученичеством побеждают зверя и восхваляют Царя веков (15:23). И наконец, в Откр присутствует нравственный пафос, характерный для пророческих книг. Спасение, предсказанное ап. Иоанном, не дается как нечто само собой разумеющееся. Послания семи церквам полны предостережений и призывов к покаянию(2:5,16,2122; 3:3,19). Проявления Божьего гнева имеют целью не только наказать людей, но также и вразумить их, привести к покаянию, пока еще не поздно (9:20:16:9,11). Откр заканчивается евангельским призывом (22:17). Великий моральный урок этой книги состоит в том, что суд будет послан на расслабившуюся, спящую Церковь, но дверь покаяния открыта для грешников. Итак, апокалипсис может быть пророческим и непророческим. Откровение Иоанна Богослова это пророческий Апокалипсис. G.E. LADD(nep. А. Г.) Библиография: Н.Н. Rowley, The Relevance of Apocalyptic andJewish Apocalyptic and the Dead Sea Scrolls;EB, 1,21350HDB, I,74149;D.S. Russell, The Method of Jewish Apocalyptic; J. Bloch, On the Apocalyptic in Judaism; F.C. Burkitt, Jewish and Christian Apocalypses; F.C. Porter, The Message of the Apocalyptical Writers; S. B. Frost, OTApocalyptic; R.H. Charles, Testaments of the Twelve Patriarchs and The Book of Enoch; J. R. Harris, The Odes and Psalms of Solomon. См. также: Эсхатология.

  1. апокалипсисАпокалипсис С древнегреческого Apokalypsis. Перевод Откровение.Из Библии. Оригинальный древнегреческий вариант названия последней части Нового Завета которое в каноническ...Словарь крылатых слов и выражений
  2. апокалипсисгреч. apokalypsis откровение см. Откровение св. Иоанна Богослова....Атеистический словарь
  3. апокалипсисгреч. apokalypsis откровение см. Откровение св. Иоанна Богослова....Атеистический словарь II
  4. апокалипсисАпокалипсис см. Откровение Иоанна Богослова. книга конец света откровение пророчество светопреставление...Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. апокалипсисоткровение пророческая книга последняя в числе Новозаветных книг. Книга написана св. ап. Иоанном Богословом на острове Патмосе куда он был сослан Домицианом за свидетель...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. апокалипсисАПОКАЛИПСИС греч. apokalypsis откровение Откровение апостола Иоанна Богослова одна из книг Нового завета древнейшее из дошедших до нас христ. лит. произведений. Написан ...Большая советская энциклопедия
  7. апокалипсисгреч. apokalypsis откровение Откровение апостола Иоанна Богослова одна из книг Нового завета См. Новый завет древнейшее из дошедших до нас христианских литературных прои...Большая Советская энциклопедия II
  8. апокалипсисм. apocalisse f apocalissi f Итальянорусский словарь. Синонимы книга конец света откровение пророчество светопреставление...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. апокалипсисапокалипсис м Apokalypse f cСинонимы книга конец света откровение пророчество светопреставление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. апокалипсисмApokalypse f книга конец света откровение пророчество светопреставление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. апокалипсисм. церк.apocalipsis m...Большой русско-испанский словарь
  12. апокалипсиссущ. муж. рода рел....Большой русско-украинский словарь
  13. апокалипсисм. церк. Apocalypse f...Большой русско-французский словарь
  14. апокалипсисм. церк.Apocalypse f книга конец света откровение пророчество светопреставление...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. апокалипсисгреч. apokalypsis откровение Откровение Иоанна одна изкниг Нового Завета древнейшее из сохранившихся христианских литературныхпроизведений сер. нач. . Церковь приписы...Большой энциклопедический словарь II
  16. апокалипсисАПОКАЛИПСИС греч. apokalypsis Откровение Откровение Иоанна одна из книг Нового Завета древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений сер. нач. . Ц...Большой Энциклопедический словарь V
  17. апокалипсисраннехрист. произв. помещ. в конце Нового завета. Автор Апокалипсиса назыв. себя Иоанном и излагает откровение данное ему богом на ове Патмос о судьбах мира и человечеств...Древний мир. Энциклопедический словарь
