Справочник психотерапевта

РОЛИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ

Роль – это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы, которые реализуются в соответствующем социальном контексте в данной конкретной ситуации. Гибкость ролевой тактики требует от участников группы принятия ролей, отличных от ролей вне группы. Очень важно руководителю группы определить в первых сеансах, кто и какую роль будет исполнять или исполняет. Это ведь бессознательное проигрывание ролей, бессознательно выбранное поведение. Кого-то следует ограничить, кого-то стимулировать – тактика руководителя по отношению к каждому должна быть разной. Ниже приводятся основные характеристики ролевого поведения в группе. Обычно бессознательно в группе одни члены принимают на себя роли, важные для выполнения задачи, другие берут на себя заботу о сохранении гармоничных межличностных отношений. Такие социально-эмоциональные лидеры обычно предпочитаются в группе. Роли по выполнению задачи и оказанию поддержки. I. Роли, связанные с групповой задачей. 1. Инициирующая роль: участник предлагает новые идеи и способы преодоления трудностей и решения задач. 2. Разрабатывающая: развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками. 3. Координирующая: объединяет идеи и координирует работу группы. 4. Ориентирующая: направляет группу к цели, выявляя отклонения от повестки дня. 5. Оценивающая: критикует за любые отклонения от главной задачи группы. 6. Побуждающая к действию: подталкивает группу к принятию решений. II. Роли, связанные с групповой поддержкой – озабоченность сохранением гармоничных межличностных отношений. 1. Поощряющая роль: поощряет других, демонстрирует понимание. 2. Гармонизирующая: посредник при расхождении мнений. Снижает напряженность при конфликте. 3. Идущий на компромисс. Роль, направленная на сглаживание конфликтов в группе путем поиска взаимоприемлемых мнений, суждений в ущерб развитию группового процесса. 4. Охраняющая и выполняющая роль: осуществляет эмоциональную поддержку и поощряет других. 5. Устанавливающая стандарты, для оценки качества группового процесса. 6. Пассивно следующий слушатель.