Святость. Краткий словарь агиографических терминов

МУЧЕНИК

(гр. martus, лат. martyr), древнейший разряд святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру. Основным значением гр. martus является свидетель, и в этом значении это слово может относиться к апостолам как свидетелям жизни и воскресения Христа, получившим благодатный дар исповедовать Божество Христа, явление Бога Слова во плоти и наступление нового царства, в котором человек усыновляется Богу (ср. Деян. 2. 32). Явившись апостолам после воскресения, Христос говорит: *Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями (martures) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли* (Деян. 1. 8). С распространением гонений на христиан этот дар свидетельства приписывается по преимуществу мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость; тем самым они свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т.е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве. В этом смысле *мученичество есть продолжение апостольского служения в мире* (В.В.Болотов). Вместе с тем мученичество это следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христа. Христос выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью. Отвечая Пилату, Он говорит: *Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (marturhsw) об истине* (Ин. 18. 37). Отсюда и наименование Христа свидетелем (мучеником) в Апокалипсисе: *...от Иисуса Христа, Который есть свидетель (martus) верный, первенец из мертвых и владыка царей земных* (Ап. 1. 5; ср. Ап. 3. 14). Два этих аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, первомученика Стефана. Стефан, предстоя осудившему его синедриону (верховному судилищу иудеев), *воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога* (Деян. 7. 55-56); он таким образом свидетельствует о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само же мученичество напоминает страсти Христовы. Когда Стефана побивали каменьями, он *воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил* (Деян. 7. 60). Слова прощения реализуют тот образец, который дал Христос при распятии, сказав: *Отче! прости им, ибо не знают, что делают* (Лк. 23. 34). Таким образом, в своем мученичестве Стефан следует путем Христа. В ранний период именно мученичество более всего способствует распространению Церкви, и в этом плане оно также выступает как продолжение апостольского служения. Первое распространение Церкви соотнесено с мученичеством св. Стефана (Деян. 8. 4 и далее), этим мученичеством было подготовлено и обращение апостола Павла (Деян. 22. 20). Одиннадцать из двенадцати апостолов (кроме апостола Иоанна Богослова) закончили жизнь мученическим подвигом. И в дальнейшем вплоть до Миланского эдикта 313 г. мученичество как сильнейшее свидетельство веры было одной из основ распространения христианства. По словам Тертуллиана, кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера. Итак, первые мученики появляются еще в апостольский период. Их мученичество было результатом преследований со стороны иудеев, смотревших на христиан как на опасную секту и обвинявших их в богохульстве. В Новом Завете содержится несколько свидетельств о мучениках, пострадавших от этих гонений. Кроме уже упоминавшегося мученичества св. Стефана, здесь говорится, например, об Антипе, *верном свидетеле (martus)* Божием, умерщвленном в Пергаме (Ап. 2. 13). Римские власти в этот начальный период христиан не преследуют, не отличая их от иудеев (иудаизм же был в Риме дозволенной licita религией). Так, иудеи в нескольких случаях пытались предать ап. Павла на суд римским властям, однако эти власти отказывались осуждать апостола, поскольку рассматривали выдвигаемые против него обвинения как религиозные споры внутри иудаизма, в которые они не желали вмешиваться (Деян. 18. 12-17; Деян. 23. 26-29; Деян. 26. 30-31). Гонения на христиан со стороны римских властей начинаются со времени императора Нерона (54-68). Они распадаются на три основных периода. К первому периоду относятся гонения при Нероне в 64 г. и гонения при Домициане (81-96). В этот период римская власть еще не рассматривает христианство как особую враждебную ей религию. При Нероне христиан преследуют, возложив на них вину за римский пожар; при Домициане они подвергаются гонениям как иудеи, не декларирующие своего иудейства и отказывающиеся платить *иудейский налог*. Распространение христианства в разных слоях римского общества (далеко за пределы иудейской общины) заставляет римские власти осознать, что они имеют дело с особой религией, причем религией враждебной как римскому государственному строю, так и традиционным