Технический железнодорожный словарь

РАМА ВАГОННАЯ

одна из важнейших частей вагона, являющаяся основанием кузова и имеющая назначение: 1) поддерживать кузов и его нагрузку либо самостоятельно, либо совместно со стенками кузова; 2) при помощи прикрепленных к ней ударных и тяговых приборов воспринимать на себя сжимающие, а при несквозной упряжи и растягивающие продольные усилия;

Фиг. 1.

3) соединять ходовые части и тележки.Р. в. состоит из системы скрепленных между собой и расположенных в одной плоскости продольных, поперечных, а иногда диагональных балок. Конструкция Р. в. зависит от типа вагона, системы упряжи и наличия или отсутствия тележек. Большинство типов вагонов, за исключением нек-рых специальных, имеет Р. в. сходной конструкции. Система упряжи предопределяет конструкции Р. в. двух типов: без хребтовой балки, применяющиеся при сквозной упряжи, и с хребтовой балкой при несквозной упряжи.

Фиг. 2

Примером последнего типа служит рама большегрузного вагона (фиг. 1), состоящая из двух хребтовых балок2(швеллеров № 30), перекрытых во всю ширину стальной накладкой, двух составных брусьев1,по концам к-рых прикрепляются ударно-тяговые приборы, двух особо прочных шкворневых балок 3, опирающихся серединами на тележки и поддерживающих концами кузов, и четырех промежуточных поперечных балок 4. Крайние продольные балки 5 (швеллеры №20) служат нижними поясами боковых стенок вагона, поддерживающих кузов совместно с рамой. Р. в. с хребтовой балкой для нетележечных вагонов (напр. 20-ткрытого) показана на фиг. 2, на к-рой1— продольные балки,2— хребтовые балки. Современные Р. в. строятся исключительно стальными с хребтовой балкой и преимущественно для тележечных вагонов. Неисправности Р. в., запрещающие ставить вагон в поезд, указаны в § 225 ПТЭ.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство.Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров.1941