  18. апокалипсисраннехрист. произв. помещ. в конце Нового завета. Автор Апокалипсиса назыв. себя Иоанном и излагает откровение данное ему богом на ове Патмос о судьбах мира и человечеств...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  19. апокалипсисгреческое apokalypsis откровение Откровение Иоанна Богослова одна из книг Нового Завета. Смотри Библия....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. апокалипсисгреч. apokalypsis откровение одна из книг Библии Нового завета содержащая пророчество о конце света о борьбе между Христом и Антихристом страшном суде тысячелетнем царс...Краткий исторический словарик
  21. апокалипсисодна из книг Нового Завета содержащая пророчества о конце света...Краткий справочник мифологических терминов
  22. апокалипсисАПОКАЛИПСИС греч. apoklypsis откровение Откровение Иоанна Богослова в христианском предании апостола и евангелиста заключительная книга Нового завета см. Библия предпол...Литературный энциклопедический словарь
  23. апокалипсиса м.em Христианская церковная книга из так наз. Нового завета содержащая пророчества о конце мира.[От греч. откровение] книга конец света откровение пророчество светопр...Малый академический словарь
  24. апокалипсискорень АПОКАЛИПСИС нулевое окончаниеОснова слова АПОКАЛИПСИСВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АПОКАЛИПСИС Слово Апокалипсис содержит следу...Морфемный разбор слова по составу
  25. апокалипсисНачальная форма Апокалипсис винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  26. апокалипсисАПОКАЛИПСИС греч. откровение Откровение Иоанна Богослова последняя книга Нового Завета а также обобщающее наименование определенной совокупности иудейских и христианских...Новейший философский словарь
  27. апокалипсисгреч. откровение Откровение Иоанна Богослова последняя книга Нового Завета а также обобщающее наименование определенной совокупности иудейских и христианских текстов эсх...Новейший философский словарь II
  28. апокалипсисАПОКАЛИПСИС греч . apokalypsis откровение Откровение Иоанна одна из книг Нового Завета древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений сер. нач. . Ц...Новый большой англо-русский словарь II
  29. апокалипсисапокалипсис м. Чтол. гибельнокатастрофическое для мира цивилизации людей....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. апокалипсисАпокалипсис м. Одна из книг Нового Завета содержащая пророчества о конце света....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  31. апокалипсисАпокалипсис Апокалипсис а часть Нового Завета и апокалипсис а конец света...Орфографический словарь
  32. апокалипсисчасть Нового Завета книга конец света откровение пророчество светопреставление...Орфографический словарь русского языка
  33. апокалипсисu мu конец света книга конец света откровение пророчество светопреставление...Орфографический словарь русского языка
  34. апокалипсисф.п. апокалипсисист. апокалипсис аырзаманл.л. апокалипсис аырзаман...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  35. апокалипсисОдна из книг Нового Завета. Написана в середине начале г. н.э. Автором Апокалипсиса является апостол Иоанн Богослов. В книге описывается будущая судьба мира и человече...Основы православной культуры
  36. апокалипсисгреч. откровение часть Библии одна из книг Нового Завета Откровение Иоанна содержащая рассказы о судьбах мира о страшном суде пророчества о конце света....Отечественная история в терминах и понятиях
  37. апокалипсисАпокалипсисоткровение пророческая книга последняя в числе Новозаветных книг. Книга написана св. ап. Иоанном Богословом на острове Патмосе куда он был сослан Домицианом з...Полная популярная библейская энциклопедия
  38. апокалипсисОрфографическая запись слова апокалипсис Ударение в слове Апокалипсис Деление слова на слоги перенос слова апокалипсис Фонетическая транскрипция слова апокалипсис [пакал...Полный фонетический разбор слов
  39. апокалипсисгреч. откровение см. Откровение святого Иоанна Богослова.Синонимы книга конец света откровение пророчество светопреставление...Православный энциклопедический словарь
