Святая Русь - энциклопедический словарь

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

святой (ок. 1110-1174), внук Владимира Мономаха, второй сын Юрия Долгорукого. Когда умер его дед, Андрею было около пятнадцати лет, и он, несмотря на то что жил большей частью в Ростово-Суздальских краях, вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей. При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем - Киевском - столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям - они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Он знал: умрет Киевский вел. князь - его достоинство вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и это вызовет перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь соответствуют степени их старшинства. Новое положение будет сохраняться до тех пор, пока жив новый глава рода. Затем - новая передвижка. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол. Так, молодость св. Андрея омрачилась спорами отца его, Юрия, со своим братом Мстиславом за великое Киевское княжение. Св. Мстислав был старшим и имел все права на него, но честолюбие и неуживчивый нрав Юрия толкали его к распре, тем более что кротость брата он принимал за слабость или робость. Св. Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства. На великокняжеском столе св. Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа. Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: "Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!" Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией во всем течении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии. Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя в 1174. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. Андрея. Главное лицо среди "начальников убийства" - ключник Анбал Ясин - иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию "Иуды с жидами" перед предательством Спасителя. Летопись приводит и непосредственную причину преступления - это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие. Оплакивая своего господина, верный слуга Кузьма говорит: "Бывало, придет гость какой из Царьграда... или латынин... даже поганин какой если придет, князь сейчас скажет: поведите его в церковь, в ризницу, пусть видят истинное христианство и крестятся; так и случалось: болгары и жиды и всякая погань, видя славу Божию и украшение церковное, крестились и теперь горько плачут по тебе..." Согласно воззрениям Талмуда, гой, "совративший" еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти. Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития. Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов великого киязя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности. Митрополит Иоанн (Снычев)

  1. андрей боголюбскийКнязь Андрей Боголюбский фигура очень символичная стоящая на переломе двух эпох Руси Киевской и России Московской. Главное значение его деятельности состоит в том что п...100 великих россиян
  2. андрей боголюбскийвеликий князь Владимирский и Киевский внук Владимира Мономаха сын Юрия и дочери половецкого хана Аспы род. около г. Его отец Юрий получил от Владимира Мономаха в удел от...Большая биографическая энциклопедия
  3. андрей боголюбскийоколо князь владимиросуздальский с сын Юрия Долгорукого См. Юрий Долгорукий который и посадил А. Б. князем в Вышгороде под Киевом. Самовольно покинул Вышгород в и об...Большая Советская энциклопедия II
  4. андрей боголюбскийок. князь владимиросуздальский с сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своейрезиденции с. Боголюбово. АНДРЕЙ Юрьевич БОГОЛЮБСКИЙ около ию...Большой энциклопедический словарь II
  5. андрей боголюбскийАНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ ок. князь владимиросуздальский с сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово. АНДРЕЙ Юрьевич Б...Большой Энциклопедический словарь V
  6. андрей боголюбскийок. вел. князь владимирский с сын Юрия Долгорукого. Гос. и воен. деятель многое сделавший для объединения земель Др. Руси. При нм Владимирское княж. стало сильнейшим на...Военный энциклопедический словарь
  7. андрей боголюбскийоколо князь владимиросуздальский с сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей город Владимир. В завоевал Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбово....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. андрей боголюбскийПриняв великокняжеский титул Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме и с тех пор Киев начинает терять свое первенствующее положение. Суровый и строгий Анд...История Руси - краткий справочник
  9. андрей боголюбскийНачальная форма Андрей боголюбский винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор прилагательных
  10. андрей боголюбскийАНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ ок . князь владимиросуздальский с сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово. АНДРЕЙ Юрьевич Б...Новый большой англо-русский словарь II
  11. андрей боголюбскийАндрей Боголюбский Андрей Боголюбский...Орфографический словарь
  12. андрей боголюбскийОрфографическая запись слова андрей боголюбский Ударение в слове Андрей Боголюбский Деление слова на слоги перенос слова андрей боголюбский Фонетическая транскрипция слов...Полный фонетический разбор слов
  13. андрей боголюбскийАНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ ок. князь владимиросуздальский с . Сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Инициатор постройки Успенского собора укреплений и Золотых ворот...Русская энциклопедия
  14. андрей боголюбскийАндрей Боголюбский...Русский орфографический словарь
  15. андрей боголюбскийок. кн. владимиросуздальский с сын Юрия Долгорукого. В юности участвовал в походах отца был князем в Вышгороде под Киевом. В ушел в РостовоСуздальский край где родилс...Советская историческая энциклопедия
  16. андрей боголюбскийАНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ около князь владимиросуздальский с сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей город Владимир. В завоевал Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Б...Современная энциклопедия
  17. андрей боголюбскийАНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ ок . князь владимиросуздальский с сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово. АНДРЕЙ Юрьевич Б...Современный энциклопедический словарь
  18. андрей боголюбскийУдарение в слове Андрей БоголюбскийУдарение падает на буквы еюБезударные гласные в слове Андрей Боголюбский...Ударение и правописание
  19. андрей боголюбскийне ранее великий князь владимирский с . Сын князя Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за Киев с княжил в Вышгороде Турове и др. Сделал г. Владимир столицей РостовоС...Энциклопедия История отечества
  20. андрей боголюбскийне ранее великий князь владимирский с . Сын князя Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за Киев с княжил в Вышгороде Турове и др. Сделал г. Владимир столицей РостовоС...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия