Святость. Краткий словарь агиографических терминов

МОЩИ

(гр. leiqana, лат. reliquiae), останки святых, почитаемые церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня. Начало почитания мощей относится к древнейшему периоду христианства и вырастает, видимо, из заботы о телах мучеников. Уже в таком древнейшем памятнике, как *Мученичество Поликарпа (Смирнского)* (ум. ок. 155 г.), говорится о том, что кости мученика, оставшиеся после его сожжения, представляют *сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота*; община хотела обладать ими, чтобы *быть общниками святой его плоти* (koinwnhsai tw agiw autou sarkiw). Для следующего (III) столетия свидетельства о почитании останков мучеников находим у Киприана Карфагенского и у Дионисия Александрийского. Сохранение мощей мученика воспринималось как его продолжающееся соприсутствие в церковной общине, как манифестация победы над смертью, совершенной Христом, подавшим святому благодать спасения, и повторенной в мученическом подвиге. Это восприятие обусловливало празднование памяти мученика, совершения агапы (трапезы любви) и Евхаристии над его могилой. Сохранение и почитание мощей было также тесно связано с утверждением веры в воскресение во плоти; нападки на это учение со стороны гностиков, видимо, даже служили дополнительным стимулом почитания мощей. Об интенсивности почитания мощей в древнейший период свидетельствует действия гонителей христиан, старавшихся уничтожить тела мучеников, дабы не допустить их почитания. В *Мученичестве Поликарпа* говорится о том, что иудеи подучили *доложить проконсулу, чтобы он не отдавал (христианам) тела, чтобы они не начали поклоняться ему, оставив Распятого*. В рассказе Евсевия (Церк. ист., VIII, 6) о гонениях в Никомидии сообщается, что преследователи решили останки святых *вырыть и бросить в море, чтобы кто-либо не стал покланяться им и не причислил их к богам*. Очевидно, что язычники борются с почитанием мощей как уже известной им практикой понимая ее, естественно, в привычных им терминах языческой религии. Почитание мощей приобретает сложившиеся формы после окончания гонений. Отдельные формы почитания мощей могут вызывать в конце III начале IV в. возражения со стороны части духовенства. Например, Афанасий в своем житии св. Антония с неодобрением упоминает утвердившийся в Египте обычай не погребать усопших святых, а держать их тела в домах для поклонения. Особой резкостью отличались нападки на почитание мощей, высказанные аквитанским священником Вигилянцием в начале V в.; Вигилянций рассматривает почитание мощей как уступку языческим нравам. Вызывал возражения и обычай погребать близких рядом с могилами мучеников исходившая от них благодать распространялась, по тогдашним представлениям, и на рядом погребенного и способствовала его спасению. Подобные возражения указывали на необходимость упорядочения почитания мощей и на его богословское осмысление (см. прежде всего трактат Св. Иеронима против Вигилянция, написанный около 406 г.). Упорядочение почитания предполагало положение мощей в специальных зданиях (мартириях), построенных в память святого, совершение ежегодной памяти со служением Евхаристии в день смерти святого (dies natalis), положение мощей (их частиц) в особые ларцы, которые верующие носили с собой (отсюда возникают реликварии, в частности, реликварии в форме саркофага, которые могут поставляться в церкви). Особо важным для почитания мощей было развитие обычая перенесения мощей. Первые известные нам случаи перенесения мощей относятся к середине IV в. В 356-357 гг. император Констанций, сын Константина Великого, переносит в храм двенадцати апостолов (служивший усыпальницей императоров) мощи апостолов Андрея, Луки и Тимофея. Св. Василий Великий (ум. 379 г.) в беседе на память мученицы Иулитты говорит о неповрежденности тела мученицы явное указание на то, что тело было изнесено из земли. Имеются также свидетельства Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Распространение этого обычая было весьма постепенным; судя по словам Иоанна Златоуста (ум. 407 г.), в его время большинство тел мучеников находилось в местах их погребения (т.