культурным ценностям римского общества. С этого времени начинается преследование христиан как религиозной общины. Точная хронология здесь отсутствует. Важнейшим документом для этого периода гонений является письмо Плиния Младшего императору Траяну (около 112 г.). Плиний спрашивает у Траяна, какой юридической процедуры он должен придерживаться в преследовании христиан. Он задает этот вопрос, поскольку *никогда не присутствовал на следствиях о христианах*. Из этих слов можно заключить, что преследование христиан как религиозной общины к этому времени уже имело место. Траян в своем ответе говорит о правомерности преследования христиан, причем о правомерности преследования *за самое имя* (nomen ipsum), т.е. за одну принадлежность к христианской общине (поскольку по римским законам христиане в силу своих убеждений совершали два преступления святотатство, выражавшееся в отказе от принесения жертвы богам и клятвы их именем, и оскорбление величества). Траян, однако, указывает, что нет необходимости *выискивать* христиан, они подвергаются суду и казни лишь в том случае, когда кто-то выдвигает против них обвинение. Траян также пишет, что *тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т.е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением*. На этих принципах с теми или иными отклонениями и основывались гонения на христиан во второй период. На этот период приходится мученичество таких почитаемых христианских святых, как св. Поликарп Смирнский (ум. ок. 155 г.) и св. Иустин Философ. Для понимания почитания святых в древней Церкви особо следует подчеркнуть принцип добровольности мучений. Третий период начинается с правления императора Декия (249-251) и продолжается вплоть до Миланского эдикта 313 г. В изданном Декием эдикте изменяется юридическая формула преследования христиан. Преследование христиан вменялось в обязанность правительственным чиновникам, т.е. становилось не результатом инициативы частного обвинителя, а частью государственной деятельности. Целью гонений была, однако, не столько казнь христиан, сколько принуждение их к отречению. Для этого применялись изощренные пытки, однако выдержавшие их не всегда подвергались казни. Поэтому гонения данного периода наряду с мучениками дают множество исповедников (см.). Преследованию подвергались прежде всего предстоятели церквей. Гонения отнюдь не были постоянными, и перемежались периодами почти полной терпимости (эдикт императора Галлиена, 260-268, предоставлявший предстоятелям церквей свободно заниматься религиозной деятельностью). Наиболее жестокие гонения приходятся на конец царствования Диоклетиана (284-305) и последующие годы. В 303-304 гг. издается ряд эдиктов, лишающих христиан всяких гражданских прав, предписывающих заключать в тюрьму всех представителей клира и требовать от них отказа от христианства (принесения жертв); последний эдикт 304 г. предписывал всех вообще христиан повсеместно принуждать к принесению жертв, добиваясь этого любыми пытками. Мученичество в эти годы было массовым, хотя в разных провинциях преследования производились с разной интенсивностью (наиболее жестокими они были на востоке империи). Гонения прекращаются после издания в 311 г. эдикта, в котором христианство признается дозволенной религией (хотя явным образом и не снимаются ограничения с христианского прозелитизма), и в полной мере после Миланского эдикта 313 г., провозгласившего полную веротерпимость. История христианского мученичества, естественно, этим не заканчивается. Мученичества, в том числе и массовые, имели место и позднее, при императорах-арианах, в Персидской империи, в различных странах, где христианство сталкивалось с язычеством, в ходе борьбы ислама с христианством и т.д. Однако именно история мученичества в древнейший период имеет определяющее значение для богословского осмысления мученического подвига, для установления почитания мучеников (и вообще почитания святых) и выработки его форм, что и делает необходимым особое внимание к этому периоду. Почитание мучеников развивается в древнейшие времена, видимо, одновременно с самим распространением мученичества. Достаточно рано оно облекается в определенные институализованные формы; хотя с течением времени эти формы и эволюционируют, ряд основополагающих элементов преемственно сохраняется при всех изменениях. Эти элементы являются центральными и для формирования культа святых вообще. Осмысление мученичества как торжества благодати над смертью, достижения Царства Небесного, путь к которому был открыт смертью и воскресением Христа, и соответственно как предвосхищения всеобщего воскресения во плоти отражается