Стилистический энциклопедический словарь русского языка

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР

Существует тяготение тех или иных языковых средств к выражению определенных стилистических фигур. Так, прием антитезы реализуется в тексте посредством антонимических пар:Невеселая, непечальная, / Словно с темного неба сошедшая, / Ты и песнь моя обручальная, / И звезда моя сумасшедшая(Н. Заболоцкий); прием парономазии – с помощью паронимов:Я ненавижу вас, люди-резины, / Вырастяжимына всережимы(А. Вознесенский); прием метафоры – за счет полисемии:Белыйбыл – красным стал: / Кровь обагрила, /Краснымбыл – белым стал: / Смерть побелила(М. Цветаева).
Некоторые языковые средства принимают участие в реализации не одной-двух стилистических фигур, а многих. Такой широкой сферой охвата стилистических фигур характеризуются мотивационно связанные слова (МСС) – мотивационные пары или цепочки. Они выражают следующие приемы:
1) прием сопоставления, частным случаем которого является хиазм:
Простимся ж коротко и просто –
Раз руки не умеют красть!
С тобой,нелепейшая роскошь,
Роскошная нелепость– страсть!
(М. Цветаева)
2) прием антитезы:И янесчастливоттого, чтосчастлив, / И сновасчастлив, чтонесчастливя(Е. Евтушенко); при этом контраст может быть выражен МСС разных лексико-грамматических классов:Далеко-далече там Багдад, / Где жила и пела Шахразада. / Но теперь ей ничего не надо. /Отзвенелдавнозвеневшийсад(С. Есенин);
3) прием оксюморона (соединение несоединимого):Работает он с утра до ночи… – и в этом отношении он не человек, а золото; в остальном же, как иные говорят,ученый неуч(А.Чехов);
4) прием тавтологии:Вся комната янтарным блеском / Озарена. Веселымтреском/Трещитзатопленная печь(А. Пушкин);
5) прием плеоназма (словесного излишества):Молодые, как самаяранняя рань, / Мы не верили в ад. Мы плевали на рай!(Р. Рождественский);
6) прием градации:Подует ветер. / Сосен темный ряд / Вдругзашумит, /застонет,занеможет(Н. Рубцов);
7) прием оживлениявнутренней формы слова(см.):И мне снятся всю ночь наснегу снегири, / В белом инее красные птицы(М. Дудин) и др.
МСС активно используются художниками слова для выражения различных приемов "поэтической техники":
8) анафоры (единоначатия):Зашумитли клеверное поле, / Заскрипят ли сосны на ветру, / Я замру, заслушаюсь и вспомню, / Что и я когда-нибудь умру(Е. Евтушенко) и всех приемов эвфонии (благозвучия);
9) аллитерации:Ревет ли зверь в лесу глухом, / Трубит ли рог,гремитлигром(А. Пушкин);
10) ассонанса:Я вольныйветер, я вечновею, /Волную волны, ласкаю ивы, / В ветвяхвздыхаю,вздохнув, немею, /Лелеютравы,лелеюнивы(К. Бальмонт);
11) ритма:…Свыдохом, свысвистом, / Свыхрипом, с вы… / Твердит одинокое слово "Терпи!"(Р. Рождественский);
12) рифм всех видов (внешних и внутренних, кольцевых и перекрестных, богатых и бедных, точных и неточных и т.п.):И сердце бьется вупоенье/ И для него воскресли вновь / И божество, ивдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь(А. Пушкин).Переливыиотливырук – / Однообразные движенья, / Ты заклинаешь, без сомненья, / Какой-то солнечный испуг(О. Мандельштам) и т.п.
Кроме известных стилистических фигур, МСС участвуют в реализации специфических мотивационных фигур речи:
13) приема перевернутой мотивации, суть которого в инверсионном употреблении мотивируемого и мотивирующего слов, когда они как бы меняются местами, отражая обратный ход мысли, события и т.д.:Семь холмов – как семь колоколов, / На семиколоколахколокольни(М. Цветаева).Родник родитреку…(К. Паустовский);
14) приема объединения мотивационных пар и цепочек, заключающегося в том, что компоненты разных мотивационных пар используются как составляющие одного словосочетания, синтезирующего целостное понятие:Над городом, отвергнутым Петром, / Перекатилсяколокольныйгром. /Гремучийопрокинулся прибой / Над женщиной, отвергнутой тобой. / Царю Петру и вам, о царь, хвала! / Но выше вас, цари:колокола(М. Цветаева). В словосочетанииколокольный громпредставлены компоненты двух мотивационных пар:громигреметь,колоколиколокольный;
15) приема индивидуально-авторской мотивации, который, в отличие от приема поэтической этимологии, парономазии, представляет собой результат сближения созвучных разнокоренных слов на основе их осмысления как мотивационно связанных:Я умираю отжалящей жалости, / Глядя, как вянет ромашки лицо(Л. Васильева). В представлении поэта жалость осмысляется как чувство, которое как бы жалит;
16) приема инотолкования внутренней формы слова:Челюскинцы! Звук – как сжатые челюсти… / И впрямьчелюстьми– / Из льдин-челюстей/ Товарищей вырвали!(М. Цветаева).
Выражение в поэтическом тексте стилистических форм за счет МСС значительно повышает их выразительно-изобразительный эффект.
Лит.: Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966; Блинова О.И. Явление мотивации слов: Лексикологический аспект. – Томск, 1984; Ее же: Об одном феномене антропологической лингвистики // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Ч. 2. – Томск, 1996; Скребнев Ю.М. Фигуры речи // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.
О.И. Блинова