Святая Русь - энциклопедический словарь

САМОДЕРЖАВИЕ

монархическая форма правления в России, соответствовавшая традиционным идеалам русского народа, при которой носителю верховной власти - Царю, Императору - принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде. В своей вековой мудрости, сохраненной популярными изречениями поговорок и пословиц, наш народ, совершенно по-христиански, обнаруживает значительную долю скептицизма к возможности совершенства в земных делах. "Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы", говорит он, но прибавляет: "От запада до востока нет человека без порока". При том же "в дураке и царь не волен", а между тем "один дурак бросит камень, а десять умных не вытащат". Это действие человеческого несовершенства, нравственного и умственного, исключает возможность устроиться вполне хорошо, тем более что если глупый вносит много вреда, то умный, иногда, больше. "Глупый погрешает один, а умный соблазняет многих". В общей сложности приходится сознаться: "Кто Богу не грешен, царю не виноват!" Сверх того, интересы жизни сложны и противоположны: "Ни солнышку на всех не угреть, ни царю на всех не угодить", тем более что "до Бога высоко, до царя далеко". Общественно-политическая жизнь, таким образом, не становится культом русского народа. Его идеалы - нравственно-религиозные. Религиозно-нравственная жизнь составляет лучший центр его помышлений. Он и о своей стране мечтает именно как о "Святой Руси", руководствуясь в достижении святости материнским учением Церкви. "Кому Церковь не мать, тому Бог не отец", говорит он. Такое подчинение мира относительного (политического и общественного) миру абсолютному (религиозному) приводит русский народ к исканию политических идеалов не иначе как под покровом Божиим. Он ищет их в воле Божией, и, подобно тому как царь принимает свою власть лишь от Бога, так и народ лишь от Бога желает ее над собою получить. Такое настроение естественно приводит народ к исканию единоличного носителя власти, и притом подчиненного воле Божией, т.е. именно монарха-самодержца. Это психологически неизбежно. Но уверенность в невозможности совершенства политических отношений приводит народ не к унижению их, а, напротив, к стремлению в возможно большей степени повысить их, посредством подчинения их абсолютному идеалу правды. Для этого нужно, чтобы политические отношения подчинялись нравственным, а для этого, в свою очередь, носителем верховной власти должен быть один человек, решитель дел по совести. В возможность справедливо устроить общественно-политическую жизнь посредством юридических норм народ не верит. Он требует от политической жизни большего, чем способен дать закон, установленный раз навсегда, без соображения с индивидуальностью личности и случая. Это вечное чувство русского человека выразил и Пушкин, говоря: "закон - дерево", не может угодить правде, и поэтому "нужно, чтобы один человек был выше всего, выше даже закона". Народ издавна выражает то же самое воззрение на неспособность закона быть высшим выражением правды, искомой им в общественных отношениях: "Закон что дышло - куда поворотишь, туда и вышло", "Закон что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет". С одной стороны, "всуе законы писать, когда их не исполнять", но в то же время закон иногда без надобности стесняет: "Не всякий кнут по закону гнут", и по необходимости "нужда свой закон пишет". Если закон поставить выше всяких других соображений, то он даже вредит: "Строгий закон виноватых творит, и разумный тогда поневоле дурит". Закон, по существу, условен: "Что город, то норов, что деревня, то обычай", а между тем "под всякую песню не подпляшешься, под всякие нравы не подладишься". Такое относительное средство осуществления правды никак не может быть поставлено в качестве высшего "идеократического" элемента, не говоря уже о злоупотреблениях. А они тоже неизбежны. Иногда и "законы святы, да исполнители супостаты". Случается, что "сила закон ломит" и "кто закон пишет, тот его и ломает". Нередко виноватый может спокойно говорить: "Что мне законы, когда судьи знакомы?" Единственное средство поставить правду высшею нормой общественной жизни состоит в том, чтобы искать ее в личности, и внизу, и вверху, ибо закон хорош только по тому, как он применяется, а применение зависит от того, находится ли личность под властью высшей правды. "Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы". "Кто сам к себе строг, того хранит и царь, и Бог". "Кто не умеет повиноваться, тот не умеет и приказать". "Кто собой не управит, тот и другого на разум не наставит". Но эта строгость подданных к самим себе хотя и дает основу действия для верховной власти, но еще не создает ее. Если верховную власть не может составить безличный закон, то не может дать ее и "многомятежное человеческое хотение". Народ повторяет: "Горе тому дому, коим владеет