Технический железнодорожный словарь

ЯРОСЛАВСКАЯ Ж. Д.

состоит из трех меридиональных линий, идущих из Москвы на С., и одной широтной, пересекающей их вблизи Волги. Главное направление (ярославское) — Москва — Александров — Ярославль (и далее до Филино) — является головным участком магистрали Москва — Архангельск и важнейшей частью северного выхода к Уралу через Данилов — Буй — Киров. Второе направление (савеловское) — Москва Бутырская — Савелово — Овинище — Весьегонск. В 1921—1922 гг.сооружена линия Савелово — Красный Холм, продолженная в 1926 г. до Овинища; от Овинища имеется выход к Ленинграду. В 1929 г. построена линия до Весьегонска. Третье направление — Александров — Иваново — Кинешма — имеет преимущественно местное значение, обслуживая текстильные промышленные районы. По линиям Я. ж. д. движется поток грузов, особенно лесных, из северных районов транзитом на Ю. и в московский узел, а также угольных, нефтяных, промышленных и хлебных грузов транзитом через московский узел на С. Для того чтобы передавать этот транзитный поток с С. на Ю. и обратно в обход московского узла, построено восточное полукольцо: Жилево — Воскресенск — Александров, соединяющее М.-Донбасскую и Ленинскую ж. д. с Я. ж. д. Работа Я. ж. д. тесно связана с водным тр-том; в районе Я. ж. д. имеется восемь перевалочных пунктов, из к-рых важнейшие — Рыбинск, Ярославль, Кинешма и др. Я. ж. д. обслуживает Ярославскую и части Ивановской, Московской и Калининской обл. В район тяготения Я. ж. д. входят кроме Москвы такие крупные промышленные центры, как Ярославль, Иваново, Рыбинск и др. Район Я. ж. д. обладает крупными лесными массивами и большим количеством промышленных предприятий (Весьегонск, Рыбинск, Тутаево, Талдома и т. д.), а также широко развитыми торфоразработками. Управление — в Ярославле. Граничит на С.-З. с Кировской (Пестово), на С.-В. с Северной (Филино), на З. с Калининской ж. д. (Бежецк), на Ю. с Ленинской и ж. д. им. Ф. Э. Дзержинского (Орехово), на Ю.-В. с Горьковской ж. д. (Новки). Эксплуатационная длина — 1 720км.В грузообороте преобладает ввоз; прием груженых в полтора раза превышает погрузку. Основные грузы в погрузке: торф, минеральные строительные материалы, лес, нефть (налив в Ярославле, Рыбинске и Константиновском з-де). Главная линия Москва — Филино — двухпутная. Электрифицированный головной участок Я. ж. д. от Москвы до Загорска имеет самое большое пригородное пассаж. движение на сети. Участок Загорск — Александров электрифицирован для дальнего пассаж. и товарного движения. От Москвы до Александрова почти все поезда идут на электротяге.

МАСШТАБ 1:2 500 000" />

СХЕМАТИЧЕСКАЯ НАРТА ЯРОСЛЯВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г. МАСШТАБ 1:2 500 000

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство.Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров.1941