е. на расположенных вне городов кладбищах). Выкапывание и перенесение мощей могло восприниматься неоднозначно, в указе императора Феодосия Великого 386 г. на эти действия налагается запрет. В этом запрете косвенно отражается, видимо, ментальность позднеантичного языческого общества, для которого соприкосновение с телами мертвых исполнено нечистоты и дурных предзнаменований, ср. осуждение почитания мощей в сочинениях Юлиана Отступника (332-363) (*шествие с телами мертвых через бесчисленное собрание народа, посреди стесненных толп, оскверняющее глаза людей не сулящим ничего доброго зрелищем мертвеца*). Тем не менее перенесение мощей утверждается как общепринятая практика, и в указе императора Льва Великого, правившего с 457 по 474 гг., перенесение мощей в священные здания или храмы дозволяется при условии согласия епископа. В Западной церкви происходят в целом те же процессы, что и в Восточной. Первым перенесением мощей было здесь извлечение из могил и положение в новой церкви останков мучеников Гервасия и Протасия, совершенное в 386 г. Св. Амвросием Медиоланским. И здесь вместе с тем эта практика первоначально наталкивается на возражение, ср. послание папы Григория Великого (ок. 540-604) к императрице Констанции с отказом в просьбе прислать главу или другую часть мощей апостола Павла: здесь говорится, что нарушение покоя тел святых рассматривается на Западе как недопустимое и святотатственное (*intolerabile atque sacrilegum* PL, 77, 702В). Несмотря на противодействие этого рода, перенесение мощей прочно утверждается в жизни церкви. Стимулом для этого является живое ощущение присутствия святого в церковной общине, обладающей его мощами. Григорий Нисский пишет, что те, кто держит мощи, заключают в объятия живое тело святого, исполненное силы; они ощущают его присутствие всеми чувствами и, проливая слезы почитания и любви, обращают к нему молитвы о заступничестве так, словно он был перед ними (PG, 46, 740В). Поэтому обретение мощей святого воспринимается как обретение заступника, посланного Богом данной общине. Бл. Августин говорит об обретении мощей первомученика Стефана: *Столь долго его тело лежало сокрытым. Оно явилось, когда Бог пожелал этого. Оно принесло свет всем странам, им были совершены такие чудеса*. Св. Амвросий Медиоланский рассматривает обретение мощей мучеников Гервасия и Протасия как дар Божий и благодать, посланные его пастве во время его служения, и добавляет: *Хотя я не удостоился стать мучеником, я по крайней мере этих мучеников улучил для вас*. Перенося мощи святого в свой храм (или город), община обретает патрона и покровителя. Показательно, что церемония перенесения мощей была построена по образцу церемониала вступления в город (adventus) императора (т.е. в позднеантичном понимании верховного покровителя гражданской общины). Именно таким восприятием объясняются распространенные споры о том, какому городу или какому храму должны принадлежать мощи того или другого святого, равно как и нередкие случаи похищения мощей. Первым перенесением мощей в истории русской церкви было открытие мощей вел. кн. Ольги, которые были перенесены в Десятинную церковь Св. Владимиром. Вслед за этим при Ярославе в 1026 г. были извлечены из могил и положены в церкви тела свв. Бориса и Глеба, в 1072 г. они были торжественно перенесены в новую церковь; еще одно торжественное перенесение было совершено в 1115 г. Перенесение мощей приобретает особую значимость в связи с тем, что в церкви утверждается обычай строить храмы на мощах святых. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Это установление восходит, видимо, к обыкновению возводить храмы над могилами мучеников, сложившемуся еще во времена гонений. Правило, согласно которому ни одна церковь не должна была строиться не на мощах святых, которые должны были полагаться под алтарем, было принято Пятым карфагенским собором (правило 10). В VI-VIII вв., однако, еще случались отдельные отступления от этого правила. Строить церкви без полагания мощей было воспрещено VII Вселенским собором. Здесь указывалось, чтобы в тех храмах, которые были освящены без мощей, было совершено положение мощей; если же какой-либо епископ освятил бы без мощей новый