жена, горе царству, коим владеют многие". Собственно говоря, правящий класс народ признает широко, но только как вспомогательное орудие правления. "Царь без слуг, как без рук" и "Царь благими воеводы смиряет мира невзгоды". Но этот правящий класс народ столь же мало идеализирует, как и безличный закон. Народ говорит: "Не держи двора близ княжева двора" и замечает: "Неволя, неволя боярский двор: походя поешь, стоя выспишься". Хотя "с боярами знаться - ума набраться", но также и "греха не обобраться". "В боярский двор ворота широки, да вон узки: закабаливает". Не проживешь без служилого человека, но все-таки: "Помутил Бог народ - покормил воевод" и "Люди ссорятся, а воеводы кормятся". Точно так же: "Дьяк у места, что кошка у теста", и народ знает, что нередко - "Быть так, как пометил дьяк". Вообще в минуту пессимизма народная философия способна задаваться нелегким вопросом: "В земле черви, в воде черти, в лесу сучки, в суде крючки: куда уйти?" И народ решает этот вопрос, уходя к установке верховной власти в виде единоличного нравственного начала. В политике Царь для народа неотделим от Бога. Это вовсе не обоготворение политического начала, но подчинение его божественному. Дело в том, что "Суд царев, а правда Божия". "Никто против Бога да против царя", но это потому, что "царь от Бога пристав". "Всякая власть от Бога". Это не есть власть нравственно произвольная. Напротив: "Всякая власть Богу ответ даст". "Царь земной под Царем небесным ходит", и народная мудрость многозначительно добавляет даже: "У Царя царствующих много царей". Но, ставя Царя в такую полную зависимость от Бога, народ в царе призывает Божью волю для верховного устроения земных дел, предоставляя ему для этого всю безграничность власти. Это не передача Государю народного самодержавия, как бывает при идее диктатуры и цесаризма, а просто отказ от собственного самодержавия в пользу Божьей воли, которая ставит царя, как представителя не народной, а Божественной власти. Царь, таким образом, является проводником в политическую жизнь воли Божией. "Царь повелевает, а Бог на истинный путь наставляет". "Сердце царево в руке Божией". "Чего Бог не изволит, того и царь не изволит". Но, получая власть от Бога, царь, с другой стороны, так всецело принимается народом, что совершенно неразрывно сливается с ним. Ибо, представляя перед народом в политике власть Божью, царь перед Богом представляет народ. "Народ тело, а царь голова", и это единство так неразделимо, что народ даже наказуется за грехи царя. "За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует", и в этой взаимной ответственности царь стоит даже на первом месте. "Народ согрешит - царь умолит, а царь согрешит - народ не умолит". Идея в высшей степени характеристичная. Легко понять, в какой безмерной степени велика нравственная ответственность царя при таком искреннем, всепреданном слиянии с ним народа, когда народ, безусловно ему повинуясь, согласен при этом еще отвечать за его грехи перед Богом. Невозможно представить себе более безусловного монархического чувства, большего подчинения, большего единения. Но это не чувство раба, только подчиняющегося, а потому не ответственного. Народ, напротив, отвечает за грехи царя. Это, стало быть, перенос в политику христианского настроения, когда человек молит "да будет воля Твоя" и в то же время ни на секунду не отрешается от собственной ответственности. В царе народ выдвигает ту же молитву, то же искание воли Божией, без уклонения от ответственности, почему и желает полного нравственного единства с царем, отвечающим перед Богом. Для нехристианина этот политический принцип трудно понятен. Для христианина - он светит и греет как солнце. Подчинившись в царе до такой безусловной степени Богу, наш народ не чувствует от этого тревоги, а, напротив, успокаивается. Его вера в действительное существование, в реальность Божией воли выше всяких сомнений, а потому, сделав со своей стороны все для подчинения себя воле Божией, он вполне уверен, что и Бог его не оставит, а, стало быть, даст наибольшую обеспеченность положения. Вдумываясь в эту психологию, мы поймем, почему народ о своем царе говорит в таких трогательных, любящих выражениях: "Государь, батюшка, надежа, Православный Царь". В этой формуле все: и власть, и родственность, и упование, и сознание источника своего политического принципа. Единство с царем для народа не пустое слово. Он верит, что "народ думает, а царь ведает" народную думу, ибо "царево око видит далеко", "царский глаз далеко сягает" и "как весь народ воздохнет - до царя дойдет". При таком единстве ответственность за царя совершенно логична. И понятно, что она несет не страх, а надежду. Народ знает, что "благо народа в руке царевой", но помнит также, что "до милосердного царя и Господь милосерд". С таким миросозерцанием становится понятно, что "нельзя царству без царя