Сравнительная политология в терминах и понятиях

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

совокупность прав и свобод граждан, в наличии или отсутствии которых обнаруживается степень демократизма того или иного строя. Права и свободы человека, гражданина - основа демократии, свободы общества. Права человека в их современном виде - право на жизнь, право на труд и на отдых, право на жилище и его неприкосновенность, право на обеспечение в старости, на медицинское обслуживание, свобода слова, свобода инакомыслия, свобода совести, свобода собраний и демонстрации, право на забастовку и др., - записанные в билли о правах, конституции, занесенные в международные документы (Устав ООН) и международные соглашения (Хельсинкская хартия) и провозглашенные на многочисленных съездах и конференциях широкой общественности, составляют огромный пласт конституционно-юридических, внутренних и международных документов, соглашений и решений. Одно из главных отличий демократических форм политического развития состоит именно в том, что эти формы предполагают предоставление широких прав и свобод всем слоям населения, в то время как недемократические и антидемократические формы политического развития или резко ограничивают, или полностью исключают многие права и свободы граждан. Права человека - продукт истории, причем как в том смысле, что все права и свободы не появляются сразу в готовом виде, а появившись, не обретают тут же общепризнанный характер, так и в том, что реализация того или другого уже провозглашенного права (свободы) - продукт реальной борьбы, имеющей свой уровень достижений в разных странах. Ведь это зависит от многих обстоятельств. Например, каковы в данной стране права государства: не окажутся ли они такими, что, вторгаясь во все стороны жизни, те или иные щупальца государства не оставят никакого пространства для свободы самого человека. Каждая историческая форма общественно-политической организации вследствие уровня экономического развития и характера стоящей у власти общественной силы (класса, социальной группы, правящей личности и ее окружения) имеет свои объективные и субъективные причины, предопределяющие существующий в данном обществе уровень прав и свобод граждан. Так, при рабовладельческом строе имевшая место в его рамках политическая демократия не предоставляла никаких прав рабам, рассматривая их в качестве "говорящих орудий" труда. Политическая демократия феодального общества чаще всего не предусматривала прав для крепостных крестьян в политической сфере, но, в отличие от рабовладельческой, в определенных случаях гарантировала юридически (но не фактически) часть их прав (на жизнь, семью, на часть недвижимого имущества и т.д.). В пришедшем на смену феодализму буржуазном обществе, в его демократических формах, признается равенство всех перед законом, а демократия здесь и есть юридическое признание равного права каждого гражданина на участие в управлении государством. Это равенство всех перед законом тесно связано с экономическим фундаментом и представляет собой политический слепок с принципов товарно-денежных отношений. Возникает вопрос: а как же быть с общечеловеческими правами и свободами граждан, разве это миф, не имеющий никакого отношения к реальности, к тому, что реализовано западными демократиями? Дело обстоит значительно сложнее. Если говорить о практике, то очевидно, что в жизни концепция прав и свобод человека не может быть внеисторической, общечеловеческой, созданной раз и навсегда и годной для всех исторических этапов человеческого развития, для любых общественных устройств. Можно вызвать только гомерический смех, если утверждать, что концепция прав и свобод, практикуемая в Великобритании, тождественна той, что практикуется в США. Другое дело - теория. Теоретически можно представить себе абстракт, составленный на основании общих черт демократических устройств, эмансипированный от своего конкретного воплощения, где эти права и свободы органически связаны с сущностью политического строя, с конкретной расстановкой общественнополитических сил. Само собой разумеется, что подобная, созданная посредством абстрагирования общечеловеческая концепция прав и свобод может находить свое реальное проявление только в определенных, общих декларациях и заявлениях (Пакты ООН о правах человека, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и т.п., причем со своим механизмом гарантий), где принятие этой концепции явилось результатом равнодействия, компромисса различных общественно-политических сил, по тем или иным причинам согласившихся на подобное, общее выражение своих на практике весьма расходящихся позиций. Названные международные документы, а также подобные им, являются наиболее наглядным свидетельством такого подхода: они были приняты как результат компромисса между силами западного капиталистического мира, всегда заявлявшего о своей приверженности к демократии, и силами тогдашней международной партийно-государственной бюрократии коммунистического толка, выдававшей себя за сторонницу "социалистической демократии", прав и свобод трудящегося человека. По этим причинам в названных документах, имеющих в целом общедемократический характер, приемлемый для капиталистических, освободившихся и так называемых социалистических стран, есть