Святая Русь - энциклопедический словарь

РАСКОЛ

Расколом принято называть произошедшее во 2-й пол. XVII в. отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных нестроений и смут, завершившихся в н. XX в. разгромом русской православной государственности. О Расколе писали многие. Историки - каждый по-своему - толковали его причины и разъясняли следствия (большей частью весьма неудовлетворительно и поверхностно). Рационализированные научные методики и широкая эрудиция ученых мужей оказались беспомощны там, где для решения вопросов требовалось понимание духовных, таинственных глубин народного сознания и благодатного церковного устроения. Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая "книжная справа" - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. Не один историк останавливался в недоумении перед трудным вопросом: как столь ничтожная причина могла породить столь великие следствия, влияние которых мы до сих пор испытываем на себе? Между тем ответ достаточно прост - беда в том, что его не там искали. Книжная справа была лишь поводом, причины же, настоящие, серьезные, лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания. Религиозная жизнь Руси никогда не застаивалась. Обилие живого церковного опыта позволяло благополучно решать самые сложные вопросы в духовной области. Наиболее важными из них общество безоговорочно признавало соблюдение исторической преемственности народной жизни и духовной индивидуальности России, с одной стороны, а с другой - хранение чистоты вероучения независимо ни от каких особенностей времени и местных обычаев. Незаменимую роль в этом деле играла богослужебная и вероучительная литература. Церковные книги из века в век являлись той незыблемой материальной скрепой, которая позволяла обеспечить непрерывность духовной традиции. Поэтому неудивительно, что по мере оформления единого централизованного Русского государства вопрос о состоянии книгоиздания и пользования духовной литературой превращался в важнейший вопрос церковной и государственной политики. Еще в 1551 Иоанн IV созвал собор, имевший целью упорядочить внутреннюю жизнь страны. Царь самолично составил перечень вопросов, на которые предстояло ответить собранию русских пастырей, дабы авторитетом своих решений исправить изъяны народной жизни, препятствующие душеспасению и богоугодному устроению Русского царства. Рассуждения собора были впоследствии разделены на сто глав, откуда и сам он получил название Стоглавого. Предметом его внимания, среди многих других, стал и вопрос о церковных книгах. Их порча через переписывание неподготовленными писцами, допускавшими ошибки и искажения, была очевидна для всех. Собор горько жаловался на неисправность богослужебных книг и вменил в обязанность протопопам и благочинным исправлять их по хорошим спискам, а книг непересмотренных не пускать в употребление. Тогда же возникло убеждение, что надо завести вместо писцов типографию и печатать книги. После Стоглава вплоть до половины XVII в. дело исправления книг существенных изменений не претерпело. Книги правились с добрых переводов по славянским древним спискам и неизбежно несли в себе все ошибки и неисправности последних, которые в печати становились еще распространеннее и тверже. Единственное, чего удалось достигнуть, было предупреждение новых ошибок - патриарх Гермоген установил для этого при типографии даже особое звание книжных справщиков. В Смутное время печатный дом сгорел, и издание книг на время прекратилось, но, как только обстоятельства позволили опять, за издание взялись с завидным рвением. При патриархе Филарете (1619-33), Иоасафе I (1634-41) и Иосифе (1642-52) труды, предпринятые по этой части, доказали необходимость сверки не по славянским спискам, а по греческим оригиналам, с которых когда-то и делались первоначальные переводы. В ноябре 1616 царским указом поручено было архим. Сергиевской лавры Дионисию, священнику с. Климентьевского Ивану Наседке и канонархисту лавры старцу Арсению Глухому заняться исправлением Требника. Справщики собрали необходимую для работы литературу (кроме древних славянских рукописей было у них и четыре греческих Требника) и принялись за дело с живым усердием и должной осмотрительностью. Арсений хорошо знал не только славянскую грамматику, но и греческий язык, что давало возможность сличения текстов и обнаружения многочисленных ошибок, сделанных позднейшими переписчиками. Книгу исправили - себе на беду. В Москве огласили их еретиками, и на Соборе 1618 постановили: "Архимандрит Дионисий писал по своему изволу. И за то архимандрита Дионисия да попа Ивана от Церкви Божией и литургии служити отлучаем, да не священствуют". Пока происходили соборные совещания, Дионисия держали под стражей, а в праздничные дни в кандалах водили по Москве в назидание народу, кричавшему: "Вот еретик!" - и бросавшему в страдальца чем ни попадя. Восемь