стоять". "Без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится". "Без царя земля вдова". Это таинственный союз, непонятный без веры, но при вере - дающий и надежду, и любовь. Неограниченна власть царя. "Не Москва государю указ, а государь Москве". "Воля царская - закон". "Царское осуждение бессудно". Царь и для народа, как в христианском учении, недаром носит меч. Он представитель грозной силы. "Карать да миловать - Богу да Царю". "Где царь, там гроза". "До царя идти - голову нести". "Гнев царя - посол смерти". "Близ царя - близ смерти". Царь источник силы; но он же источник славы: "Близ царя - близ чести". Он же источник всего доброго: "Где царь, там и правда", "Богат Бог милостью, а государь жалостью", "Без царя народ сирота". Он светит как солнце: "При солнце тепло, при государе добро". Если иногда и "грозен царь, да милостив Бог". С такими взглядами, в твердой надежде, что "царь повелевает, а Господь на истинный путь направляет", народ стеной окружает своего "батюшку" и "надежу", "верой и правдой" служа ему. "За Богом молитва, за царем служба не пропадает", говорит он и готов идти в своей исторической страде куда угодно, повторяя: "Где ни жить, одному царю служить" - и во всех испытаниях утешая себя мыслью: "На все святая воля царская". Эта тесная связь царя с народом, характеризующая нашу монархическую идею, выработана, собственно, не аристократической и не демократической Новгородско-казачьей Россией, но Россией земской, которая выросла вместе с самодержавием. Эта идея и стала характеристично русской, глубоко засев в народном инстинкте. Ни демократическая, ни аристократическая идея при этом не исчезли, но во все критические, решающие моменты Русской истории голос могучего инстинкта побеждал все шатания политических доктрин и возвышался до гениальной проницательности. Замечательна память об ореоле, которым русский народ окружил "опальчивого" борца за самодержавие, опускавшего столь часто свою тяжкую руку и на массы, ему безусловно верные. На борьбу Иоанна IV с аристократией народ смотрел, как на "выведение измены", хотя, строго говоря, "изменников России" в прямом смысле Иоанн почти не имел перед собой. Но народ чуял, что у его противников была измена народной идее верховной власти, вне которой уже не представлял себе своей "Святой Руси". Смутное время сделало, казалось, все возможное для подрыва идеи власти, которая не сумела ни предотвратить, ни усмирить смуты, а потом была омрачена позорной узурпацией бродяги самозванца и иноземной авантюристки. С расшатанностью царской власти аристократия снова подняла голову: начали брать с царей "записи". С другой стороны, демократическое начало казачьей вольницы подрывало монархическую государственность идеалом общего социального равенства, охраняемого казачьим "кругом". Но ничто не могло разлучить народ с идеей, вытекающей из его миросозерцания. Он в унижении царской власти видел свой грех и Божье наказание. Он не разочаровывался, а только плакал и молился: Ты, Боже, Боже, Спасе милостивый, К чему рано над нами прогневался, Наслал нам, Боже, прелестника, Злого расстригу, Гришку Отрепьева. Ужели он, расстрига, на царство сел?.. Расстрига погиб, и при виде оскверненной им святыни народ вывел заключение не о какой-либо реформе, а о необходимости полного восстановления самодержавия. Главной причиной непопулярности Василия Шуйского были уступки боярству. "Запись Шуйского и целование креста в исполнении ея, - говорит Романович-Славатинский, - возмутили народ, возражавший ему, чтобы он записи не давал и креста не целовал, что того искони веков в Московском государстве не важивалось". А между тем "ограничение" состояло всего только в обязанности не казнить без суда и в признании совещательного голоса боярства. То и другое каждый царь и без записи соблюдал, но монархическое чувство народа оскорблялось не содержанием обязательств, а фактом превращения обязательности нравственной в юридическую. Тушинско-Болотниковская приманка казачьей вольности тоже не получила торжества. Тушинцы и болотниковцы были осознаны как воры, столь же опасные, как враги иноземные, как враги всего общественного порядка. Всеобщий бунт против королевича не менее характеристичен. Кандидатура Владислава сулила водворить порядок на началах "конституционных", в которых права русской нации были широко ограждены. Он принял обязательство ограничить свою власть не только аристократическою боярскою Думою, но также Земским собором. Под контроль Земского собора он ставил свое обязательство не изменять русских законов и не налагать самовольно податей. С современной либеральной точки зрения восшествие иностранного принца на таких условиях не нарушало ни в чем интересов страны. Но Россия московская понимала иначе свои интересы. Именно кандидатура Владислава и была последней каплей, переполнившей чашу. Поучительно вспомнить содержание прокламаций кн. Пожарского