положения, формулировки, разнокачественные по своему социально-экономическому и политическому содержанию. Поэтому если и можно говорить об общечеловеческом выражении в этих документах прав и свобод граждан, то все же следует иметь в виду, что провозглашенные в них права и свободы в каждой стране реализуются лишь в своей конкретно-исторической форме, определяемой характером политической организации общества, расстановкой и борьбой в нем общественно-политических сил. Нельзя забывать и о традициях в реализации прав и свобод граждан. Запад и Восток, Север и Юг в этом весьма отличаются. Так, западная демократия часто фиксирует противоположность интересов индивида и государства и, сохраняя за индивидом юридическое право критики государства и его институтов, предоставляя широкую возможность гражданам в формировании представительных органов, как правило, стремится оградить само государство, исполнение им своих властных функций от какого бы то ни было реального вмешательства широких масс населения. В отличие от этого, в постоталитарных обществах Восточной Европы, в государствах, возникших на территории бывшего Советского Союза, сохраняется стремление к тому, чтобы добиться противоположности интересов государства и его граждан, сделать так, чтобы государство в основном и главном выражало не интересы того или иного меньшинства, несовместимые с интересами большинства, а именно интересы этого большинства. Разумеется, при этом тоже остается достаточно широкое поле несовпадения и противоречивости общего и частного, а также неизбежной и необходимой критики гражданами действий государственных органов, политики власть имущих. Думается, что такой подход имеет свои преимущества, ибо позволяет реализовать права и свободы граждан достаточно полно, а при учете государством критических замечаний граждан позволит сужать сферу расхождений и противостояния, а тем более злоупотребления как правами и свободами человека в ущерб обществу, так и действиями государства в ущерб индивиду, гражданину, его правам и свободам. Права человека мыслимы только в контексте других "прав", в частности прав государства. Если не признать по-настоящему автономию каждого человека, то отпущенные ему права будут лишь фикцией. Конечно, автономия человека имеет разный смысл для каждого из нас. Для верующего христианина - это свобода, данная Богом всякому созданию, сотворенному "по его подобию". Даже не будучи христианином, можно согласиться с Яном Паточкой, говорящим о праве на "спасение души" и о том, что Европа на протяжении всей своей истории развивала именно это право. Можно также допустить, что речь идет о потенциале интеллектуального и духовного развития, который есть в каждом человеческом существе и который позволяет ему в силу того, что он человек, быть призванным к неведомому для него будущему. "Люди рождаются свободными и равными" - в этой формуле выражено право человека, отнюдь не являющееся законом природы, и это право, как всякое другое, не имеет смысла иначе, как будучи признанным всей общностью людей. С момента рождения человек нуждается в защите и воспитании: его свобода - вся в становлении, а равенство уменьшается по мере того, как определяется мера его способностей. Но никто не знает заранее этой меры, поэтому права человека - это признание фундаментального качества - достоинства - как основы, на которой зиждутся свобода и равенство. В каждом человеке есть достоинство, которое можно уважать. Но один человек не представляет собой сумму своих собственных действий вопреки тому, что можно было бы подумать в соответствии с ложной теорией свободы. Никакая высшая цель - государственная, религиозная или любая другая - не должна отменять права на признание достоинства человека. Вероятно, это достоинство не должно быть совершенно отделено от достоинства животных и природы, т.е. от всякого "творения". Некоторая солидарность с другими царствами природы не ускользает от внимания, но достоинство человека все же иное: оно абсолютно с точки зрения нравственности. Тоталитаризм XX в. перечеркнул достоинство во имя конечной цели, которой могла быть чистота расы или социальная утопия. Принудительный труд уничтожил это достоинство, погрузил людей не только в страдания, но и в унизительное ощущение бесправия. Одинокий борец против тоталитарной махины обновил концепцию прав человека. Он не только подтвердил ту правоту Антигоны, что лишь человек может быть правым в противоборстве с законом, т.е. большинством, но доказал также, что бывают такие моменты, когда этот маленький Давид может поставить в тупик Голиафа - государство, слуг государства. По пути, указанному совестью, шли Владимир Буковский и Ян Палах. У обоих этот предначертанный путь не был следствием религиозности: он соответствовал, следовательно, сущности кантовской концепции "прав человека". Диссиденты и члены "Международной амнистии" показали всем, что права человека - это ценность, которую надо защищать шаг за шагом, в каждой мелочи. Последнее двадцатилетие преподало урок таких упрямых "маленьких шагов": помощь заключенным, связь с выявленными заключенными, постоянный призыв к ответу психиатров-палачей - вот основные задачи. Для этого нужно иметь целую армию борцов за права человека, не церковь, не Красный Крест, а армию ведущих