в складывающихся культовых формах, прежде всего в церковном воспоминании мученика и праздновании его памяти, в молитвенном обращении к мученикам как *друзьям Божиим* и заступникам людей перед Богом, в почитании могил мучеников и их останков (мощей см.). По свидетельству *Мученичества Поликарпа (Смирнского)* (Martirium Policarpi, XVIII), ежегодно в годовщину смерти верующие собирались на могиле мученика, служили литургию и раздавали милостыню нищим. Эти основные элементы и образовали первоначальный культ святых. Ежегодные поминовения мучеников понимались как воспоминания дня их нового рождения (dies natalis), рождения их в вечную жизнь. Эти празднования включали чтение актов мученичества, трапезу поминовения и совершение литургии. В III в. такой порядок был уже всеобщим. Подобные поминовения могли усваивать отдельные элементы соответствующих языческих обрядов (например, раздача колива). Над могилами возводились постройки, в которых (или рядом с которыми) совершалось поминовение (гр. marturion лат. memoria); одной из моделей для них служили позднеиудаистические поминальные здания на могилах пророков. После прекращения гонений строительство таких зданий получает дальнейшее развитие; на Востоке к мавзолею, в котором хранились мощи, часто пристраивалась церковь; на Западе мощи обычно хранились под алтарем самой церкви. В результате развития культа мучеников места христианских погребений становились центром церковной жизни, могилы мучеников почитаемой святыней. Это означало радикальное изменение в позднеантичном мировосприятии, в котором город живых и город мертвых были разделены непроходимой гранью и только город живых являлся местом социального бытия (кладбища располагались за городской чертой). Этот переворот в сознании делался особенно радикальным, когда в города стали переноситься мощи (см.) мучеников, вокруг которых группировались и обычные захоронения (поскольку погребение рядом с мучеником рассматривалось как средство получить его заступничество). Развитие культа мучеников побудило Церковь в IV-V вв., после прекращения гонений, определенным образом регламентировать этот культ. Отдельные его формы, совпадавшие с языческими, стали восприниматься как пережитки язычества и подверглись осуждению (так, бл. Августин возражает против устройства поминальных пиршеств на могилах). Бл. Иероним говорит, что подобные эксцессы объясняются *простотой мирян и, конечно же, благочестивых женщин*. В этом контексте происходит пересмотр актов мученичества и канонизация (см.) мучеников. Празднование памяти мучеников и построение мемориальных церквей над их могилами получает каноническую санкцию. Празднование памяти перерастает из частного обряда, совершаемого над могилой, в общецерковное торжество сначала на уровне местной церковной общины, а затем и всей церкви. Дни памяти различных мучеников (dies natalis) объединяются в годовой цикл, фиксируемый в мартирологах (см.). На этой основе формируется неподвижный годовой круг церковного богослужения. Представление о мучениках как заступниках за людей перед Богом, как о постоянно присутствующих членах церковной общины выразилось и в чине литургии. Мученики с древнейших времен особо упоминаются в ходатайственной молитве (intercessio), произносимой непосредственно после преложения Св. Даров (epiclesis) , и для них отделяется особая частица на проскомидии (при приготовлении Св. Даров). В честь мучеников вынимается пятая частица из третьей, так наз *девятичинной* просфоры, разделяемой по чинам святых. Согласно русскому служебнику эта частица вынимается *в честь и память* *Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц* (в разных православных традициях набор имен может варьироваться). В истории русской церкви первые мученики появились еще до крещения Руси князем Владимиром: по сообщению Повести временных лет в 983 г. киевские язычники убили двух варягов-христиан (отца и сына). В 1015 г. были убиты свв. князья Борис и Глеб; понимание их гибели как мученичества свидетельствует о расширении в русской духовности самого этого понятия: хотя свв. Борис и Глеб были убиты не за веру, а в результате междоусобия, их смирение в смерти и следование Христу и чтимым мученикам в непротивлении мучителям воспринимались как христианский подвиг. К числу русских мучеников относится и ряд святых, пострадавших за веру в Орде (князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин его Феодор, князь Михаил Ярославич Тверской), литовские мученики, пострадавшие от язычников при Ольгерде в 1347 г. и др. В настоящее время идет процесс канонизации мучеников русской церкви, пострадавших после 1917 г.