и других патриотов, возбуждавших народ к восстанию. Прокламации призывают к восстановлению власти царя. "Вам, господа, пожаловати, помня Бога и свою православную веру, советывать со всякими людьми общим советом, как бы нам в нынешнее конечное разорение быть не безгосударными". Конституционный королевич, очевидно, ничего не говорил сердцу народа. "Сами, господа, ведаете, продолжает прокламация, как нам без государя против общих врагов, польских, и литовских, и немецких людей, и русских воров - стоять? Как нам без государя о великих государственных и земских делах с окрестными государями ссылаться? Как государству нашему впредь стоять крепко и неподвижно?" Национально-монархическое движение стерло все замыслы ограничений самодержавия до такой степени, что теперь наши историки не могут даже с точностью восстановить, что именно успели бояре временно выхватить у Михаила. Во всяком случае, ограничительные условия были выброшены очень скоро в период непрерывного заседания земских соборов (между 1620-25). Народ смотрел на пережитое бедствие как на Божью кару, торжественно обещая царю "поисправиться" и заявляя Михаилу, что "без государя Московскому государству стояти не мочно" - "обрал" его "на всей его воле". Это торжество самодержавия характеристично тем, что оно было произведено земской Россией в борьбе против русского аристократического начала и русского же демократического. Россия земская, т.е. именно национальная, выражающая типичные особенности национальности, - отвергла в смуте все другие основы, кроме самодержавной, и воссоздала его в том же виде, в каком рисовалось оно Иоанну Грозному и той земской России, которая свою культурно-государственную жизнь строила на православном миросозерцании. Восстановление самодержавия, потрясенного смутой, и было всецело делом земской России. Управительные учреждения Московской монархии слагались в тесной связи с народным социальным строем. По самому типу своему верховная власть принимала под свое покровительство всех подданных, никому принципиально не отказывала в доверии и всех готова была признать как более или менее годную служебную для своих "государевых дел" силу. Этот непосредственный голос самодержавного чувства и сделал то, что развитие царской власти не душило народного самоуправления, но ободряло и развивало его. Отсюда и вышло, что общий тип управительных учреждений Московского государства, несмотря на массу частных недостатков, происходящих от младенчески невежественного состояния собственно юридических знаний, складывался в нечто очень жизненное, в полном смысле идеальное, к сожалению, не только оставшееся неразвившимся, но впоследствии, по неблагоприятным обстоятельствам, даже захиревшее. Общая система власти в Московском царстве сложилась в таком виде. Надо всем государством высился "Великий Государь", Самодержец. Его компетенция в области управления была безгранична. Все, чем только жил народ, его потребности политические, нравственные, семейные, экономические, правовые - все подлежало ведению верховной власти. Не было вопроса, который считался бы не касающимся царя, и сам царь признавал, что за каждого подданного он даст ответ Богу: "аще моим несмотрением согрешают". Царь - не только направитель всех текущих правительственных дел в виде защиты внешней безопасности, внутреннего порядка, справедливости и связанных с этим вопросов законодательных и судебных. Царь есть направитель всей исторической жизни нации. Это власть, которая печется и о развитии национальной культуры, и об отдаленнейших будущих судьбах нации. Царская власть развивалась вместе с Россией, вместе с Россией решала спор между аристократией и демократией, между Православием и инославием, вместе с Россией была унижена Татарским игом, вместе с Россией была раздроблена уделами, вместе с Россией объединяла старину, достигла национальной независимости, а затем начала покорять и чужеземные царства, вместе с Россией сознала, что Москва - Третий Рим, последнее и окончательное всемирное государство. Царская власть - это как бы воплощенная душа нации, отдавшая свои судьбы Божьей воле. Царь заведует настоящим, исходя из прошлого и имея в виду будущее нации. Отсюда, теоретически рассуждая, необходима полнейшая связь царя с нацией, как в том, что касается общего их подчинения воле Божией, так и в том, что касается самого тела нации, ее внутреннего социального строя, посредством которого толпа превращается в общественный организм. В Русской царской власти эта связь практически была достигнута самим ее происхождением из: 1) церковной идеи и 2) родового, а затем 3) вотчинного строя. В самом процессе своего развития царская власть входила в связь и с церковным, и с социальным строем. Во всем этом было мало сознательности. Ее негде было взять. Византийская доктрина скорее может быть названа традицией, нежели доктриной, а идея церковная лишь делала строй религиозный направителем политического, но не исследовала объективных законов социальной жизни. Теоретического сознательного строения государственной власти - не могло быть. Но было очень сильное органическое сложение страны, которое давало возможность идее верховной власти осуществиться на очень правильных социальных основах. Царская власть, упраздняя еще со времен Андрея Боголюбского как аристократическую, так и демократическую власть в качестве верховных, являлась посредницею между ними. Она, во имя религиозных начал, поддерживала справедливость в отношениях между всеми существующими в стране силами, т.