храм, то он должен был быть отлучен *как преступивший церковные предания* (правило 7) (одной из причин принятия это правила было непочитание мощей частью иконоборцев, против которых и был направлен VII Вселенский собор). Мощи помещались также в алтаре переносных церквей. В силу данного развития в церковной практике утвердилось правило не совершать Евхаристию не на мощах святых. Поэтому, в частности, в практике русской церкви мощи непременно зашиваются в антиминс (льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб, который кладется на Престол и на котором совершается освящение Св. Даров) и священник может служить литургию без Престола (только на антиминсе); в греческой церкви мощи в антиминс не зашиваются, поскольку не допускается служение литургии не на настоящем Престоле с положенными в нем мощами. В любом случае мощи рассматриваются как необходимое условие совершения литургии. Почитание мощей связано с присущим им даром чудотворения, т.е. считается, что благодатные дары, данные святому, сохраняются в его мощах. К этим дарам относится прежде всего сила исцелять различные болезни и изгонять бесов. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, *бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, слепые презирают, прокаженные очищаются, искушения и скорби исчезают* (Точное изложение, кн. IV, гл.15). В силу этого храмы и монастыри, в которых содержатся мощи особо почитаемых святых, становятся местом паломничества (в России к таким центрам относится прежде всего Киево-Печерский монастырь), вокруг них могут образоваться особые общины исцеленных и переживших изгнание бесов. Доступ к мощам мог быть как постоянным, так и временным. В греческой церкви мощи обычно хранились в алтаре и предлагались для поклонения народу лишь в день памяти святого и в храмовые праздники. Антоний Новгородец в своей *Книге Паломник* (хождение в Константинополь около 1200 г.) рассказывает, что там *есть монастырь святого пророка Илии и в нем церковь, и в ней мощей святых множество, и на праздник по всей церкви поставляют столы и на них возлагают мощи святых*. Мощи могли носить в крестных ходах и возлагать на больных. Многие *мощи святых источали миро, о чем специально говорит Иоанн Дамаскин в *Точном изложении веры*. Мощи святых могут представлять собой как целые тела, так и одни лишь части или частицы тел. Обыкновение расчленять мощи святых на части, которые помещались затем в разных храмах, сложилось достаточно рано и получило особое распространение в греческой церкви. Феодорит Киррский (ок. 393 ок. 466) пишет о святых: *Мужественные души Победоносцев витают на небе, что же касается до тел, то не скрывает один гроб тело каждого, но города и селения, разделив их (тела) между собой, называют их спасителями и врачами душевными и телесными и чтут их как защитников и хранителей* (PG, 82, 1449). Это может приводить к расхищению останков святых. Так, тело константинопольского патриарха Евтихия (ум. 582 г.) едва не было расхищено еще в то время, когда его несли в храм для погребения. Отдельные протесты против подобных действий (например, уже упоминавшийся указ Феодосия Великого 386 г., запрещавший расхищение мощей и торговлю ими, или послание папы Григория Великого к императрице Констанции с отказом прислать главу апостола Павла) не имеют длительного влияния. Мощи могут быть как нетленными, так и тленными. Нетление мощей как свидетельство святости не является обязательным признаком (см. канонизация) и получает значимость лишь в относительно позднюю эпоху. Многие сохранившиеся до наших дней мощи, равно как и многочисленные древние свидетельства показывают мощи как кости святых. В повести об обретении мощей первомученика Стефана рассказывается, что его тело обратилось в прах. Говоря о мощах апостолов Петра и Павла, Бл. Иероним называет их ossa veneranda, т.е. почитаемые кости. Мощи апостолов Андрея, Луки и Тимофея, перенесенные в Константинополь императором Констанцием, помещались в небольших ковчежцах, т.