лет томился в заточении архимандрит, пока патр. Филарет не получил в 1626 письменный отзыв восточных первосвятителей в защиту исправлений, произведенных Дионисием. Как первый, дальний еще раскат грома предвещает грядущую бурю, так этот случай с исправлением Требника стал первым провозвестником Раскола. В нем с особой отчетливостью отразились причины надвигающейся драмы, и потому он достоин отдельного обстоятельного рассмотрения. Дионисия обвинили в том, что он "имя Святой Троицы велел в книгах марать и Духа Святого не исповедует, яко огнь есть". На деле это означало, что исправители полагали сделать перемены в славословиях Святой Троицы, содержащихся в окончании некоторых молитв, и в чине водосвятного молебна исключили (в призывании ко Господу "освятить воду сию Духом Святым и огнем") слова "и огнем", как внесенные произвольно переписчиками. Бурная и резкая отповедь, полученная справщиками, осуждение и заточение Дионисия кажутся большинству современных исследователей совершенно несоответствующими малости его "проступка". Неграмотность и сведение личных счетов не может удовлетворительно объяснить произошедшее. Исправление в большинстве случаев сводилось просто к восстановлению смысла, да и против справщиков выступали не только малоученные уставщики лавры, но и московское духовенство. Ученый старец Антоний Подольский написал даже против Дионисия обширное рассуждение "Об огне просветительном"... Причина непонимания здесь - как и во многих иных случаях - одна: оскудение личного духовного опыта, присущего настоящей, неискаженной церковной жизни. Его значение невозможно переоценить. Мало того что он дает человеку бесценный внутренний стержень, живую уверенность в смысле и цели существования - в масштабах исторических он служит единственным связующим звеном в бесконечной череде сменяющих друг друга поколений, единственным мерилом преемственности и последовательности народной жизни, единственной гарантией понимания нами собственного прошлого. Ведь содержание этого духовного опыта не меняется, как не меняется Сам Бог - его неисчерпаемый источник. Что касается осуждения Дионисия, то оно прямо связано с той ролью, какую играло понятие благодатного огня в православной мистике. Дело в том, что описать достоверно и точно благодатные духовные переживания человека невозможно. Можно лишь образно засвидетельствовать о них. В этих свидетельствах, рассеянных во множестве на страницах Священного Писания и творений Святых Отцов, чуть ли не чаще всего говорится об огне. "Огонь пришел Я низвесть на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лк. 12:49) - свидетельствует Сам Господь о пламени благочестивой ревности, любви и милосердия, которым пламенело Его сердце. "Духа не угашайте" (1 Сол. 5:19), - призывает христиан первоверховный апостол Павел. "Я всеми силами молюсь о вас Богу, чтобы Он вверг в ваши сердца огнь, да возможете право править вашими намерениями и чувствами и отличать добро от зла", - говорил своим духовным чадам Антоний Великий, древний основатель скитского монашеского жития. Учитывая высочайший уровень личного благочестия на Руси в н. XVII в., полноту и глубину благодатного опыта не только среди иночества, но и у большинства мирян, с этой точки зрения вряд ли покажется странной болезненная реакция общества на правку Дионисия. В ней усмотрели противоречие с самой духовной жизнью Церкви, заподозрили опасность пренебрежительного, бестрепетного отношения к благодати Божией, "огнем попаляющей" терние грехов человеческих. Опасность эта в общественном сознании, еще не успокоившемся после мятежей Смутного времени, прочно связывалась с ужасами государственного распада и державной немощи. По сути дела, Дионисий был прав - слова "и огнем" действительно являлись позднейшей вставкой, подлежащей исправлению, но и противники его вовсе не были невеждами и мракобесами. Дело исправления оказалось вообще трудным и сложным. Речь шла о безупречном издании чинов и текстов, переживших вековую историю, известных во множестве разновременных списков - так что московские справщики сразу были вовлечены во все противоречия рукописного предания. Они много и часто ошибались, сбивались и запутывались в трудностях, которые могли бы поставить в тупик и сегодняшних ученых. Впрочем, для успешности работ было сделано все что можно. Непрестанное внимание уделялось предприятию на самом высоком уровне. "Лета 7157 (1649), мая в девятый день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу, и по благословению господина святителя (патриарха. - Прим. авт.) Иосифа... велено было ехати в Иерусалим". Следствием указа стало отправление на Восток за древними достоверными списками книг келаря Арсения Суханова, исколесившего в поисках таковых не одну сотню верст и вывезшего в Россию около семисот рукописей, 498 из которых были собраны им в Афонских монастырях, а остальные обретены в "иных старожитных местах". 