расследование. Надо признать, что, несмотря на весь существующий юридический и конституционный арсенал, права человека до сих пор так и не реализованы. Почти все тоталитарные и авторитарные режимы XX в. начертали на своих фронтонах демократические девизы, но на деле их демос не мог осуществлять свое право на несогласие. Он имеет право лишь на единогласие. Как же обеспечить права человека без права на возражение и даже на вызов? Идя на риск издержек, следует утвердить право на интерпелляцию любого авторитета, любой власти. Нужны "диссиденты" - этим именем сегодня зовут тех, кого еврейский народ называл пророками. Один из узловых моментов проблемы прав человека - ограничение прав родителей по отношению к детям: родители имеют не все права, но у них есть право передавать им свой жизненный опыт. Полис, отнимающий детей у родителей для воспитания, - это несправедливость. Семья - это естественная среда осуществления прав человека. Необходимо вычленить понятие "права человека" из понятия "ценз просвещения", ведь если что-то и было доказано этим последним понятием, так это то, что разум может быть безрассудным, что утопия "царства разума" дала осечку и привела к опустошениям, не замеченным и по сей день. Мы - всего лишь счастливо спасшиеся от этой утопии. Следует допустить, что существуют различия, чужие традиции, разнородные культуры, но не надо отказываться от "прав человека". Призыв к автономии личности в каждом человеке - это и есть то, что объединяет людей всех широт, и с этой точки зрения у нас у всех есть категорический моральный долг вмешиваться в дела других. Это ограниченный, но принципиальный универсализм. Права человека должны быть всегда обращены на пользу угнетенному, даже если он провозглашает философию нетерпимости. Но если он сам станет угнетателем, то вопрос о правах человека должен быть, в свою очередь, поднят и по отношению к нему. На права человека наследство не распространяется: правилом здесь является их вечная постановка под вопрос.

  1. права человекаПрава человека являются базовыми неотъемлемыми и должны быть обеспечены всем людям в любом обществе. В отличие от гражданских прав категории индивидуальных государств пра...101 ключевая идея политика
  2. права человекаправа для каждого человека независимо от его гражданства пола возраста национальности и или религиозной принадлежности. В рамках теории естественного права права человека...Большая актуальная политическая энциклопедия
  3. права человекапонятие характеризующее правовой статус человека по отношению к государству его возможности и притязания в экономической социальной политической и культурной сферах. Поня...Большой юридический словарь
  4. права человекаПРАВА ЧЕЛОВЕКА понятие характеризующее правовой статус человека по отношению к государству его возможности и притязания в экономической социальной политической и культур...Большой юридический словарь II
  5. права человекакомплекс социальноэкономических гражданских политических культурных и др. прав и свобод характеризующих правовой статус личности в государстве. Перечень основных прав и с...Геокультурная энциклопедия
  6. права человекапонятие характеризующее правовой статус человека по отношению к государству его возможности в экономической социальной политической и культурной сферах. Свободное осущест...Государство и право
  7. права человекаважнейший институт конституционного строя представленный совокупностью конституционных возможностей призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека и граждани...Конституционное право России
  8. права человекатермин под которым понимается комплекс социальноэкономических гражданских политических культурных и др. прав и свобод характеризующих правовой статус личности в государст...Краткий словарь дипломатических терминов
  9. права человекаСвободы и блага о которых в соответствии с современными ценностями и достижениями могут заявить все люди как о праве в обществе в котором они живут. Эти права содержатся ...Международное миграционное право
  10. права человекаhuman rights права крыми наделены все люди. П.ч. гарантируемые междунар. кодексами делятся на три группы . Личные гражд. и полит свободы гарантирующие невозможность произ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  11. права человека. Элемент правового статуса индивида в обществе наряду с обязанностями характер его возможности и притязания в экономической социальной полит и культурной сферах. В число...Оперативно-розыскная энциклопедия
  12. права человекапринципы нормы взаимоотношений между людьми и государством обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага....Политико-терминологический словарь
  13. права человекаправа принадлежащие человеку по праву рождения другими словами основные и всеобщие права....Политология - глоссарий по книге
  14. права человекапринципы нормы отношений между людьми и государством обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению свободы и получать определенные блага права. В Р...Политология - краткий словарь политологических терминов
  15. права человекаПРАВА ЧЕЛОВЕКА human rights Особый род неотъемлемой моральной нормы принадлежащий всем людям в равной степени просто по свойству их человеческой природы независимо от рас...Политология. Словарь.
