Современная западная философия

ШПРАНГЕР (SPRANGER) ЭДУАРД

(1882-1963) нем. философ, психолог и педагог. С 1912 ординарный проф. в Лейпциге, с 1920 в Берлине, с 1946 в Тюбингене. Сформировался под влиянием Дильтея, испытал сильное воздействие Руссо и философии ценностей баденского неокантианства. В своем главном труде *Жизненные формы* (1921) Ш. развил культурфилософскую интерпретацию главных типов человеческого существования. Эти типы по Ш., жизненные формы, остающиеся самотождественными в многообразии и изменчивости жизни, исторически инвариантные структуры, соединяющие индивидуальные душевные целостности с надындивидуальными духовными образованиями. Ш. выделяет шесть жизненных форм или культурно-психологических типов, каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т.д. Так, для теоретического человека высшей формой деятельности, определяющей характер всех его жизненных проявлений, выступает познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения. Экономический человек тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность. Все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов *теоретика* тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности. Эстетический человек тот, кто *все свои впечатления преобразует в выражения*. Его специфическая форма мотивации *воля к форме*, выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, *построение и оформление самого себя*, универсализация эстетического видения, тотализация форм. Для социального человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова. Властный человек может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека это стремление преобладать над другими. Все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое для него лишь звено в цепи средств для достижения целей власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты оформления и переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. Религиозный человек это тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего и приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение ценностного переживания. Созданная Ш. культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп. Идея жизненных форм сочетается у Ш. с вполне определенной психологией. Это *не нормативная, а описательная и понимающая наука* в дильтеевском духе. Душа есть *смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я*. Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное *везде и всегда есть отпечаток с объективного*. Налицо, таким образом, стремление объективировать субъективное. В свою очередь, объективное Ш. выводит из *жизненности*, которая выступает в виде *структур* или даже *организмов*. Одной из таких структур является общество надындивидуальная целостность, в которую включены индивидуумы. Но, как общество, так и другие структуры и организмы, действующие в пространстве и времени, являются для нас непознаваемыми в их подлинном строении. *Для духовных образований у нас нет иного орудия познания кроме индивидуальной духовной структуры. Поэтому общественные структуры, как они есть в себе, трансцендентны по отношению к нашему познанию*. А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде инвариантов жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм и есть окончательное восприятие и познание. Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции. Отсюда следует враждебное отношение Ш. к социологии как социальной науке, организованной по модели естественных наук. Она не способна понять науку, искусство, религию, культуру в целом, *растворяя* их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. По Ш., альфа и омега культуры индивидуальность, человек носитель духа, а для социологии конкретный человек не существует. Культура поэтому должна кардинальным образом порвать с социологией. В этой враждебности по отношению к социологии Ш. близок своему учителю Дильтею. Так как отношение между социально-общинной жизнью и культурой разорвано, оформление и развитие культуры долг индивидов, которые, в свою очередь, перелагают его на государство, которое и оказывается, в конечном счете, инстанцией, связующей индивидуальные, т.е. *внутренние* культурные целостности в надиндиви. дуальные, объективные культурные единства. Эта позиция стала, в частности, теоретическим основанием той огромной работы, которую вел Ш. в области педагогики, организации образования и культурной политики. Л. Г. Ионин Два вида психологии (1914) // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Kultur und Erziehung. Leipzig, 1919; Gothe und die Metamorphose des Menschen. Weimar, 1924; Psychologie des Jugendalters. Halle, 1924; Die Kulturziklentheorie und das Problem des Kulturverfalls. Leipzig, 1926; Volk, Staat und Erziehung. Leipzig, 1932; Entwicklungspsychologie. Berlin, 1942; Kulturpathologie. Tubingen, 1947; Kulturbegegnungen als philosophisches Problem. Stuttgart, 1948.

  1. шпрангер (spranger) эдуарднемецкий философ психолог и педагог. Исходным принципом психологии считал понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного дух...Большая психологическая энциклопедия
  2. шпрангер (spranger) эдуардШПРАНГЕР Spranger Эдуард немецкий психолог педагог представитель философии жизни и понимающей психологии....Большой Энциклопедический словарь V
  3. шпрангер (spranger), эдуарднемецкий философ психолог педагог. С преподавал в Берлинском университете профессор с и в ректор с один из основателей Союза деятелей культуры за демократическое обно...Педагогический терминологический словарь
  4. шпрангер (spranger) эдуардШпрангер Spranger Эдуард . Берлин . Тюбинген немецкий философ психолог и педагог. Получил философское историческое и лингвистическое образование в Берлинском университе...Психологический словарь
  5. шпрангер (spranger) эдуардрод. июня Берлин ум. сент. Тюбинген нем. психолог философ педагог с профессор в Берлине с в Тюрингии ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснован...Философский энциклопедический словарь II