25 июля 1652 патриаршество всея Руси принял Новгородский митрополит Никон. Связанный с государем Алексеем Михайловичем узами тесной личной дружбы, одаренный недюжинными способностями ума и волевым решительным характером, он с присущей ему энергией взялся за дела церковного устроения, среди которых важнейшим продолжало числиться дело исправления книг. В тот день вряд ли кому могло прийти в голову, что служение Никона будет прервано драматическими событиями: Расколом, борьбой за самостоятельность церковной власти, разрывом с царем, соборным судом и ссылкой в дальний монастырь - в качестве простого поднадзорного монаха. Через два года по вступлении на престол первосвятителя России патриарх созвал русских архиереев на собор, где была окончательно признана необходимость исправления книг и обрядов. Когда первая часть работы была проделана, то для рассмотрения ее Никон созвал в 1656 новый собор, на котором вместе с русскими святителями присутствовали два патриарха: Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил. Собор одобрил новоисправленные книги и повелел по всем церквам вводить их, а старые отбирать и сжигать. Казалось бы, все происходит в полнейшем соответствии с многовековой церковной практикой, ее традициями и не может вызвать никаких нареканий. Тем не менее именно с этого времени появляются в среде духовенства и народа хулители "новшеств", якобы заводимых в Церкви и в государстве Русском всем на погибель. Царю подавали челобитные, умоляя защитить Церковь. Про греков, считавшихся источниками "новшеств", говорили, что они под турецким игом изменили Православию и предались латинству. Никона ругали изменником и антихристом, обвиняя во всех мыслимых и немыслимых грехах. Несмотря на то что подавляющее &большинство населения признало дело "книжной справы" с пониманием и покорностью, общество оказалось на грани новой Смуты. Патриарх принял свои меры. Павел, епископ Коломенский, отказавшийся безоговорочно подписать соборное определение, одобрявшее исправления, был лишен сана и сослан в Палеостровский монастырь, другие вожди Раскола (протопопы Аввакум и Иоанн Неронов, кн. Львов) также разосланы по дальним обителям. Угроза новой Смуты отпала, но молва о наступлении последних времен, о близком конце света, о патриаршей "измене" продолжала будоражить народ. С 1657, в результате боярских интриг, отношения царя с патриархом стали охладевать. Результатом разрыва стало оставление Никоном Москвы в 1658 и его добровольное самозаточение в Воскресенской обители. Восемь лет пробыл патриарх в своем любимом монастыре. Восемь лет столица оставалась без "настоящего" патриарха, обязанности которого самим же Никоном были возложены на Крутицкого митрополита Питирима. Положение становилось невыносимым, и в конце концов недоброжелатели первосвятителя добились своего: в конце 1666 под председательством двух патриархов - Антиохийского и Александрийского, в присутствии десяти митрополитов, восьми архиепископов и пяти епископов, сонма духовенства черного и белого состоялся соборный суд над Никоном. Он постановил: лишить старца патриаршего сана и в звании простого монаха отослать на покаяние в Ферапонтов-Белозерский монастырь. Казалось бы, с опалой главного сторонника исправления книг и обрядов дело "ревнителей старины" должно пойти в гору, но в жизни все произошло иначе. Тот же собор, что осудил Никона, вызвал на свои заседания главных распространителей Раскола, подверг их "мудрствования" испытанию и проклял как чуждые духовного разума и здравого смысла. Некоторые раскольники подчинились материнским увещеваниям Церкви и принесли покаяние в своих заблуждениях. Другие - остались непримиримыми. Таким образом, религиозный Раскол в русском обществе стал фактом. Определение собора, в 1667 положившего клятву на тех, кто из-за приверженности неисправленным книгам и мнимостарым обычаям является противником Церкви, решительно отделило последователей этих заблуждений от церковной паствы. Раскол долго еще тревожил государственную жизнь Руси. Восемь лет (1668-76) тянулась осада Соловецкого монастыря, ставшего оплотом старообрядчества. По взятии обители виновники бунта были наказаны, изъявившие покорность Церкви и царю - прощены и оставлены в прежнем положении. Через шесть лет после того возник раскольнический бунт в самой Москве, где сторону старообрядцев приняли, было, стрельцы под начальством князя Хованского. Прения о вере, по требованию восставших, проводились прямо в Кремле в присутствии правительницы Софии Алексеевны и патриарха. Стрельцы, однако, стояли на стороне раскольников всего один день. Уже на следующее утро они принесли царевне повинную и выдали зачинщиков. Казнены были предводитель старообрядцев поп-расстрига Никита Пустосвят и князь Хованский, замышлявшие новый мятеж. На этом прямые политические следствия Раскола