  1. мученикм. martire m f Итальянорусский словарь. Синонимы богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страс...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. мученикмученик м Mrtyrer m dСинонимы богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотерпе...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  3. мученикмученикMrtyrerСинонимы богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотерпец терпе...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. мученикмMrtyrer m богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотерпец терпельник христо...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. мученикм.mrtir m...Большой русско-испанский словарь
  6. мучениксущ. муж. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  7. мученикм. martyr m e f...Большой русско-французский словарь
  8. мученикСвятой мученикstrong. Жарг. шк. Ирон.em Ученик у доски. ВМН . Новые мученикиstrong. Жарг. шк. Ирон.em Первоклассники. ВМН .Синонимы богомученик добромученик долгомучени...Большой словарь русских поговорок
  9. мученикмен. чол. роду жив....Большой украинско-русский словарь
  10. мученикУвиденный во сне мученик предвещает появление неискренних друзей домашние несчастья и потери в делах. Сон в котором вы сами предстали в роли мученика означает разлуку с д...Большой универсальный сонник
  11. мученикм.martyr m e f богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотерпец терпельник хр...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. мученикмученик загальна назва але у назв церковнокалендарного свята день Мученика Феодула день Мученикв Платона та Романа та н....Велика чи мала літера? Словник-довідник
  13. мученика ч.i Той хто переносить або перенс муки випробування. Канонзований церквою святий що зазнав мук за вру....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  14. мученикмученик а...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  15. мученикТак називали людей як свою кровю нбито засвдчували стиннсть християнсько ври. У переносному значенн людина яка зазнала багато мук страждань....Крилаті вислови
  16. мученикМученик martyryris mf...Латинский словарь
  17. мученика м.em Тот кто подвергается мучениям страданиям тот кто перенес муки тяжелые испытания.Я представлял себя какимто героем мучеником о которых я читал и слыхал страдающим з...Малый академический словарь
  18. мучениккорень МУЧ суффикс Е суффикс НИК нулевое окончаниеОснова слова МУЧЕНИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный МУЧ Е НИК Слово Мученик содержит следующи...Морфемный разбор слова по составу
  19. мученикНачальная форма Мученик единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  20. мученикmartyr грсч. свидетель. М. терпит преследования и даже может пойти на смерть за приверженность религ. вере или к.н. великой цели. В христианстве М. почитаются более всех...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  21. мученикмученик . м. Тот кто подвергается мучениям испытывает физические или нравственные муки. . м. Канонизированный христианской церковью святой подвергшийся мучениям за веру....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  22. мученикмученик мученик а...Орфографический словарь
  23. мученикu мu мн.u мученики Р.u мучеников богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстоте...Орфографический словарь русского языка
  24. мученикмученик менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  25. мученикмученикка м.em на ковку мн.em киеsup к...Орфоепічний словник української мови
  26. мученикмучеиниек ка м. на ковку мн. кие к....Орфоэпический словарь украинского языка
  27. мученикмученик мученики мученика мучеников мученику мученикам мученика мучеников мучеником мучениками мученике мучениках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  28. мученикОрфографическая запись слова мученик Ударение в слове мученик Деление слова на слоги перенос слова мученик Фонетическая транскрипция слова мученик [муинк] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  29. мученикМученик ка ники кв...Правописний словник Голоскевича
  30. мучениксвятой принявший мучения и смерть за веру в Иисуса Христа.Синонимы богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномучени...Православный энциклопедический словарь
  31. мученикмученик страдалец страдник страждалець льця стражденник. [Мученика праведного де похоронили Шевч. Ти носиш страдника внець Ворон.]....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  32. мученикв христве пострадавший за веру во Христа до смерти. В православии и католичестве М. причислены к лику святых. Новозаветное словоупотребление показывает что мученичество ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  33. мученикмученик аСинонимы богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотерпец терпельник...Русский орфографический словарь
  34. мученикМ . ox zab kmi ox ziyyt kmi adam mzlum . hid qurban....Русско-азербайджанский словарь
  35. мученикмученик м.imartyr...Русско-английский словарь
  36. мученикмученик м. мученица ж. martyr мученический martyrs мученичество с. martyrdom....Русско-английский словарь II
  37. мученикN...Русско-армянский словарь
  38. мученикМучанк пакутнк...Русско-белорусский словарь
  39. мученикмучанк муж. пакутнк муж.i...Русско-белорусский словарь II
  40. мученикmrtr vrtan mrtr ldozat hitvall богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотер...Русско-венгерский словарь
  41. мученикму Синонимы богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотерпец терпельник х...Русско-ивритский словарь
  42. мученикм. азапты мээнетти кп тарткан киши....Русско-киргизский словарь
  43. мученикм мученица ж xnnnzh за веру и т. п.em xnjiozhСинонимы богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец...Русско-китайский словарь
