Справочник. Все монархи мира. Древний Восток

АМЕНХОТЕП IV

Царь ЕГИПТА ДРЕВНЕГО 18-й ДИНАСТИИ, правивший в 1364-1347 гг. до Р. Х. Сын Аменхотепа III и царицы Тэйе. Ж.: Нефертити. Род. 1379 г. до Р. Х. † 1347 г. до Р. Х. Аменхотеп взошел на престол пятнадцатилетним юношей. Блистательная египетская империя находилась в это время в зените своего могущества, хотя стали ощущаться уже и первые признаки упадка. На севере и на востоке постепенно крепли молодые государства - Ассирия и держава хеттов. Сирийские царьки, давно не видавшие под стенами своих столиц египетской армии, начали проявлять непокорность. Однако вместо того чтобы сосредоточиться на проблемах внешней политики, Аменхотеп всецело отдался религиозным реформам. Подробности многих его преобразований нам неизвестны, но мы можем судить о проводившихся преобразованиях по изображениям той эпохи. С первых лет царствования Аменхотепа проявилось его пристрастие к культу Солнца, причем не к древним его формам - поклонению солнечным богам Амону и Ра, а в горячем почитании третьестепенного и до той поры почти неизвестного бога "видимого Солнца" Атона. Первым храмом, построенным при Аменхотепе, стал именно "Дом Атона". Впрочем, никаких признаков отрицания старых богов в это время еще не было заметно. Однако Аменхотеп значительно умерил свои пожертвования храмам других богов, в то время как жречество Атона получало неисчислимые подношения. Около 1360 г. до Р. Х. Аменхотеп провозгласил Атона-Ра "царствующим фараоном". (Летоисчисление продолжали вести по годам царствования самого Аменхотепа, но после числа перестали вставлять обычную с древних времен формулу "при Аменхотепе", поскольку первым фараоном отныне считалось Солнце.) В повседневную жизнь двора были включены многочисленные религиозные церемонии в честь Атона, в добровольного жреца и пророка которого превратился фараон. Вслед за "воцарением" Солнца резко изменилось и его изображение. Вместо прежнего - в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, появился новый: круг с солнечной или царской змеей спереди и множеством устремленных вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. Такой способ изображения Солнца при полном отказе от его очеловечивания наглядно свидетельствовал, что за своим божеством фараон признавал только один облик - зримого Солнца. Около 1358 г. до Р. Х., в шестой год своего правления, Аменхотеп объявил о намерении построить новую столицу. Одновременно он убрал из царской титулатуры все, что напоминало о прежней столице и ее боге, а взамен ввел наименования в честь Солнца и нового города. Вместо прежнего личного имени Аменхотеп (то есть "Амон доволен") фараон принял имя Эхнатон (то есть "Полезный Атону"). Место для новой столицы было выбрано в Среднем Египте, на правом берегу Нила, где горы, отступая полукругом от реки, образовывали просторную равнину (ныне это место известно под названием Эль-Амарна). Город получил название Ахетатон (что значит "Небосклон Солнца"). Его центром стал грандиозный храм Атона - величайшее сооружение древности, длиной около 800 м, а шириной - 300 м. В следующие годы наметились первые проявления неприятия старого фиванского бога Амона. Явный тому знак видится в том, что чиновники и сподвижники Эхнатона вслед за ним переиначивали свои имена, удаляя из них имя Амона. Более того - имя отверженного Амона стали уничтожать везде, где только находили: на стенах храмов, на вершинах колонн, в гробницах, на изваяниях, на погребальных плитах, на предметах дворцового обихода и даже на клинописных посланиях иноземных властителей. Религиозный переворот завершился около 1352 г. до Р. Х. К этому времени был положен конец многовековому господству Фив. Столица переместилась в выросший со сказочной быстротой Ахетатон. Старых богов перестали чтить, а приверженцы величайшего из них - Амона - стали подвергаться преследованию. Государственную поддержку получил культ единственного бога - бога "видимого Солнца" Атона, в честь которого во всех городах воздвигались величественные храмы. Что касается храмов старых богов, то, лишившись царских субсидий, они стали быстро приходить в упадок. Уже после смерти Эхнатона его преемник Тутанхамон писал: "Храмы богов и богинь, начиная от Элефантины и кончая болотами топи в Низовье? были близки к забвению, их святилища были близки к гибели, превратившись в развалины, они поросли растительностью, их обители стали как то, чего не было, их двор стал дорогой для пешехода". Религиозная реформа сопровождалась быстрым упадком внешнего могущества Египта. Хотя об особе Эхнатона говорили и писали в духе его предков, царей-завоевателей, именуя его "властителем всех народов", реальное положение вещей имело мало общего с подобными притязаниями. Отношения с крупными государствами Ближнего Востока расстроились, так как Эхнатон не желал отправлять их правителям золото с отцовской щедростью. Между тем хетты стали постепенно распространять свою власть на Сирию. Не получая действенной поддержки от Египта, верные ему сиропалестинские царьки гибли в борьбе с враждебными властителями и собственными подданными. О своем тяжелом положении они постоянно писали Эхнатону, но фараон оставался глух к их мольбам и не отправлял на помощь даже небольших отрядов египетских солдат.

  1. аменхотеп ivдр.егип. фараон й династии правил в ок. до н. э. Пытаясь сломить могущество жреч. касты и старой родовой аристократии связанных с культом АмонаРа и с места культами А....Атеистический словарь II
  2. аменхотеп ivегипетский фараон в до н. э. сын Аменхотепа III.Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати выступилкак религиозный реформатор введя новый государстве...Большой энциклопедический словарь II
  3. аменхотеп ivАМЕНХОТЕП IV египетский фараон в до н. э. сын Аменхотепа III. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати выступил как религиозный реформатор введя но...Большой энциклопедический словарь III
  4. аменхотеп ivАМЕНХОТЕП IV египетский фараон в до н. э. сын Аменхотепа III. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати выступил как религиозный реформатор введя н...Большой Энциклопедический словарь V
  5. аменхотеп ivАменхотеп IV египетский фараон в до н. э. Сын Аменхотепа III. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати выступил как религиозный реформатор введя но...Большой Энциклопедический словарь V
  6. аменхотеп ivегипетский фараон в до нашей эры сын Аменхотепа III. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати выступил как религиозный реформатор введя новый гос...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. аменхотеп ivАМЕНХОТЕП IV египетский фараон в до н. э. сын Аменхотепа III. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати выступил как религиозный реформатор введя но...Новый большой англо-русский словарь II
  8. аменхотеп ivАМЕНХОТЕП IV египетский фараон в до нашей эры сын Аменхотепа III. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати выступил как религиозный реформатор вв...Современная энциклопедия
  9. аменхотеп ivАМЕНХОТЕП IV египетский фараон в до н. э. сын Аменхотепа III. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати выступил как религиозный реформатор введя но...Современный энциклопедический словарь
  10. аменхотеп ivАМЕНХОТЕП IV Эхнатон религ. реформатор др.егип. фараон й династии даты царствования спорны некрые сов. ученые придерживаются даты до н.э. см. В. В. Струве Подлинный Ман...Философская энциклопедия
  11. аменхотеп ivЭхнатон религ. реформатор др.егип. фараон й династии даты царствования спорны некрые сов. ученые придерживаются даты до н.э. см. В. В. Струве Подлинный Манефоновский сп...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  12. аменхотеп ivАМЕНХОТЕП IV египетский фараон в до н. э. сын Аменхотепа III. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати выступил как религиозный реформатор введя н...Энциклопедический словарь естествознания