заканчиваются, хотя раскольничьи смуты долго еще вспыхивают то тут, то там - по всем необъятным просторам Русской земли. Раскол перестает быть фактором политической жизни страны, но как душевная незаживающая рана - накладывает свой отпечаток на все дальнейшее течение русской жизни. Как явление русского самосознания, Раскол может быть осмыслен и понят лишь в рамках православного мировоззрения, церковного взгляда на историю России. Уровень благочестия русской жизни XVII в. был чрезвычайно высок даже в ее бытовой повседневности. "Мы выходили из церкви, едва волоча ноги от усталости и беспрерывного стояния, - свидетельствует православный монах Павел Алеппский, посетивший в это время Москву в свите Антиохийского патр. Макария. - Душа у нас расставалась с телом оттого, сколь длительны у них и обедни, и другие службы... Что за крепость в их телах и какие у них железные ноги! Они не устают и не утомляются... Какое терпение и какая выносливость! Несомненно, что все эти люди святые: они превзошли подвижников в пустынях", - удивлялся Павел россиянам. Слова его, конечно, не следует воспринимать буквально. Да и длительное стояние в церкви само по себе еще ни о чем не говорит. Однако всякий, имеющий внутренний молитвенный опыт, знает по себе, сколь невыносимо тягостно пребывание в храме "по обязанности" и как незаметно летит время, когда Господь посещает наше сердце духом ревностной, пламенной молитвы, совокупляющей воедино все силы человеческого естества "миром Божиим, превосходящим всякое разумение" (Флп. 4:7). Помня об этом, мы по-новому оценим и ту приверженность обряду, то благоговение перед богослужебной формой, которые, несомненно, сыграли в Расколе свою роль. Говоря "умрем за единый аз" (то есть за одну букву), ревнители обрядов свидетельствовали о высочайшем уровне народного благочестия, самим опытом связанного со священной обрядовой формой. Только полное религиозное невежество позволяет толковать эту приверженность богослужебной форме как "отсталость", "неграмотность" и "неразвитость" русских людей XVII в. Да, часть из них ударилась в крайность, что и стало поводом для Раскола. Но в основе своей это глубокое религиозное чувство было здоровым и сильным - доказательством служит тот факт, что, отвергнув крайности Раскола, Православная Россия доселе сохранила благоговейное почтение к древним церковным традициям. В каком-то смысле именно "избыток благочестия" и "ревность не по разуму" можно назвать среди настоящих причин Раскола, открывающих нам его истинный религиозный смысл. Общество раскололось в зависимости от тех ответов, которые давались на волновавшие всех, всем понятные в своей судьбоносной важности вопросы: - Соответствует ли Россия ее высокому служению избранницы Божией? - Достойно ли несет народ русский "иго и бремя" своего религиозно-нравственного послушания, своего христианского долга? - Что надо делать, как устроить дальнейшую жизнь общества, дабы обезопасить освященное Церковными Таинствами устроение жизни от разлагающего, богоборческого влияния суетного мира, западных лжеучений и доморощенных соглашателей? В напряженных раздумьях на эти темы проходил весь XVII век. Из пламени Смуты, ставшей не только династическим кризисом, политической и социальной катастрофой, но и сильнейшим душевным потрясением, русский народ вышел "встревоженным, впечатлительным и очень взволнованным". Временной промежуток между Смутой и началом Петровских реформ стал эпохой потерянного равновесия, неожиданностей и громогласных споров, небывалых и неслыханных событий. Этот драматический век резких характеров и ярких личностей наиболее проницательные историки не зря называли "богатырским" (С.М. Соловьев). Неверно говорить о "замкнутости", "застое" русской жизни в семнадцатом столетии. Напротив, то было время столкновений и встреч как с Западом, так и с Востоком - встреч не военных или политических, которые Руси издавна были не в новинку, но религиозных, "идеологических" и мировоззренческих. "Историческая ткань русской жизни становится в это время как-то особенно запутанной и пестрой, - пишет историк Г.В. Флоровский. - И в этой ткани исследователь слишком часто открывает совсем неожиданные нити... Вдруг показалось: а не стал ли уже и Третий Рим царством диавольским, в свой черед... В этом сомнении исход Московского царства. "Иного отступления уже не будет, зде бо бысть последняя Русь"... В бегах и нетях, вот исход XVII в. Был и более жуткий исход: "деревян гроб сосновый, гарь и сруб..." Многочисленные непрерывные испытания утомили народ. Перемены в области самой устойчивой, веками незыблемой - религиозной - стали для некоторых умов искушением непосильным, соблазном гибельным и страшным. Те, у кого не хватило терпения, смирения и духовного опыта, решили - все, история кончается. Русь гибнет, отдавшись во власть слуг антихристовых. Нет более ни царства с Помазанником