  44. мученикmoceklis...Русско-латышский словарь
  45. мученикkankinys b...Русско-литовский словарь
  46. мученикЗовогч тарчлагч йл лайгаа эдлэгч зовоох тарчлах...Русско-монгольский словарь
  47. мученикм. Mrtyrer m....Русско-немецкий словарь
  48. мученикмученикм ....Русско-новогреческий словарь
  49. мученикmartyr blodvitne богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотерпец терпельник ...Русско-норвежский словарь
  50. мученикмmrtir m богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотерпец терпельник христому...Русско-португальский словарь
  51. мученикМученикmteswa bure wa shahidi ma...Русско-суахили словарь
  52. мученикмученик азобдида озордида ранур...Русско-таджикский словарь
  53. мученикца мж газап чигче...Русско-татарский словарь
  54. мученикcefake cefake kii богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотерпец терпельни...Русско-турецкий словарь
  55. мученикmuednk trpitel...Русско-чешский словарь
  56. мученикmar_tyr.strong martyr...Русско-шведский словарь
  57. мученикMartyr...Русско-шведский словарь II
  58. мученик.strong kannataja.strong mrter...Русско-эстонский словарь
  59. мученикм.страдалец мученик...Сербско-русский словарь
  60. мученикмученик см. страдалец...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  61. мучениксм.uпедрилаСинонимы богомученик добромученик долгомученик несчастный первострадалец преподобномученик святой священномученик страдалец страстоносец страстотерпец терпельн...Словарь русского арго
  62. мученикчин аem м.i.У верующих лицо причисленное к святым за мучения и смерть принятые им за веру.Та церковь есть во имя святого мученика епископа Румолда где его тело .em в сер...Словарь русского языка XVIII в
  63. мученикмученикСм. страдалец....Словарь синонимов II
  64. мученикмученик См. страдалец. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. мученик страдалец страстотерпец преподобномучени...Словарь синонимов II
  65. мученикмученик страдалец страстотерпец преподобномученик священномученик несчастный терпельник страстоносец добромученик долгомученик святой христомученик...Словарь синонимов
  66. мученикМУЧЕНИК человек принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово которое было переведено на славянский и затем на русский ...Словарь церковных терминов II
  67. мученикчеловек принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово которое было переведено на славянский и затем на русский словом му...Словарь церковных терминов
  68. мученикдив.em нещасливий...Словник синонімів Вусика
  69. мученикстрадник стражденник страждальник....Словник синонімів Караванського
  70. мученикМУЧЕНИКstrong той хто зазна або зазнав мук випробувань СТРАДНИКstrong СТРАЖДАЛЬНИКstrong СТРАЖДАЛЕЦЬstrong. Сагайдачний раптом вирс в його очах перетворився на казкового ...Словник синонімів української мови
  71. му́ченикМУЧЕНИК а ч. . Той хто переносить або перенс муки випробування. Привтай же в свой слав мою убогу Лепту думу немудрую Про чеха святого. Великого мученика Про славного Гу...Словник української мови в 11 томах
  72. мученикМУЧЕНИК а ч. Той хто переносить або перенс муки випробування.Привтай же в свой слав мою убогу Лепту думу немудрую Про чеха святого Великого мученика Про славного Гуса! ...Словник української мови у 20 томах
  73. мученикЕсли вам приснится страдалец это предвещает вам неприятности и ссоры с любимым человеком. Если вы сами мученик такой сон предвещает разлуку с избранником....Сонник для влюбленных
  74. мученикМУЧЕНИК a м. Человек крый подвергается физическим или нравственныммучениям испытывает много страданий. II ж. мученица ы. II прил.мученический ая ое....Толковый словарь Ожегова
  75. мученикМУЧЕНИК мученика м. . чего. Человек подвергшийся страданиям мучениям изза чегон. книжн. Мученик идеи. Галилей был мученик науки. Мученик своего характера своих привычек. ...Толковый словарь русского языка II
  76. мученикмученик мученик а м. Человек крый подвергается физическим или нравственным мучениям испытывает много страданий.ж. мученица ы.прил. мученический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  77. мученикМУЧЕНИК а м. Человек который подвергается физическим или нравственным мучениям испытывает много страданий. ж. мученица ы. прилагательное мученический ая ое....Толковый словарь русского языка
  78. мученика ч. Той хто переносить або перенс муки випробування. Канонзований церквою святий що зазнав мук за вру....Толковый словарь украинского языка
  79. мученикУдарение в слове мученикУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове мученик...Ударение и правописание
  80. мученикMartyrвддати на мученицьку смерть to martyr to martyrize...Українсько-англійський словник
  81. мученик...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  82. мученикMartyr...Українсько-датський словник
  83. мученикem...Українсько-китайський словник
  84. мученикMartyr trosvitne...Українсько-норвезький словник
  85. мученика m mczennik...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  86. мученикMartyr...Українсько-французький словник
  87. мученикMartyr trosvittne...Українсько-шведський словник
  88. мученикRzeczownik мученик m mczennik m...Универсальный русско-польский словарь
  89. мученикмученик мученики мученика мучеников мученику мученикам мученика мучеников мучеником мучениками мученике мучениках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зали...Формы слова
  90. мученикМик Мучник Неук Уик Уник Ученик Чек Мечник Чум Меч Кич Ким Кен Инк Кум Кун Чинк Чин Умник Неуч Мученик...Электронный словарь анаграмм русского языка
  91. мученикМУЧЕНИКтот кто свидетельствует о правде претерпевая за это мучения и смерть. Греческое слово martyros означает просто свидетель и не имеет дополнительных оттенков связанн...Энциклопедия Кольера II