е. представляли собой кости. И в позднейшее время афонские монахи могли специально подчеркивать, что мощи афонских святых представляют исключительно кости, поскольку, согласно их объяснению, они для поддержания веры не нуждаются в сверхестественных знаках. С древнейших времен появлялись, однако, и мощи в виде нетленных тел. Так, Василий Великий говорит о неповрежденном теле мученицы Иулитты. В позднейшее время, однако, нетленность мощей часто рассматривается как свидетельство святости, т.е. как действие благодати, пронизывающей тело святого, как сверхестественное состояние, соответствующее присущему мощам дару чудотворения. Так, в похвале патриарху Арсению (ум. 1273 г), противнику латинофильской политики Палеологов, написанной в конце XIV в., говорится о его неповрежденном тлением теле, приносящем исцеление; нетленные мощи патриарха противопоставляются *раздутому* и безобразному трупу его гонителя Михаила VIII Палеолога; нетленные мощи патриарха рассматриваются как свидетельство его святости, а разлагающееся тело императора как результат отлучения, которому Арсений поверг Михаила VIII. Нетление мощей как признак святости приобретает особую значимость в русской церкви. Представление о нетлении как свидетельстве святости вступало в сложное и противоречивое взаимодействие с народным представлением о нетлении как результате неправедной смерти, существовавшем и у греков, и у восточных славян (умершие под клятвою, заложные покойники). В поздних греческих сочинениях может подчеркиваться отличие мощей, сохранившихся в виде целых тел, от неразрушенных тел пребывающих под клятвою покойников: первые благообразны, благовонны и засохлы, вторые безобразны, зловонны и раздуты как барабаны (ср. упомянутое выше описание тела Михаила VIII). И в данном случае представления о святости в христианском понимании и о ее признаках могли выступать как радикальный отказ от традиционных воззрений. Наряду с мощами в узком смысле слова, аналогичное почитание может распространяться и на ряд других предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего ту ткань, в которую облекаются мощи (так наз. брандеум), воск от свечей, стоявших на могиле святого и т.д. Богословское осмысление почитания мощей основывается на понимании творения как благого деяния Божия, в котором изначально содержится благая воля Творца, замысел Божий о спасении мира и его преображении в грядущем Царствии Небесном. Мощи святых представляют собой частицы этого преображенного вещества, исполненного Божественной благодатью, Царствие Небесное зримо присутствует в них уже в нынешнем веке. Св. Амвросий Медиоланский в слове о свв. Назарии и Кельсии называет мощи *семенами вечности*. Соответственно, почитание мощей понимается как почитание тех, кто в своем духовном подвиге осуществил замысел Творца о мире. Бл. Иероним в послании к Рипарию о Вигилянции пишет: *Не почитаем, не поклоняемся, не служим твари более Творца, почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они пострадали*. Это суждение Бл. Иеронима о мощах полностью соответствует известному тезису св. Василия Великого о почитании икон (*честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз* PG, 32, 149С). Особенно четко вопрос о почитании мощей был разработан св. Иоанном Дамаскиным. Поскольку ряд иконоборцев наряду с поклонением иконам отрицал и поклонение мощам святых, Дамаскин в своих Словах в защиту святых икон говорит и о мощах. Он пишет, что *святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Св. Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их, не по существу, но по благодати и действию (энергии)* (ou kat ousian, alla cariti kai energeia PG, 94, 1249CD). Поклонение мощам, так же как поклонение иконам, выражает признание значимости вещества в домостроительстве спасения (в преображении мира). Дамаскин, указав на Боговоплощение как исходный момент этого домостроительства, продолжает: *Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества совершившему мое спасение... Почитаю же и благоговею и перед остальным веществом, при посредстве которого совершилось мое спасение, как перед исполненным божественными силами (энергиями) и благодатью* (PG, 94, 1245АВ). Таким образом, мощи суть явление обоженной твари, через которую совершается спасение человечества, преображение вещества мира в обоженное вещество грядущего Царствия.