Божиим во главе, ни священства, облеченного спасительной силой благодати. Что остается? - Спасаться в одиночку, бежать, бежать вон из этого обезумевшего мира - в леса, в скиты. Если же найдут - и на то есть средство: запереться в крепком срубе и запалить его изнутри, испепелив в жарком пламени смолистых бревен все мирские печали... Настоящая причина Раскола - благоговейный страх: не уходит ли из жизни благодать? Возможно ли еще спасение, возможна ли осмысленная, просветленная жизнь? Не иссяк ли церковный источник живой воды - покоя и мира, любви и милосердия, святости и чистоты? Ведь все так изменилось, все сдвинулось со своих привычных мест. Вот и Смута, и книжная справа подозрительная... Надо что-то делать, но что? Кто скажет? Не осталось людей духовных, всех повывели! Как дальше жить? Бежать от жгучих вопросов и страшных недоумений, куда угодно бежать, лишь бы избавиться от томления и тоски, грызущей сердце... В этом мятежном неустройстве - новизна Раскола. Ее не знает Древняя Русь, и "старообрядец" на самом деле есть очень новый душевный тип. Воистину, глядя на метания Раскола, его подозрительность, тревогу и душевную муку (ставшую основанием для изуверства самосжигателей), понимаешь, сколь страшно и пагубно отпадение от Церкви, чреватое потерей внутреннего сердечного лада, ропотом и отчаянием. Все претерпеть, отринуть все соблазны, пережить все душевные бури, лишь бы не отпасть от Церкви, только бы не лишиться ее благодатного покрова и всемогущего заступления - таков религиозный урок, преподанный России тяжелым опытом Раскола. Митрополит Иоанн (Снычев)

  1. расколlat.i rascolраскол...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  2. расколрелиг.обществ. движение в России крое возн. в середине в. и привело к разделению в рус. правосл. церкви к образованию старообрядчества. Причины Р. коренились в обострени...Атеистический словарь
  3. расколрелиг.обществ. движение в России крое возн. в середине в. и привело к разделению в рус. правосл. церкви к образованию старообрядчества. Причины Р. коренились в обострени...Атеистический словарь II
  4. расколРаскол...Белорусско-русский словарь
  5. расколРАСКОЛ религиознообщественное движение возникшее в России в сер. в. Поводом для возникновения Р. послужила церковнообрядовая реформа которую в начал проводить патриарх ...Большая советская энциклопедия
  6. расколрелигиознообщественное движение возникшее в России в середине в. Поводом для возникновения Р. послужила церковнообрядовая реформа которую в начал проводить патриарх Ник...Большая Советская энциклопедия II
  7. расколм. во взглядах и т.п. dissidio scissione f divisione f рел. старообрядчество scisma raskol Итальянорусский словарь. Синонимы альтеркация грызня древлее благочестие несо...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. расколм Spaltung f политика раскола Spalterpolitik f рел. ист. Kirchenspaltung f Schisma n plem menСинонимы альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор разлад раз...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. расколраскол м . Spaltung f c политика раскола Spalterpolitik f . рел. ист. Kirchenspaltung f Schisma n pl menСинонимы альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. расколм. escisin fem disensin fem во мненияхтика раскоuла poltica escisionista рел.em cisma m...Большой русско-испанский словарь
  11. расколсущ. муж. родарозкол уem...Большой русско-украинский словарь
  12. расколм. scission f schisme ism m dissidence f во мненияхem углубить раскол aggraver le schisme политика раскола politique f schismatique рел. ист. raskol m schisme religie...Большой русско-французский словарь
  13. расколАктивный раскол.strong Жарг. угол. мил.em Допрос с избиением и обливанием водой при потере сознания допрашиваемого. Балдаев ББИ . Идти в раскол.strong Жарг. угол. мил.e...Большой словарь русских поговорок
  14. расколм. scission f schisme m dissidence f во мнениях углубить раскол aggraver le schismeполитика раскола politique f schismatique рел. ист. raskol m schisme religieux en Rus...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. расколотделение от Русской православной церкви части верующих непризнавших церковной реформы Никона см. Старообрядчество. Во йпол. вв. был идейным знаменем оппозиционных движ...Большой энциклопедический словарь II
  16. расколРАСКОЛ отделение от Русской православной церкви части верующих не признавших церковной реформы Никона см. Старообрядчество. Во й пол. вв. был идейным знаменем оппозицио...Большой энциклопедический словарь III
  17. расколРАСКОЛ отделение от Русской православной церкви части верующих не признавших церковной реформы Никона см. Старообрядчество. Во й пол. вв. был идейным знаменем оппозици...Большой Энциклопедический словарь V