е. умеряя чрезмерные притязания каждой, каждой давала справедливое удовлетворение. Цари-самодержцы явились охранителями прав народных. "Грозные государи Московские, Иоанн III и Иоанн IV, - писал историк И.Д. Беляев, - были самыми усердными утвердителями исконных крестьянских прав, и особенно царь Иван Васильевич постоянно стремился к тому, чтобы крестьяне в общественных отношениях были независимы и имели одинаковые права с прочими классами Русского общества". Если в отношении крестьян политика Годунова нарушила царские традиции, то общественных сил - и при нем не боялись, не исключали их участия в управлении, а, наоборот, привлекали их. Так как наша монархическая власть не создавала Русского народа из ничего, а сама возникла уже из готовых социальных сил родового строя, то этими силами она, естественно, пользовалась и для задач управительных. Для этого верховная власть не имела необходимости в теоретических соображениях, ибо социальные силы существовали фактически и с усечением их поползновений на верховенство - от них сами собой оставались элементы управительные. Таким образом, из аристократических элементов всех видов, княжеских владетельных родов, боярства и низшей дружины складывалось служилое сословие, в котором аристократия занимала важнейшие места, как в верхнем государственном управлении, боярской думе и приказах, так и в низшем. Многочисленные организации демократической власти - веча - государственные, городские и деревенские, точно так же переходили в разряд сил местного самоуправления. А все вместе - управительные силы страны являлись на помощь верховной власти в виде земских соборов. Л.А. Тихомиров

  1. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ монархич. форма правления в России при крой носителю верховной власти царю императору принадлежали верховные права в законодательстве утверждение законопро...Большая советская энциклопедия
  2. самодержавиемонархическая форма правления в России при которой носителю верховной власти царю императору принадлежали верховные права в законодательстве утверждение законопроектов ...Большая Советская энциклопедия II
  3. самодержавиес. autocrazia f assolutismo m царское самодержавие lassolutismo zarista Итальянорусский словарь. Синонимы абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия ...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. самодержавиесамодержавие с Selbstherrschaft f Autokratie f cСинонимы абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновласти...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. самодержавиесSelbstherrschaft f Autokratie f абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовластие царизм цар...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. самодержавиес.autocracia fem absolutismo mрское самодержаuвие autocracia zarista...Большой русско-испанский словарь
  7. самодержавиесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. самодержавиес. autocratie si f pouvoir m absolu absolutisme m...Большой русско-французский словарь
  9. самодержавиеангл. autocracy нем. Selbstherrschaft. Форма правления при крой верховная власть всецело и нераздельно принадлежит одному лицу монарху. См. АБСОЛЮТИЗМ АВТОКРАТИЯ ....Большой толковый социологический словарь II
  10. самодержавиес.autocratie f pouvoir m absolu absolutisme m абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовласт...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. самодержавиемонархическая форма правления в России. В вв. царьправил вместе с боярской думой в нач. вв. абсолютная монархия.см. Абсолютизм Автократия....Большой энциклопедический словарь II
  12. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ монархическая форма правления в России. В вв. царь правил вместе с боярской думой в нач. вв. абсолютная монархия. см. Абсолютизм Автократия....Большой энциклопедический словарь III
  13. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ монархическая форма правления в России. В вв. царь правил вместе с боярской думой в нач. вв. абсолютная монархия. см. Абсолютизм Автократия....Большой Энциклопедический словарь V
  14. самодержавиемонархическая форма правления в России при которой носитель верховной власти царь император обладал верховными правами в законодательной административной и судебной сфере...Большой юридический словарь
