Технический железнодорожный словарь

ШПАЛО ПРОПИТКА

пропитка шпал противогнилостными антисептиками для увеличения срока их службы. Для водных антисептиков (хлористого цинка и фтористого натрия) применяется способ полного поглощения (Бестеля), при к-ром нагнетание антисептика в древесину производится насосом-компрессором в течение не менее 30 мин. под давлением 6—8ат. После пропитки шпалы складываются в штабели и подвергаются просушке. Для пропитки креозотом применяется способ ограниченного поглощения (Рюпинга), при к-ром производится предварительное нагнетание воздуха в цилиндры; благодаря этому в порах древесины образуется сжатый воздух; при нагнетании креозота воздух под его давлением еще больше сжимается в порах и креозот проникает в древесину. При последующем вакууме сжатый воздух, находящийся в древесине, расширяясь, выталкивает креозот. Так. обр., креозотовое масло не остается полностью внутри древесины, а только смазывает поры, чем достигается значительная его экономия без ущерба для целей пропитки. Нормальным считается поглощение в среднем 1м3 древесины 65кгкреозота, причем шпалы д. б. пропитаны на всю толщину заболони. Кроме пропитки шпал под давлением применяется и пропитка их погружением в соляные растворы (рапу) на 1,5—2 года до укладки в путь.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство.Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров.1941