  40. апокалипсисапокалпсис....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  41. апокалипсисгреч. откровение Апокалипсис или Откровение Иоанна одно из наиб. значит. соч. Нового Завета. Создателя этого соч. одни др. авторы Иустин Ириней Климент отождествляли...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  42. апокалипсисгреч. откровение сообщение Бога о судьбах мира. Изложено в Евангелии Мк. гл. Лк. гл. и книге Иоанна Богослова Апокалипсис. На основании этих книг создано христианское у...Русская энциклопедия
  43. апокалипсисАпокалипсис а часть Нового Заветаem и апокалипсис а конец светаem Синонимы книга конец света откровение пророчество светопреставление...Русский орфографический словарь
  44. апокалипсисApokalips eo ApokalipsoOpenbaring eo Apokalipso...Русский-африкаанс словарь
  45. апокалипсисМ apokalipsis . xristian dinind vhy peymbrlik . axr zamandan xbr vern hdcdid kitablarndan biri....Русско-азербайджанский словарь
  46. апокалипсисапокалипсис м.iApocalypse the Revelation...Русско-английский словарь
  47. апокалипсисАпокалипсис библ. Revelation....Русско-английский словарь II
  48. апокалипсисapocalypse...Русско-английский словарь политической терминологии
  49. апокалипсисАпакалпсс...Русско-белорусский словарь
  50. апокалипсислит. церк.i апакалпсс муж.i...Русско-белорусский словарь II
  51. апокалипсисапокали Синонимы книга конец света откровение пророчество светопреставление...Русско-ивритский словарь
  52. апокалипсисапокалипсис аырзаман...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  53. апокалипсисапокалипсис...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  54. апокалипсис. Синонимы книга конец света откровение пророчество светопреставление...Русско-китайский словарь
  55. апокалипсисapokalipse...Русско-латышский словарь
  56. апокалипсисАпокалипсисufunuo ед....Русско-суахили словарь
  57. апокалипсисапокалипсис апокалипсис...Русско-таджикский словарь
  58. апокалипсисapokalypsa...Русско-чешский словарь
  59. апокалипсиссущ.муж.апокалипсис Библии тнче птесси инчен калакан пай...Русско-чувашский словарь
  60. апокалипсисApokalyps...Русско-шведский словарь II
  61. апокалипсис.strong apokalpsis.strong ilmutus ilmutusraamat...Русско-эстонский словарь
  62. апокалипсисапокалипсис [неem апокалипсис\]Синонимы книга конец света откровение пророчество светопреставление...Русское словесное ударение
  63. апокалипсисАПОКАЛИПСИС греч. apokalypsis от apo от и kalypto прятать скрывать. Так называется книга Откровение Иоанна где изложено видение св. Иоанна Богослова на острове Патмосе....Словарь иностранных слов русского языка
  64. апокалипсисгреч. раскрытие откровением заключительная часть в Библии. Написан Иоанном Богословом в самом начале II века н.э. на эгейском острове Патмосе....Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
  65. апокалипсисапокалипсис откровение светопреставление конец света пророчество Словарь русских синонимов. апокалипсис см. конец света Словарь синонимов русского языка. Практический спр...Словарь синонимов II
  66. апокалипсисапокалипсис откровение светопреставление конец света пророчество...Словарь синонимов
  67. апокалипсисA сущu см. _Приложение IIс прописной буквы священная книга христиан содержащая пророчества о конце света со строчной буквы перен.u книжн.u конец светаНад этим островом ка...Словарь ударений русского языка
  68. апокалипсисA сущu см. _Приложение IIс прописной буквы священная книга христиан содержащая пророчества о конце света со строчной буквы перен.u книжн.u конец светаНад этим островом ка...Словарь ударений русского языка
  69. апокалипсиссущ. греч.em откровение. Название книги св. апостола Иоанна Богослова. Откр. . книга конец света откровение пророчество светопреставление...Словарь церковнославянского языка
  70. апокалипсисгреч. откровение . Последняя по счету книга Нового Завета в которой описано видение Иоанна Богослова на острове Патмос. В символических формах представляет конец мира вто...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  71. апокалипсисгреч. apokalypis откровение Откровение апостола Иоанна Богослова одна из книг Нового завета древнейший памятник раннехрист. литры написан сер. нач. . Ценный источник ...Советская историческая энциклопедия
  72. апокалипсисАПОКАЛИПСИС греческое apokalypsis Откровение Откровение Иоанна Богослова одна из книг Нового Завета. Смотри Библия....Современная энциклопедия
