Технический железнодорожный словарь

МАРКА КРЕСТОВИНЫ (КОЭФФИЦИЕНТ, ТАНГЕНС, КРЕСТОВИНЫ)

дробное число вида 1/N, определяющее величину угла острой крестовины. Отношение длины перпендикуляра, опущенного из какой-либо точки одной рабочей грани сердечника на противоположную рабочую грань, к расстоянию подошвы этого перпендикуляра от математического острия крестовины, выраженное дробью 1/N, принимается равным тангенсу угла крестовины. Поэтому М. к. иногда наз. также тангенсом. Стандартными М. к. на дорогах СССР общего пользования являются 1/11 с углом 5°11'40", 1/9 с углом 6°20'25", реже 1/8 с углом 7°7'30"; на второстепенных путях станций допускаются и более крутые марки (но не круче 1/6). В переводах, предназначенных для пропуска поездов с большими скоростями по боковому пути, крестовины применяются с более пологими марками (напр. в СССР 1/18). В США угол крестовины определяется по формуле 1/N=2tgα/2, что дает некоторое расхождение с принятыми у нас величинами; вместо термина М. к. в США применяют термин "номер крестовины", причем по величине номер совпадает со знаменателем дроби 1/N.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство.Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров.1941