  16. права человеканеотъемлемые и неоспоримые социальные возможности человека которые он получает с момента рождения как социальное существо. Основные права и свободы человека закреплены во...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  17. права человекапонятие характеризующее правовой статус человека по отношению к государству его возможности и притязания в экономической и культурной сферах. Свободное и эффективное осущ...Профессиональное образование
  18. права человекаhuman rights...Русско-английский психологический словарь
  19. права человекаrights of a man human rights individual rights...Русско-английский словарь политической терминологии
  20. права человекаhuman rights...Русско-английский экономический словарь
  21. права человекаправа челове...Русско-ивритский словарь
  22. права человекаderechos de la personalidad derechos de las personas derechos humanos...Русско-испанский юридический словарь
  23. права человекаdiritti umani diritti delluomo...Русско-итальянский юридический словарь
  24. права человекаадам ытары...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  25. права человекаcilvka tiesbas cilvktiesbas...Русско-латышский словарь
  26. права человекаMenschenrechte...Русско-немецкий экономический словарь
  27. права человекаMenschenrechte...Русско-немецкий юридический словарь
  28. права человекаmenneskerettigheter...Русско-норвежский словарь
  29. права человекаlidsk prva...Русско-чешский словарь
  30. права человекаХарактеристика правового статуса человека по отношению к государству его возможности и притязания в экономической социальной политической и культурной сферах. Права челов...Словарь бизнес терминов
  31. права человекапринципы нормы и правила взаимоотношений между людьми и государством обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага....Словарь конфликтолога
  32. права человекаКонцепция прав человека проистекает из доктрины естественных прав которая предполагает что все члены общества в силу того что они люди человеческие существа обладают осно...Словарь терминов по правам человека
  33. права человекаПРАВА ЧЕЛОВЕКА понятие характеризующее правовой статус человека по отношению к государству его возможности и притязания в экономической социальной политической и культур...Словарь юридических терминов
  34. права человекасистема норм правил и традиций взаимоотношений между людьми и государством обеспечивающая индивиду возможность действовать по своему усмотрению свобода получать необходим...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  35. права человекасовокупность норм характеризующих статус человека в обществе право на жизнь на свободу на развитие способностей и таланта и т.д....Социология права. Словарь специальных терминов
  36. права человекаФундаментальные основы прав человека такие как уважение к жизни и человеческому достоинству встречаются во многих религиях и философских течениях. Развитие концепции прав...Справочник международной амнистии
  37. права человекаэто человеческое измерение всех явлений и событий общественной жизни. Различают шесть основных категорий прав человека естественные гражданские политические экономические...Тематический философский словарь
  38. права человекаобщественный институт права не могут существовать независимо от сопутствующих им обязанностей существуют диалектическое противоречие требующее непрерывности непротиворечи...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  39. права человекаэто определенные возможности свободы человека необходимые для его существования и развития в конкретноисторических условиях объективно определяемые достигнутым уровнем ра...Теория государства и права
  40. права человекасистема экономических социальных политических юридических прав и гарантий направленных на развитие человека в тех или иных конкретных социальных условиях....Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  41. права человекасовокупность прав и свобод граждан ограничивающих власть государства и обеспечивающих автономию личности. Еще в Древней Греции свободные граждане пользовались такими прав...Толковый политический словарь
  42. права человекаправа прописанные во Всеобщей декларации прав человека ООН. Декларируется что такие права являются независимыми от расы цвета кожи пола языка религии политических или ины...Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
  43. права человекапонятие характеризующее правовой статус человека по отношению к государству его возможности и притязания в экономической социальной политической и культурной сфере. П.Ч. ...Философия права, словарь-минимум
  44. права человекаПРАВА ЧЕЛОВЕКА возможности правомочия потенции действий человека в определенной указанной в законе сфере. Формула Люди рождаются свободными и равными подразумевает что ч...Философская энциклопедия
  45. права человеканеотъемлемые свободы и права личности которые индивид обретает в силу рождения основное понятие естественного и вообще всякого права в целом. Права человека объемлют граж...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  46. права человекасовокупность правил характеризующих правовой статус гражданина неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения основное понятие естественного и любого права в общ...Экономика и право
  47. права человекасовокупность правил характеризующих правовой статус гражданина неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения основное понятие естественного и любого права в общ...Энциклопедический словарь экономики и права
  48. права человекаангл. rights human нем. Menschenrecht. Комплекс понятий характеризующий развитие человека как соц. существа права на жизнь на свободомыслие на проявление способностей и т...Энциклопедия социологии
  49. права человекапонятие. характеризующее правовой статус человека по отношению к государству его возможности и притязания в экономической социальнойполитической и культурной сферах. Поня...Энциклопедия юриста