Справочник методиста

ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Задачи воспитания: - формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; - подготовка к самостоятельной жизни и труду; - формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; - овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; - формирование культуры семейных отношений; - создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. Основные требования к воспитанию: - соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания; - системность и единство педагогических требований; - преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; - создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности. Основные составляющие воспитания: - гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; - идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; - нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям; - эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; - воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры; - воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование; -гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; - семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей; - трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности; - экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе; - воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни; - воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.