Технический железнодорожный словарь

ЖЕЛЕЗО МОСТОВОЕ

железо, применяемое для постройки мостов и отвечающее нормам, установленным ТУ. Ж. м. должно иметь вполне определенные хим., механ. и технолог. свойства, к-рые контролируются строго регламентированными испытаниями. Механ. свойства характеризуются временным сопротивлением, пределом текучести и относительным удлинением. Технолог. свойства определяются в основном пробой на загиб. В отношении хим. состава контролируется содержание в железе вредных примесей (фосфора и серы).В старых металл. мостах применялось гл. обр. сварочное железо, вытесненное постепенно лучшим по качеству литым. По сравнению с последним сварочное железо имеет более низкие механ. и технолог. показатели, но отличается большей устойчивостью против коррозии (ржавления). Литое железо в изломе имеет мелкозернистую структуру светло-серого цвета. Сварочное железо легко определяется по излому, имеющему обычно волокнистую структуру темного цвета вследствие наличия шлаков. Применяемая в современных мостах углеродистая сталь (ОСТ НКТП 2535) выплавляется в мартеновских печах и в зависимости от ее свойств разделяется на сорта, наз. марками. Для металл. элементов пролетных строений применяется марка Ст. 3 норм., для заклепок — Ст. 72 норм., более мягкая. Временное сопротивление Ст. 3 от 3 800 до 4 500кг/см2;предел текучести не менее 2 300кг/см2;относительное удлинение от 22 до 26%. Вредные примеси допускаются не более 0,05% для фосфора и серы в отдельности и не более 0,09% в сумме. Для крупных мостов применяются высокие сорта стали, изготовляемой в виде листов (обыкновенная, полосовая и универсальная листовая сталь) и фасонных профилей (уголки, двутавры и швеллеры).

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство.Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров.1941