  1. мощиМОЩИstrong ИИstrong с. мн. Мощи останки умершего святогоem Мошти стыихъ съ врою цли. Изб и цловавъ мощи въложиша въ рак каман. СкБГ XII г аще отъсел обрщетьс епспъ без...Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
  2. мощиостанки умерших сохраняющиеся длительное время нетленными что якобы свидетельствует об их святости. По учению правосл. церкви нетленными являются останки лиц особо угодив...Атеистический словарь
  3. мощиостанки умерших сохраняющиеся длительное время нетленными что якобы свидетельствует об их святости. По учению правосл. церкви нетленными являются останки лиц особо угодив...Атеистический словарь II
  4. мощиостанки так называемых святых См. Святые являющиеся в католической и православной церквах предметами религиозного почитания реликвиями См. Реликвии. Культ М. установлен ...Большая Советская энциклопедия II
  5. мощиж. мн. reliquie живые мощи разг. magro come un chiodo grissino cadavere vivente ambulante Итальянорусский словарь. Синонимы глиста глиста в скафандре живые мощи задох...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. мощимощи мн. рел. Reliquien f plСинонимы глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофрукт ходячие мощи...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. мощимн. ч. рел.Reliquien f pl глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофрукт ходячие мощи худой худо...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. мощиживые мощиходячие мощиСинонимы глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофрукт ходячие мощи худой...Большой русско-английский фразеологический словарь
  9. мощимн. рел.em reliquias f pl разг.em о худом человекее ходяuчие моuщи esqueleto viviente costal de huesos...Большой русско-испанский словарь
  10. мощисущ. рел.мощот словаem мощь сущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  11. мощимн. рел. reliques f pl живые мощии разг. relique vivante...Большой русско-французский словарь
  12. мощиТаскать мощамиstrong кого. Народн.em Плохо говорить об умершем. СРНГ . Бросить мощиstrong куда. Жарг. мол.em . Лечь прилечь. . Сесть присесть кудал. Максимов . Живые ход...Большой словарь русских поговорок
  13. мощимн. рел.reliques f plживые мощии разг. relique vivante глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сух...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. мощиостанки людей подвергшиеся естественной мумификации и объявляемыедуховенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных икатоликов....Большой энциклопедический словарь II
  15. мощиМОЩИ останки людей подвергшиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных и католиков....Большой энциклопедический словарь III
  16. мощиМОЩИ останки людей подвергшиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных и католиков....Большой Энциклопедический словарь V
  17. мощиостанки святых обладающие по церковному учению способностью творить чудеса и выступающие объектом религиозного поклонения у православных и католиков. Почитание мощей нео...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. мощиостанки святых обладающие по мнению верующих чудодейственной силой....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  19. мощинетленные останки святых. глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофрукт ходячие мощи худой худо...Краткий церковнославянский словарь
  20. мощиМощи reliquiae...Латинский словарь
  21. мощией мн.em Высохшие мумифицировавшиеся останки людей почитаемых церковью святыми имеющие по суеверным представлениям чудодейственную силу. .strong разг.em Об очень худом из...Малый академический словарь
  22. мощикорень МОЩ окончание И Основа слова МОЩВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой МОЩ И Слово Мощи содержит следующие морфемы или части пристав...Морфемный разбор слова по составу
  23. мощимощи мн. Высохшие мумифицировавшиеся останки иногда отдельные кости человека почитаемого церковью святым. перен. разг. Изможденность худоба....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  24. мощимощи мощи ей...Орфографический словарь
  25. мощимн. Р.u мощей Синонимы глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофрукт ходячие мощи худой худой к...Орфографический словарь русского языка