  18. расколсхизма церковное разделение. В России наибольшее значение имело отделение от русской православной церкви части верующих не признавших церковные реформы Никона смотри С...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  19. расколотделение от Русской православной церкви части верующих не признавших церковных реформ патриарха Никона и получивших название старообрядцы см. Старообрядчество....История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  20. расколотделение части духовенства и мирян от господствующей русской Православной Церкви по причине несогласия их с реформами патриарха Никона . По мнению патриарха многие места...Казачий исторический словарь-справочник
  21. расколотделение части духовенства и мирян от господствующей русской Православной Церкви по причине несогласия их с реформами патриарха Никона . По мнению патриарха многие места...Казачий словарь-справочник
  22. расколРаскол fissura fissum rima schisma atis n...Латинский словарь
  23. раскола м.em Действие по знач. глаг.em расколотьраскалывать действие и состояние по знач. глаг.em расколотьсяраскалываться. Раскол мрамора.em В настоящее время меньшевики прои...Малый академический словарь
  24. расколприставка РАС корень КОЛ нулевое окончаниеОснова слова РАСКОЛВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный РАС КОЛ Слово Раскол содержит следую...Морфемный разбор слова по составу
  25. расколНачальная форма Раскол винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  26. расколблну жктелу жарылу...Мұнай-газ терминдерінің орысша-қазақша сөздігі
  27. расколраскол . м. Действие по знач. глаг. раскалывать расколоть раскалываться расколоться. перен. Разделение когол. на две или несколько групп обусловленное наличием разногл...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  28. расколраскол раскол а...Орфографический словарь
  29. расколu мu мн.u расколы Р.u расколов альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор разлад размолвка разногласие раскольничество распря расчленение рознь спор ссора с...Орфографический словарь русского языка
  30. расколособое патологическое состояние социальной системы большого общества характеризуемое острым застойным противоречием между культурой и социальными отношениями распадом все...Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта
  31. расколрелигиозное движение в России в середине XVII века закончившееся выделением старообрядцев старообрядцев стали называть раскольниками. Основание для раскола в Русской Прав...Основы духовной культуры
  32. расколотделение от Русской православной церкви части верующих не признавших церковной реформы Никона см. Старообрядчество. Во й пол. вв. был идейным знаменем оппозиционных дв...Политическая наука - Словарь-справочник
  33. расколРАСКОЛ cleavage Термин заимствован из геологии. Означает раскол политической системы по этническим или идеологическим признакам. Используется в довольно широком смысле ин...Политология. Словарь.
  34. расколраскол расколы раскола расколов расколу расколам раскол расколы расколом расколами расколе расколах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  35. расколОрфографическая запись слова раскол Ударение в слове раскол Деление слова на слоги перенос слова раскол Фонетическая транскрипция слова раскол [рскол] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  36. расколрелигиознообщественное движение в России направленное против церковных реформ Патриарха Никона середина века. Наиболее известными противниками реформ были протопоп Аввак...Православный энциклопедический словарь
  37. расколРАСКОЛ религ.обществ. движение начало крому было положено в сер. в. исправлением религ. обряда и некрых богослужебных книг. Официально Р. существует с когда на церк. С...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  38. расколРелигиознополитическое движение в ХVII в. отделившее от Русской Православной Церквиstrong часть верующих которые не приняли реформ патриарха НиконаК середине ХVII в. одно...Россия. Лингвострановедческий словарь
  39. расколразделение рус. церкви в XVII в. вследствие реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. В строго богословском смысле употребление термина Р. здесь не вполне корр...Русская философия
  40. расколРАСКОЛ движение возникшее в середине в. в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих не признавших церковных реформ патриарха ...Русская энциклопедия
  41. расколраскол аСинонимы альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор разлад размолвка разногласие раскольничество распря расчленение рознь спор ссора старая вера ста...Русский орфографический словарь
  42. расколМ . yarma yarlma paralama paralanma . siyasi tfriq ayrlma ikitirlik nifaq . tar. raskol XVII srin ortalarnda Rusiyada bir sra triqtlrin ml glmsil nticlnn dini hrkat....Русско-азербайджанский словарь
  43. расколsplit...Русско-английский морской словарь
