Современная западная философия

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

(1) Философское направление в европейской, преимущественно немецкой, философии первой трети XX в; (2) в качестве Ф.к. иногда обозначают всякую рефлексию, направленную на культуру как специфический феномен. Такое словоупотребление, однако, вызывает ряд серьезных возражений: во-первых, оно нехарактерно для франц. и англо-американской интеллектуальных традиций; во франкоязычном научном сообществе термин *культура* закреплен за хозяйственно-бытовой сферой (агрикультура, культура потребления и т.д.); для содержаний, относимых нами к *культуре*, здесь применяется термин *civilisation*; поэтому выражение *Philosophie de la culture* для франкоговорящей мысли абсолютно бессмысленно; в британском и американском научном лексиконе понятие culture имеет скорее дескриптивный и эмпирический, чем нормативный и *спекулятивный* характер (как то имеет место в немецком словоупотреблении) здесь, в частности невозможно характерное для немецкой традиции разграничение между *культурой* и *цивилизацией*. Во-вторых, при столь расширительном толковании Ф.к. к ней придется отнести и мыслителей, своим трудом поставивших под сомнение саму возможность последней например, Фуко. *Философом культуры* окажется практически любой мыслитель, эксплицитно не принадлежащий философии науки. Так, в некоторых современных немецкоязычных хрестоматиях в разряд представителей Ф.к. попадают такие авторы как Беньямин и Леви-Строс, Бронислав Малиновский и Клиффорд Гирц. Ф.к. как относительно самостоятельное философское течение сложилась в начале столетия, сам же термин Kulturphilosophie возник в конце XIX в. в рамках неокантианства баденской школы. В условиях экспансии точных наук философии, согласно неокантианскому диагнозу, не осталось иной области, кроме методологии научного познания. Но поскольку в ходе методологического анализа сферы науки выясняется фундаментальное различие *наук о природе* и *наук о культуре*, роль философии, по сути, сводится к прояснению и обоснованию последних, ей не остается иного удела, как стать *Ф.к.*. Ф.к., по мысли Виндельбанда, и есть философия. Согласно Риккерту, философия, в отличие от других форм знания, занята не познанием сущего, но познанием должного смысла и ценности; но сфера реализации последних есть сфера культуры; философия опять-таки есть не что иное как Ф.к. Не случайно основанный в 1910 немецко-русский журнал *Логос*, среди авторов которого Риккерт, Вебер, Зиммель, Гуссерль, Эмиль Ласк, Кроче, Эйкен, имел подзаголовком *международный журнал по философии культуры* (несколько выпусков журнала вышло также по-итальянски и по-литовски). Отождествлению Ф.к. с философией как таковой способствовала ситуация, сложившаяся по окончании первой мировой войны. В этот период потоком устремляются сочинения, посвященные *кризису культуры* и ее *трагедии*. Ф.к., понятая как *критика культуры*, превращается в устойчивую интеллектуальную моду. Однако неокантианство баденской школы не было единственным источником широкого распространения Ф.к. в 20-ЗО-е годы. Можно выделить три основных плана, в которых Ф.к. существовала как специфический феномен той эпохи: а) методологический: Ф.к. как методология *наук о культуре* в отличие от *наук о природе*; Ф.к. такого рода развивалась не только в рамках *философии ценностей* баденского неокантианства, но и в философии жизни (Дильтей), и в новой онтологии (Н. Гартман, Ханс Фрейер); б) социально-критический: Ф.к. как критика современной европейской цивилизации (Зиммель, Шпенглер, Федор Степун, Ортега-и-Гассет, Бергсон, Швейцер, Эрнст Роберт Курциус); в) теоретико-систематический: попытка построения универсальной теории культуры (Кассирер, Н. Гартман , Кронер, Хёйзинга, Шпенглep, Тойнби, Ротхакер). Пожалуй, последними *философами культуры* в строгом смысле слова могут быть названы Эрнст Кассирер и Эрих Ротхакер. Такая характеристика не противоречит и их самопониманию, тогда как отнесение к Ф.к., например, концепции культуры Арнольда Гелена не обходится без натяжек. Ученик Дильтея, Ротхакер строит теорию культуры на антропологическом фундаменте. Если сфера культуры в неокантианской интерпретации представала как завершенное в себе целое, как неподвижная система ценностей (в рамках которой выделялись четыре основных типа, связанных с истиной, добром, красотой и святостью, откуда вытекало расчленение знания о культуре на науку, этику, эстетику и теологию), то Ротхакер, вслед за Дильтеем, исходит из понимания культуры как результата лежащей за пределами науки практики жизни. Ф.к. не в праве диктовать частным наукам о культуре некий единый метод. Он всякий раз определяется предметом, а именно, конкретной *системой культуры*, каковых Ротхакер насчитывает пять: язык, хозяйство, искусство, религия, а также сфера государства и права. Философская наука о культуре есть вместе с тем философская наука о человеке; она получает поэтому название *культурная антропология* . Ротхакер, между прочим, автор данного термина в немецкоязычном пространстве (см.: Е. Rothacker. Probleme der Kulturanthropologie, 1942). В отличие от эмпирически ориентированной англо-американской cultural anthropology, по содержанию совпадающей с этнографией, культурная антропология Рот-хакера носит теоретико-систематический и историко-систематический характер. Она представляет собой, во-первых, рефлексию на методологический плюрализм частных культурологических дисциплин, а во-вторых, средство выработки обобщающей точки зрения, позволяющей осмыслить взаимно противоположные направления человеческой деятельности как некоторое единство. Вышедший из марбургской школы неокантианства Кассирер обращается к традиционной *культурфилософской* проблематике не только в своем компендиуме *Философия символических форм* (1923-29), но и в более поздних работах (см.: Zur Logik der Kulturwissenschaften, 1942). Он понимает специфически человеческую активность как способность преобразовывать пассивный *мир впечатлений* в активный *мир духовных выражений*. Это преобразование возможно благодаря присущей человеку *символической способности*, или *символической силе*. Символ есть промежуточное звено, опосредование между *чувственностью* и *духом*. Человеческая деятельность реализуется в символических формах, каковыми являются язык, миф, религия, наука и искусство. Медиум, в котором осуществляются символы, есть культура (а также языковые сообщества и *формы жизни* ), а медиум, в котором культура переживается и сознается, есть история. В. С. Малахов Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1994; Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Новосибирск, 1993; Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994; Зиммель Г. Философия культуры // Избр. соч. в 2-х т., T.1 M., 1996; Н. Freyer. Theorie des objektiven Geistes, 1933; R. Kroner. Die Selbstverwirklichung des Geistes, Prolegomena zur Kulturphilosophie, 1928; C.H. Cooley. Human Nature and Social Order. N.Y., 1964; G.H. Mead. Mind, Self and Society. Chicago, 1934; T.S. Eliot. Notes towards the Definition of Culture. L., 1949; C. Geertz. The Interpretation of Cultures. N.Y., 1973; H. Schnadelbach (Hg.). Kulturphilosophie. Leipzig, 1995.