  26. мощист.слав. прах мертвое тело всякое тело усопшего останки святых в каком бы виде они ни были. Но главное почитание христиан относится к нетленным после смерти телам святы...Основы духовной культуры
  27. мощимн Останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются очень долго. Православные верят что они сохраняют святость и после смерти святого и сообщают благодать тому мест...Основы православной культуры
  28. мощиОрфографическая запись слова мощи Ударение в слове мощи Деление слова на слоги перенос слова мощи Фонетическая транскрипция слова мощи [мо] Характеристика всех звуков м ...Полный фонетический разбор слов
  29. мощиостанки тел святых христианской Церкви сохраняющиеся нетленными.Синонимы глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки ре...Православный энциклопедический словарь
  30. мощиОстанки людей подвергщиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у католиков и православных.Источник Религиозны...Религиозные термины
  31. мощимощ щей и щв....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  32. мощиЖивые ходячие мощи.hЖив ходяч мош сама снасть аж тлнний тлнна....Російсько-український словник сталих виразів
  33. мощиОстанки почитаемых христ. церковью святых чаще всего костные независимо от их физич. сохранности. Церковное почитание М. занимающее важное место в жизни приверженцев прав...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  34. мощиоставшиеся нетленными после смерти тела святых христианской церкви способные творить чудеса. Смысл почитания мощей заключается в учении Свящ. Писания об участии христианс...Русская энциклопедия
  35. мощимощи ейСинонимы глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофрукт ходячие мощи худой худой как щепк...Русский орфографический словарь
  36. мощиЕд. нет . qurumu csdlr quru torpaq altnda qalmaqdan qurumu v mumiyalam csd qalqlar xristian ruhanilri avam xalq aldatmaq n bunlar tbrrk kimi qlm verirdilr . mc. quru csd ...Русско-азербайджанский словарь
  37. мощимощи мн. рел.irelic of ai saints body sg. i iживые мощи разг.i walking skeleton sg. i...Русско-английский словарь
  38. мощимощи мн. relic sg. живые мощи walking skeleton sg....Русско-английский словарь II
  39. мощиN...Русско-армянский словарь
  40. мощиМошчы живые ходячие мощи разг. жывыя хадзячыя мошчы...Русско-белорусский словарь
  41. мощицерк. перен. разг.i мошчы ед. нетiживые ходячие мощи разг.i жывыя хадзячыя мошчы...Русско-белорусский словарь II
  42. мощиereklye глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофрукт ходячие мощи худой худой как щепка худущи...Русско-венгерский словарь
  43. мощитолько мн. шрмей саталан лк мндайларды христиан шркеу улие адамны сйег деп тсндрлген а живые мощи ары кс у сйек кс...Русско-казахский словарь
  44. мощимн. рел. адамдын кургак жердеги крд жатып катып калган денеси элди алдоо чн аны динчилдер олуя деп жарыялашат живые мощи тыржыйган абдан арык киши....Русско-киргизский словарь
  45. мощией ам . . Живые ходячие мощи. Синонимы глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофрукт ходячие...Русско-китайский словарь
  46. мощиpi...Русско-латышский словарь
  47. мощиpalaikai b...Русско-литовский словарь
  48. мощисвятыеem Reliquie...Русско-немецкий словарь по искусству
  49. мощимощимн. рел. живые ....Русско-новогреческий словарь
  50. мощимн релu relquias fpl живые мощи ходячие мощиСинонимы глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофр...Русско-португальский словарь
  51. мощимощи турбат...Русско-таджикский словарь
  52. мощимн.мет калдыклары санаклар чирк тарафыннан изге саналган сяклр тырнаклар .б.ш. живые м. как сяк ябык кеше тур....Русско-татарский словарь
  53. мощимн.живые мощи canl cenaze глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофрукт ходячие мощи худой худ...Русско-турецкий словарь
  54. мощиostatky relikvie...Русско-чешский словарь
  55. мощиrelik.strong relik...Русско-шведский словарь
  56. мощи.strong reliikvia.strong sile silmed...Русско-эстонский словарь
  57. мощимощи мощейСинонимы глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останки реликвия скелет сухофрукт ходячие мощи худой худой как щ...Русское словесное ударение