  44. расколраскол м.u .strong cleft crack .strong лес.u rift .strong для индивидуального осмотра или подсчта животных race .strong полигр.u loose signatures loose sectionsСинонимы а...Русско-английский политехнический словарь
  45. расколм. split соц. психол.u противоречияem cleavage рел. schism dissidence dissension cleavage...Русско-английский психологический словарь
  46. расколраскол м.i. split dissidence углубить раскол widen the division split раскол стал более явным the cleavage has become more sharply defined . рел. ischism dissidence...Русско-английский словарь
  47. расколраскол м. . split disunity . рел. schism....Русско-английский словарь II
  48. расколsplit...Русско-английский словарь по нефти и газу
  49. расколsecession split...Русско-английский словарь политической терминологии
  50. расколrive...Русско-английский строительный словарь
  51. расколcleft альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор разлад размолвка разногласие раскольничество распря расчленение рознь спор ссора старая вера староверство с...Русско-английский технический словарь
  52. расколclearage disruption split...Русско-английский экономический словарь
  53. расколN...Русско-армянский словарь
  54. расколРаскол...Русско-белорусский словарь
  55. расколв разн. знач.i раскол муж.i...Русско-белорусский словарь II
  56. расколраскол м полит...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  57. расколраско [ ] Синонимы альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор разлад размолвка разногласие раскольничество распря расчленение рознь спор ссора ста...Русско-ивритский словарь
  58. расколм. древесиныem spaccatura f fessura f...Русско-итальянский политехнический словарь
  59. расколI только ед. полит. блну жктелу жарылу. рел. ист. блектену блну асырды ортасында Россияда дни озалыс басталып соны нтижеснде брнеше секта тудыII с.х. ткелек...Русско-казахский словарь
  60. расколблну блнс жарылу блектену...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  61. расколм. раскол . полит. жик жик чыгуу алалык болуу . церк. ист. кылымда Россияда болгон диний кыймыл бул кыймылдын аягы бир нече диний сектатр тзл менен бткн....Русско-киргизский словарь
  62. расколм в разн. знач. fnliСинонимы альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор разлад размолвка разногласие раскольничество распря расчленение рознь спор ссора ста...Русско-китайский словарь
  63. расколBlnv...Русско-крымскотатарский словарь
  64. расколболюнюв...Русско-крымскотатарский словарь II
  65. расколelana saelana saelans elans bazncas elans vecticbnieku mcba...Русско-латышский словарь
  66. расколatskalnyb...Русско-литовский словарь
  67. расколЗадрал бутрал хагарал зрчил задрал елэл давхраа...Русско-монгольский словарь
  68. расколRi...Русско-немецкий политехнический словарь
  69. расколScheuring...Русско-нидерландский словарь
  70. расколрасколм . . . рел. ист. ....Русско-новогреческий словарь
  71. расколskisma spalting spaltning splid альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор разлад размолвка разногласие раскольничество распря расчленение рознь спор ссора ...Русско-норвежский словарь
  72. расколмciso fu diviso fu dissidncia fu релu cisma m альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор разлад размолвка разногласие раскольничество распря расчленение роз...Русско-португальский словарь
  73. расколРасколfarakano ma mfarakano mi halafa mtengano mi...Русско-суахили словарь
  74. расколраскол зада шикастани ихтилоф мухолифат...Русско-таджикский словарь
  75. расколм .см. расколоться .дин.раскол россияд гасырда рсми чиркг каршы чыккан диниитимагый хркт...Русско-татарский словарь
  76. расколм blnme paralanma рел. raskolСинонимы альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор разлад размолвка разногласие раскольничество распря расчленение рознь спор...Русско-турецкий словарь
  77. расколтехн. розкол лу розколення неоконч. д. ещ розколювання Синонимы альтеркация грызня древлее благочестие несогласие раздор разлад размолвка разногласие раскольничество рас...Русско-украинский политехнический словарь
  78. расколmemhajaannus vlirikko расколоть...Русско-финский словарь
  79. расколrozdlen rozkol roztp roztpen schisma...Русско-чешский словарь
  80. раскол.strong jaotuskuja.strong lhe lhenemine lhestamine lhestumine raskoll...Русско-эстонский словарь
  81. расколузкий коридор сделанный из деревянных щитов такой ширины чтобы овцы могли проходить в один ряд. Устраивается у овчарни или внутри нее и служит для счета и выделения из от...Сельскохозяйственный словарь-справочник
  82. расколрелигиознообщественное движение в России возникло в середине XVII в. и привело к разделению в русской православной церкви образованию старообрядчества. Церковная реформа ...Словарь исторических терминов
  83. расколраскол см. несогласие...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  84. расколрасколСм. несогласие....Словарь синонимов II