  15. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ монархическая форма правления в России при которой носитель верховной власти царь император обладал верховными правами в законодательной административной и ...Большой юридический словарь II
  16. самодержавиемонархическая форма правления в России при которой носителю верховной власти царю императору принадлежали верховные права в законодательстве утверждение законопроектов ...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  17. самодержавиесамодержавие падышалык самодержавие царское самодержавие....Киргизско-русский словарь
  18. самодержавиесамодержавие самодержавие путкыльтм уничтожение низвержение самодержавия...Коми (зырянский)-русский словарь
  19. самодержавиеникакими законами не ограниченная единоличная власть деспотическая система власти исключающая постоянное народное представительство во власти участие народа в законодател...Краткий исторический словарик
  20. самодержавиемонархическая форма правления в России. В его истории прослеживаются несколько этапов. В XVI XVII вв. монарх осуществлял свои права вместе с Боярской думой в XVIII в. н...Краткий исторический словарь
  21. самодержавиея ср.em Неограниченная власть монарха царя императора а также система государственного управления основанная на такой власти.Вот могучий Иоанн III первый царь русский зам...Малый академический словарь
  22. самодержавиекорень САМ соединительная гласная О корень ДЕРЖАВ суффикс И окончание Е Основа слова САМОДЕРЖАВИВычисленный способ образования слова Суффиксальныйи сложение основ С...Морфемный разбор слова по составу
  23. самодержавиеНачальная форма Самодержавие винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  24. самодержавиесамодержавие ср. а Неограниченная власть монарха. б Система государственного управления основанная на такой власти. разг. Неограниченная власть деспотизм....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. самодержавиесамодержавие самодержавие я...Орфографический словарь
  26. самодержавиеu сu Пр.u о самодержавии абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовластие царизм царский реж...Орфографический словарь русского языка
  27. самодержавиемонархическая форма правления в России в XV нач. XX вв. Содержание этого понятия исторически менялось. В XV в. это власть национальнонезависимая не ограниченная чужезем...Отечественная история в терминах и понятиях
  28. самодержавиемонархическая форма правления в России. В вв. царь правил вместе с боярской думой в нач. вв. абсолютная монархия. Абсолютизм Автократия....Политическая наука - Словарь-справочник
  29. самодержавиеСамодержавие монархическая форма правления в России. В вв. царь правил вместе с боярской думой в нач. вв. абсолютная монархия. Абсолютизм Автократия. Политическая на...Политология. Словарь.
  30. самодержавиесамодержавие самодержавия самодержавия самодержавий самодержавию самодержавиям самодержавие самодержавия самодержавием самодержавиями самодержавии самодержавиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  31. самодержавиеОрфографическая запись слова самодержавие Ударение в слове самодержавие Деление слова на слоги перенос слова самодержавие Фонетическая транскрипция слова самодержавие [с...Полный фонетический разбор слов
  32. самодержавиемонархическая форма правления в России при которой носителю верховной власти царю императору принадлежали верховные права в законодательстве утверждение законопроектов ...Российская государственность в терминах
  33. самодержавиемонархическая форма правления в России при которой царю с императору принадлежали верховные права в законодательстве управлении страной командовании армией и флотом и т....Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
  34. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ монархическая форма правления в России при которой царю с императору принадлежали верховные права в законодательстве управлении страной командовании армией ...Русская энциклопедия
  35. самодержавиесамодержавие яСинонимы абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовластие царизм царский режим...Русский орфографический словарь
  36. самодержавиеalleenheerskapy eo atokratio...Русский-африкаанс словарь
  37. самодержавиеСр мн. нет siyasi mtlqiyyt istibdad....Русско-азербайджанский словарь
  38. самодержавиесамодержавие с.iautocracy...Русско-английский словарь
  39. самодержавиесамодержавие с. autocracy самодержавный autocratic....Русско-английский словарь II
  40. самодержавиеautocracy...Русско-английский словарь политической терминологии
  41. самодержавиеautocracy...Русско-английский экономический словарь
  42. самодержавиеN...Русско-армянский словарь
  43. самодержавиеСамадзяржае самаладства свержение царского самодержавия звяржэнне царскага самадзяржая...Русско-белорусский словарь