  73. апокалипсисАПОКАЛИПСИС греч . apokalypsis откровение Откровение Иоанна одна из книг Нового Завета древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений сер. нач. . Ц...Современный энциклопедический словарь
  74. апокалипсисоткровение часть Библии одна из книг Нового завета содержащая мистические пророчества о Конце света. Апокалипсисом часто называют сам конец света....Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  75. апокалипсисАПОКАЛИПСИС м. греч. церк. откровение видения Св. Ап. Иоанна Богослова. Апокалипсический апокалиптический к нему относящийся. Апокриф м. апокрифный апокрифический о Свяще...Толковый словарь живого великорусского языка
  76. апокалипсисапокалипсис[гр. apokalypsis букв откровение] часть библии одна из книг нового завета содержащая мистические рассказы о судьбах мира и человека пророчества о конце света....Толковый словарь иностранных слов
  77. апокалипсисАПОКАЛИПСИС а м. Библейская книга из Нового Завета содержащаяпророчества о конце света. II прил. апокалипсический ая ое иапокалиптический ая ое....Толковый словарь Ожегова
  78. апокалипсисСм. Бред шизофренический стадии по Конраду....Толковый словарь психиатрических терминов II
  79. апокалипсисСм. Бред шизофренический стадии по Конраду....Толковый словарь психиатрических терминов
  80. апокалипсисАПОКАЛИПСИС апокалипсиса м. греч. apokalypsis откровение церк. лит. Одна из книг Нового завета приписываемая христианской церковью Иоанну Богослову и содержащая пророчес...Толковый словарь русского языка II
  81. апокалипсисапокалипсис апокалипсис а м. Библейская книга из Нового Завета содержащая пророчества о конце света.прил. апокалипсический ая ое и апокалиптический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  82. апокалипсисАПОКАЛИПСИС а м. Библейская книга из Нового Завета содержащая пророчества о конце света. прилагательное апокалипсический ая ое и апокалиптический ая ое....Толковый словарь русского языка
  83. апокалипсисУдарение в слове АпокалипсисУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове Апокалипсис...Ударение и правописание
  84. апокалипсисRzeczownik апокалипсис m apokalipsa f...Универсальный русско-польский словарь
  85. апокалипсисСны о конце света могут быть вызваны ощущением того что ваша жизнь выходит изпод контроля. Сон может быть призывом защититься от угрозы исходящей извне....Универсальный семейный сонник
  86. апокалипсисАПОКАЛИПСИС или Откровение И о а н н а Б о г о с л о в а греч. откровение одна из книг Нового завета первое из известных нам произведений христ. литературы сер. нач....Философская энциклопедия
  87. апокалипсисили Откровение И о а н н а Б о г о с л о в а греч. откровение одна из книг Нового завета первое из известных нам произведений христ. литературы сер. нач. . Подлинный...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  88. апокалипсисСкол Скип Скал Ска Сипло Сип Силос Силок Сило Сила Сасак Сапка Сап Салоп Сало Салки Сакс Сак Пос Попс Попка Попик Попа Поп Полка Полк Полис Полип Полик Пол Пока Поиск Пои...Электронный словарь анаграмм русского языка
  89. апокалипсисАпокалипсис греч. знач. откровение так называется последняя книга новозаветного канона Откровение Иоанна. Сочинение это составляет пророческий компендий всемирной и церк...Энциклопедический словарь
  90. апокалипсисгреч. знач. откровение так называется последняя книга новозаветного канона Откровение Иоанна. Сочинение это составляет пророческий компендий всемирной и церковной истори...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  91. апокалипсисАпокалипсис греч.em apokalypsis откровение одна из книг Нового завета приписываемая Иоанну Богослову. Содержит пророчества о конце света о борьбе между Христом и антихри...Энциклопедия культурологии
  92. апокалипсисоткровение церк. также др.русск. из греч. . Наряду с этим апокалиптический из греч. но апокалипсический Мельников под влиянием формы апокалипсис....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  93. апокалипсисапокалипсис апокалипсисоткровение церк. также др.русск. из греч. . Наряду с этим апокалиптический из греч. но апокалипсический Мельников под влиянием формы апокалипсис....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)