  85. расколраскол См. несогласие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. раскол расчленение старообрядство грызня распря ...Словарь синонимов II
  86. расколраскол расчленение старообрядство грызня распря размолвка разлад раздор старая вера разногласие раскольничество староверчество староверство несогласие рознь схизма староо...Словарь синонимов
  87. расколh расколbig сущ.муж.неод.i мн.пр. Там упражняются в расколах и в безверьи Профессоры!!ГоУ ....Словарь языка Грибоедова
  88. расколРАСКОЛ тесный коридор шириной см длиной м для отбивки из табуна отдельных л. и их фиксации. Сначала из просторного базаприемника л. небольшими группами перегоняют в пр...Словарь-справочник по коневодству и конному спорту
  89. расколстарообрядчество религиознообществ. движение в России в сер. в. Поводом для возникновения Р. послужила церковнообрядовая реформа крую в начал проводить патриарх Никон ...Советская историческая энциклопедия
  90. расколРАСКОЛ схизма церковное разделение. В России наибольшее значение имело отделение от русской православной церкви части верующих не признавших церковные реформы Никона с...Современная энциклопедия
  91. расколРАСКОЛ отделение от Русской православной церкви части верующих не признавших церковной реформы Никона см. Старообрядчество. Во й пол. вв. был идейным знаменем оппозицио...Современный энциклопедический словарь
  92. расколотделение от Русской православной церкви части верующих не признавших церковной реформы Никона гг. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу...Термины и понятия по истории России VI-XVII веков
  93. расколРАСКОЛ см. раскалывать....Толковый словарь живого великорусского языка
  94. расколРАСКОЛ а м. . см. расколоть ся. . В России с середины в.религиознообщественное движение направленное против официальной церквивозглавлявшейся патриархом Никоном изменивш...Толковый словарь Ожегова
  95. расколРАСКОЛ раскола м. . только ед. Действие по глаг. расколоть в знач. раскалывать спец. Раскол льда. . Действие по глаг. расколоться во знач. раскалываться. Видя угрозу ...Толковый словарь русского языка II
  96. расколраскол раскол а м. см. оть ся. В России с середины в. религиознообщественное движение направленное против официальной церкви возглавлявшейся патриархом Никоном изменивши...Толковый словарь русского языка II
  97. расколРАСКОЛ а м. . см. расколоть ся. . В России с середины в. религиознообщественное движение направленное против официальной церкви возглавлявшейся патриархом Никоном измени...Толковый словарь русского языка
  98. расколУдарение в слове расколУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове раскол...Ударение и правописание
  99. расколRzeczownik раскол m rozam m rozszczepienie odczas. n pknicie n Historyczny schizma f...Универсальный русско-польский словарь
  100. расколотделение от официальной русской православной церкви части верующих не признающих церковной реформы Никона годов. Во второй половине XVII века XVIII веке староверы были...Философия политики
  101. расколраскол расколы раскола расколов расколу расколам раскол расколы расколом расколами расколе расколах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синони...Формы слова
  102. расколРак Оскар Оскал Оса Орск Ракс Рало Рао Орс Раскол Орка Орк Окрас Рок Ока Лоск Лор Лок Лаос Лак Кос Кора Кола Скал Скол Скора Карло Карл Кал Аск Арк Акр Срок Сор Солка Кар...Электронный словарь анаграмм русского языка
  103. расколРаскол об отличии его от ереси см. Ересь. I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни.i Р. у самих раскольников называемый старообрядством...Энциклопедический словарь
  104. расколРАСКОЛ отделение от Русской православной церкви части верующих не признавших церковной реформы Никона см. Старообрядчество. Во й пол. вв. был идейным знаменем оппозици...Энциклопедический словарь естествознания
  105. расколоб отличии его от ереси см. Ересь. I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни.em Р. у самих раскольников называемый старообрядством старове...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  106. расколдвижение возникшее в середине в. в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих не признавших церковных реформ патриарха Никона ...Энциклопедия История отечества
  107. расколдвижение возникшее в середине в. в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих не признавших церковных реформ патриарха Никона ...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  108. расколрод. п. а например в г. при патриархе Никоне отсюда раскольник. От раз и колоть....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  109. расколраскол расколрод. п. а например в г. при патриархе Никоне отсюда раскольник. От раз и колоть....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)