Средневековый мир в терминах, именах и названиях

ФИЛИПП НОВАРСКИЙ

(1195—?) — знатный барон, известный рыцарь-крестоносец, участник нескольких крестовых походов, юрист, искусный дипломат, одаренный поэт. Прибыл налат.Восток в 20-е гг. XIII в., служил многим правителям Иерусалимского и Кипрского королевств, в частности — Ибелинам. Сделал блестящую карьеру, видный полит, деятель государства крестоносцев.
О нем известно очень мало: происходил из Ломбардии, из Новары; в молодости участвовал в 5-м крестовом походе, в осаде Дамиетты, принимал активное участие в борьбе между его сюзереном Жаном Ибелином и Фридрихом II Гогенштауфеном (с 1228 по 1243 г.) налат.Востоке; написал мемуары, где изложил события, свидетелем которых был.
Как талантливый поэт он известен своими поэмами и лирич.сочинениями. Подобно др. аристократам, осевшим налат.Востоке, Ф.Н. интересовался литературой, проявил себя как даровитый писатель. Наибольшую известность принес ему трактат «Четыре возраста человека» — один из самых интересных средневековых памятников. В нем отражены воззрения рыцарства XIII в. на проблемы воспитания, дана характеристика жизненных этапов человека — детства, молодости, зрелости, старости. Каждый из этих этапов занимает ок. 20 лет. В своем соч. Ф.Н. советует, как воспитывать детей, как следует себя вести на каждом отрезке жизненного пути, на какие нормы поведения и нравственности ориентироваться. Свои советы он сопровождает назидательными примерами из собственного опыта.
Детство и молодость — наиболее опасные и решающие периоды в жизни человека, они многое определяют. Ф.Н. проводит принцип сословной дифференциации воспитания детей: детей рыцарей следует обучать «рыцарскому делу», куртуазности и т.д.; детей простолюдинов — «хорошему ремеслу». Он различает методы воспитания мальчиков и девочек, рисует модель поведения молодого человека (щедрость, галантность, жизнерадостность); молодость сравнивает с весной, зрелость — с летом. Старость — самый неблагодарный возраст человека, жизнь старика — «мука и боль».
Трактат Ф.Н. содержит ценнейшую информацию о том времени. Общий тон его — религиозно-нравственный. Христиан, моральные принципы определяют для Ф.Н. характер воспитания и поведения человека в обществе. С другой стороны, его взгляды на воспитание и обучение выдают в нем представителя средневекового рыцарства. Соединение этих двух тенденций — общехристиан. и сословно-аристократич. — и привели к созданию столь яркого памятника Средневековья.
Как юрист Ф.Н. известен своим трактатом, вошедшим в состав «Иерусалимских ассиз» — законодательного свода крупнейшего налат.Востоке государства крестоносцев.
Лит.:Лучицкая СИ. Идеи Филиппа Новарского о воспитании и обучении // Западно-европ. средневековая школа и педагогич. мысль. М., 1989.