  44. самодержавиеист.i самадзяржае ср.iсамаладства ср.iсвержение царского самодержавия звяржэнне царскага самадзяржая...Русско-белорусский словарь II
  45. самодержавиеnknyuralom abszolutizmus egyeduralom egyeduralom abszolutizmus nknyuralom абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченна...Русско-венгерский словарь
  46. самодержавиесамодержа Синонимы абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовластие царизм царский режим...Русско-ивритский словарь
  47. самодержавиеполит. самодержавие революцияа дейнг Ресейде патшаны шексз з бетмен билеушлг царское самодержавиее патша самодержавиес...Русско-казахский словарь
  48. самодержавиесамодержавие...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  49. самодержавиеср. ист. самодержавие падышанын чектелбеген жеке бийлиги свержение царского самодержавия падышалык самодержавиенин кулатылышы....Русско-киргизский словарь
  50. самодержавиеzhunzh zhd zhunzh zhngt jnzh zhunzhСинонимы абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовласт...Русско-китайский словарь
  51. самодержавиеpatvaldba...Русско-латышский словарь
  52. самодержавиес. истор. система правления Autokratie f неограниченная власть Selbstherrschaft f Absolutismus m....Русско-немецкий словарь
  53. самодержавиеAbsolutismus Einherrschaft Selbstherrschaft...Русско-немецкий юридический словарь
  54. самодержавиеAlleenheerschappij...Русско-нидерландский словарь
  55. самодержавиесамодержавиес ....Русско-новогреческий словарь
  56. самодержавиеautokrati eneherredmme selvherskerdmme абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовластие цари...Русско-норвежский словарь
  57. самодержавиеsamodzierawie samowadztwo...Русско-польский словарь
  58. самодержавиесabsolutismo mu poder absoluto monarquia fu absoluta абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие са...Русско-португальский словарь
  59. самодержавиеСамодержавиеutawala wa pekee tawala...Русско-суахили словарь
  60. самодержавиес самодержавие царское с. патша самодержавиесе...Русско-татарский словарь
  61. самодержавиесotokrasi mutlakyet arlk rejimi царский режим абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовласт...Русско-турецкий словарь
  62. самодержавиеnemitsevaltius itsevalta...Русско-финский словарь
  63. самодержавиеabsolutismus autokracie csastv samovlda...Русско-чешский словарь
  64. самодержавиеenvelde.strong envlde...Русско-шведский словарь
  65. самодержавие.strong absolutism.strong isevalitsus piiramatu ainuvalitsus...Русско-эстонский словарь
  66. самодержавиесамодержавие абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовластие царизм царский режим...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  67. самодержавиесамодержавие я Синонимы абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовластие царизм царский режи...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  68. самодержавиемонархическая форма правления при которой носителю верховной власти монарху императору царю королю герцогу и др. принадлежат верховные права а законодательстве утвержден...Словарь исторических терминов
  69. самодержавиесамодержавие автократия абсолютизм самовластие неограниченная монархия монархия абсолютная монархия царский режим царизм власть Словарь русских синонимов. самодержавие аб...Словарь синонимов II
  70. самодержавиесамодержавие автократия абсолютизм самовластие неограниченная монархия монархия абсолютная монархия царский режим царизм власть...Словарь синонимов
  71. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ монархическая форма правления в России при которой носитель верховной власти царь император обладал верховными правами в законодательной административной и ...Словарь юридических терминов
  72. самодержавиемонархич. форма правления в России когда носителю верх. власти царю императору принадлежали верх. права в законодательстве утверждение законопроектов в верх. управлении...Советская историческая энциклопедия
  73. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ монархическая форма правления в России. В вв. царь правил вместе с боярской думой в нач. вв. абсолютная монархия. см. Абсолютизм Автократия....Современный энциклопедический словарь
  74. самодержавиесм. Автократия Синонимы абсолютизм абсолютная монархия автархия автократизм автократия власть монархия неограниченная монархия одновластие самовластие царизм царский режи...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  75. самодержавиемонархическая форма правления в России при которой носителю верховной власти царю императору принадлежит вся полнота власти. Самодержавие в России выросло из вотчинного...Термины и понятия по истории России VI-XVII веков