  1. философия культурыФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ культурфилософия нем. Kulturphilosophie раздел философии исследующий сущность и значение культуры. Термин введн в нач. в. нем. романтиком А. Мюллером....Большая советская энциклопедия
  2. философия культурыкультурфилософия нем. Kulturphilosophie раздел философии исследующий сущность и значение культуры. Термин введн в начале в. нем. романтиком А. Мюллером. Ф. к. следует от...Большая Советская энциклопедия II
  3. философия культурымдениет философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  4. философия культурыкультурфилософия нем. Kulturphilosophie раздел философии исследующий сущность и значение культуры. Термин введн в нач. в. нем. романтиком А. Мюллером. Ф. к. следует отли...Советский философский словарь
  5. философия культурыФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ филос. исследование принципов и общих закономерностей культуры. Может существовать как специальная теория или как аспект более широкой концепции. От Ф...Философская энциклопедия
  6. философия культурыФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ культурфилософияem филос. дисциплина ориентированная на филос. постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Термин культурфилософ...Энциклопедия культурологии
  7. философия культурыФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ культурфилософия филос. дисциплина ориентированная на филос. постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Термин культурфилософия ...Энциклопедия Культурология XX век
  8. философия культурыангл. philosophy of culture culturphilosophy нем. Kulturphilosophie. Отрасль философской науки исследующая специфику становления культуры ее сущность и значение а также о...Энциклопедия социологии