  58. мощислав. мертвое тело прах останки святых или тела любого усопшего....Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
  59. мощиостанки умерших сохраняющиеся длительное время нетленными что якобы свидетельствует об их святости. По учению православной церкви нетленными являются останки лиц особо уг...Словарь исторических терминов
  60. мо'щиейem мн.i тв. мн.i амиem и ьмиem.Нетленные останки святых.В той сосудохранительницfont показывали мнfont святых мощей. Пут. Тлст. II . ко многоцfontлебным святых угодник...Словарь русского языка XVIII в
  61. мощи'.См. Мочь...Словарь русского языка XVIII в
  62. мощимощи кожа да кости скелет реликвия мумия мощь загробная останки сухофрукт худой ходячие живые мощи худой как щепка глиста в скафандре задохлик кощей худущий глиста Словар...Словарь синонимов II
  63. мощимощи кожа да кости скелет реликвия мумия мощь загробная останки сухофрукт худой ходячие живые мощи худой как щепка глиста в скафандре задохлик кощей худущий глиста...Словарь синонимов
  64. мощиE сущu см. _Приложение IIмощеймощаммощимощамио мощахНеверы очищают православьеГоненьями и вскрытием мощБольшевики отстраивают зданьяНа цоколях снесенного Кремля.М.А. Воло...Словарь ударений русского языка
  65. мощиI останки тела святых любые человеческие кости.глаг. быть в состоянии мочь. глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости кощей мощь загробная мумия останк...Словарь церковнославянского языка
  66. мощиМОЩИ останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными. Частицы мощей вшиваются в антиминс....Словарь церковных терминов II
  67. мощиостанки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными. Частицы мощей вшиваются в антиминс....Словарь церковных терминов
  68. мощиМОЩИ останки людей подвергшиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных и католиков....Современный энциклопедический словарь
  69. мощиМОЩИ мощь и пр. см. мочь....Толковый словарь живого великорусского языка
  70. мощиМОЩИ ей. Высохшие останки людей почитаемые церковью святыми ичудотворными. Живые мощи разг. об очень исхудалом человеке....Толковый словарь Ожегова
  71. мощиМОЩИ мощей ед. нет. . Высохшие мумифицировавшиеся вследствие пребывания в сухой почве остатки человеческого тела выдаваемые церковью преимущ. православной и католической ...Толковый словарь русского языка II
  72. мощимощи мощи ей. Высохшие останки людей почитаемые церковью святыми и чудотворными. Живые разг. об очень исхудалом человеке....Толковый словарь русского языка II
  73. мощиМОЩИ ей. Высохшие останки людей почитаемые церковью святыми и чудотворными. Живые мощи разговорное об очень исхудалом человеке....Толковый словарь русского языка
  74. мощиУдарение в слове мощиУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове мощи...Ударение и правописание
  75. мощимощи мощей мощам мощи мощами мощах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы глиста глиста в скафандре живые мощи задохлик кожа да кости ко...Формы слова
  76. мощиМощи тела святых христианской церкви оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание М. как святыни ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонени...Энциклопедический словарь
  77. мощиМОЩИ останки людей подвергшиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных и католиков....Энциклопедический словарь естествознания
  78. мощитела святых христианской церкви оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание М. как святыни ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений хрис...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  79. мощиМощиstrong. Заимств. из ст.сл. яз. Форма мн. ч. от сущ мощьi сила. Мощиi буквально силы способные совершить чудеса. См. мощьi мочьi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  80. мощиЭто название останков человека почитаемого святым было заимствовано из старославянского в котором образовано от мошть сила. Буквально слово мощи значит мощные силы творя...Этимологический словарь Крылова
  81. мощиЗаимств. из ст.сл. яз. Форма мн. ч. от сущ мощьem сила. Мощиem буквально силы способные совершить чудеса. См. мощьem мочьem.Синонимы глиста глиста в скафандре живые мощи...Этимологический словарь русского языка