Сверхкраткий философский словарь

ШЕЛЛИНГ, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ФОН

немецкий посткантианский философ (Леонберг, Вуртемберг, 1775 — Рагау, 1854). Изучал философию и теологию в Тюбингене и Лейпциге. В Тюбингенском университете учился вместе с Гегелем и Гельдерлином (1790). Позднее был профессором в Йене (1798), Вюрцбурге (1803), затем в Эрлангене, Мюнхене и Берлине (начиная с 1841), где он читал свои знаменитые «Лекции по философии мифологии и Откровения». Философия Шеллинга представляет собой не связную систему, но ряд гениальных творений и новых прозрений, главное из которых — романтическая интуиция природы как посредника между человеком и божеством. В развитии его мысли можно выделить три этапа: 1) философия тождества (1792-1799), где Шеллинг, сначала простой комментатор Фихте и «глашатай Я», интерпретирует тождество «Я» как абсолютное тождество духа и мира. В целом тождество, которым отличается любое самосознание (Фихте), он сводит к романтическому энтузиазму («О возможности формы философии вообще», 1795; «Письма о догматизме и критицизме», 1796); 2) философия духа (1800-1809), представляющая собой размышление о праве, морали и особенно об искусстве как способе божественного откровения («Система трансцендентального идеализма», 1800; «Бруно, или Естественный и божественный принцип вещей», 1802); 3) философия религии и мифологии (кон. 1809), где философ пытается постичь смысл мифов и обрядов, общие принципы игры воображения, одним словом — объяснить смысл воображаемого («Философия мифологии», 1842). В целом, это три момента натурфилософии. Тем не менее темы, обычно развиваемые в «первой» философии, постоянно присутствуют в его произведениях: причастность человека абсолюту через чувство, спекулятивный характер его философии, не содержащей в себе никакой конкретной программы действия, наконец, его догматический рационализм, побуждающий его объяснять все феномены человеческого познания (например, сознания себя свободным), исходя из предшествующего человеку абсолютного порядка («Философские исследования сущности человеческой свободы», 1809). В этом отношении Шеллинг не имеет ничего общего с Кантом и Фихте. Во Франции последователем его учения стал Равес-сон-Молъен.

  1. шеллинг фридрих вильгельм йозеф фоннемецкий посткантианский философ Леонберг Вуртемберг Рагау . Изучал философию и теологию в Тюбингене и Лейпциге. В Тюбингенском университете учился вместе с Гегелем и Г...Новый философский словарь
  2. шеллинг, фридрих вильгельм йозеф фоннемецкий философ в творчестве которого можно выделить три этапа философия тождества которое по Шеллингу представляет романтический энтузиазм философия духа размышление ...Словарь-справочник по философии
  3. шеллинг, фридрих вильгельм йозеф фонянв. авг. нем. философ представитель нем. классич. идеализма. Окончил духовную семинарию и Тюбинг. теологический инт где изучал философию и богословие. В Лейпциге из...Философская Энциклопедия (в 5 томах)