  76. самодержавиеСамодержавеstrong Единодержаве. Монархя.strong Ср.em Die monarchische Regierungsform ist die dem Menschen natrliche.A. Schoppenhauer. Parerga u. Paralipomena. Ср.em ...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  77. самодержавиеСамодержавие ср. самодержавство и самодержавность ж. или стар. самодержство управленье самодержавное монархическое полновластное неограниченное независимое от государстве...Толковый словарь живого великорусского языка
  78. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ я ср. В дореволюционной России монархия. Свержениесамодержавия. II прил. самодержавный ая ое....Толковый словарь Ожегова
  79. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ самодержавия мн. нет ср. полит. Система государственного управления с неограниченной властью монарха. Все более широкие массы народа приходили к убеждению чт...Толковый словарь русского языка II
  80. самодержавиесамодержавие самодержавие я ср. В дореволюционной России монархия. Свержение самодержавия.прил. самодержавный ая ое....Толковый словарь русского языка II
  81. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ я ср. В дореволюционной России монархия. Свержение самодержавия. прилагательное самодержавный ая ое....Толковый словарь русского языка
  82. самодержавиеУдарение в слове самодержавиеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове самодержавие...Ударение и правописание
  83. самодержавиеRzeczownik самодержавие n samodzierawie samowadztwo n autokratyzm m autokracja f...Универсальный русско-польский словарь
  84. самодержавиесамодержавие самодержавия самодержавия самодержавий самодержавию самодержавиям самодержавие самодержавия самодержавием самодержавиями самодержавии самодержавиях Источник ...Формы слова
  85. самодержавиев России историческая монархическая форма правления при которой носителю верховной власти Царю Императору принадлежали верховные права в законодательстве утверждение зако...Экономика и право
  86. самодержавиеСеди Седа Севр Северо Север Сев Свора Свод Свема Свежо Свежа Свед Сварадж Свара Саров Сарм Сари Саржа Сард Сараево Сара Самоед Самодержавие Самовар Самоа Самар Сажа Саджа...Электронный словарь анаграмм русского языка
  87. самодержавиеСамодержавие Термины С. самодержец ранее нередко самовластец летописи самовластный монарх законодательство Петра Вел. в разные эпохи имели разное значение. Как показал В...Энциклопедический словарь
  88. самодержавиеСАМОДЕРЖАВИЕ монархическая форма правления в России. В вв. царь правил вместе с боярской думой в нач. вв. абсолютная монархия. см. Абсолютизм Автократия....Энциклопедический словарь естествознания
  89. самодержавиеТермины С. самодержец ранее нередко самовластец летописи самовластный монарх законодательство Петра Вел. в разные эпохи имели разное значение. Как показал В. И. Сергеевич...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  90. самодержавиев России историческая монархическая форма правления при которой носителю верховной власти Царю Императору принадлежали верховные права в законодательстве утверждение з...Энциклопедический словарь экономики и права
  91. самодержавиемонархическая форма правления в России при которой царю с императору принадлежали верховные права в законодательстве управлении страной командовании армией и флотом и т....Энциклопедия История отечества
  92. самодержавиемонархическая форма правления в России при которой царю с императору принадлежали верховные права в законодательстве управлении страной командовании армией и флотом и т....Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  93. самодержавиеангл. autocracy нем. Selbstherrschaft. Форма правления при крой верховная власть всецело и нераздельно принадлежит одному лицу монарху. см. АБСОЛЮТИЗМ АВТОКРАТИЯ. Antina...Энциклопедия социологии
  94. самодержавиеСамодержавиеstrong. Др.рус. словообразоват. калька греч. autokrateiai autoi самоi krati державi eiai иеi. См. самi державаi. Ср. деспотияi демократияi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  95. самодержавиестар. самодержство Аввакум самодержавство Радищев. Калькирует франц. despotisme которое в свою очередь является калькой лат. аutосrаtiа. От греч. абсолютная власть Плато...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  96. самодержавиеДр.рус. словообразоват. калька греч. autokrateiaem autoem самоem kratem державem eiaem иеem. См. самem державаem. Ср. деспотияem демократияem.Синонимы абсолютизм абсол...Этимологический словарь русского языка
  97. самодержавиесамодержавие самодержавиестар. самодержство Аввакум самодержавство Радищев. Калькирует франц. despotisme которое в свою очередь является калькой лат. аutосrаtа. От греч....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  98. самодержавиепоследняя по времени форма феодально помещичьего государства сложившаяся в России к началу в. и просуществовавшую вплоть до февральской революции . Термин С. заимствован...Юридическая энциклопедия