Современная западная философия

УАЙТХЕД (WHITEHEAD) АЛФРЕД НОРТ

(1861-1947) брит. философ, логик, математик. Преподавал в Кембриджском, Лондонском, Эдинбургском, Гарвардском ун-тах. Одним из учеников У. был Рассел, в соавторстве с которым он написал фундаментальный трехтомный труд *Principia Mathematica* (1910-13), во многом определивший развитие символической логики. В 10-20-е годы философские взгляды У. еще не выходят за пределы неореализма, но постепенно он приходит к выводу, что философия науки должна иметь онтологические основания, которые призвана установить *спекулятивная* (умозрительная) философия, или метафизика. Научное мышление, согласно У, своими корнями уходит в философию, а философия не имеет иного основания, кроме непосредственного чувства, которое ищет выражение в языке поэта или философа. Непосредственное чувство знакомит нас с абсолютно конкретной, подлинной реальностью, которую остается только принять и понять как данное. Отсюда *онтологический принцип* философии У., выражающий несводимость факта к понятию, действительности к мыслимому бытию, всегда имеющему характер объекта. Наиболее известной *метафизической* работой У. является кн. *ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ* (Process and Reality, частичный рус. пер. в кн. Избранные работы по философии. М., 1990), написанная на основе курса лекций, прочитанных в Эдинбургском ун-те в 1927-28 годах. *Принцип процесса* устанавливает, что действительность есть становление. Место объекта в этом процессе указывает *принцип относительности*: всякая объективность есть возможность для становления. Таким образом, становление есть превращение возможности в действительность. Природу этого превращения раскрывает *реформированный субъективистский принцип*, согласно которому становление есть становление субъективного единства, вбирающего в себя объективную данность. Этот акт ассимиляции объективных данных и *стягивания* их в субъективное единство *опыта* У. обозначает специальным термином *прегензия* (prehension) *схватывание*. Иногда он пользуется в качестве синонима словом *чувство*, которое может быть двух типов *физическим* (если его объект представляет собой устойчивый элемент действительности) или *концептуальным* (когда оно направлено на *вечный объект* на идеи в платоновском смысле). Таким образом, не только возможность превращается в действительность, но и действительность становится возможностью, объективной данностью для нового становления, как только завершит процесс самоформирования. В этом случае событие теряет свое субъективное единство и становится строительным материалом для нового *действительного существования*, или *действительного происшествия*. Такова доктрина *объективного бессмертия* У. Собственная жизнь *действительного происшествия* эфемерна оно умирает сразу, как только возникает, но длительность обеспечивается преемственностью *вечных объектов*, переходящих из одного субъективного единства в другие и создающих ту структурную определенность, которая нужна науке, чтобы та могла подступиться к реальности со своими инструментами математического анализа. Признание *вечных объектов* ставит перед *философией процесса* проблему, можно сказать, не разрешимую обычными средствами: согласно *онтологическому принципу*, объекты не могут существовать сами по себе, они реальны только в некотором субъективном единстве, а какого рода может быть это субъективное единство, если имеются в виду именно *вечные объекты*? Отсюда и необходимость постулировать *уникальную действительную сущность* Бога. Именно Бог есть та *действительная сущность*, которая содержит в своем субъективном единстве все царство *вечных объектов* и стимулирует возникновение каждого нового *происшествия* как принцип имманентной целесообразности в самом начале процесса самоформирования этого происшествия. Субъективное единство не предшествует процессу, а завершает его, поэтому У. предпочитает говорить не о субъекте опыта, а о *суперъекте*. Однако в таком случае требуется какой-то иной субъективный фактор, для того чтобы регулировать процесс в его начальной фазе. Эту функцию и выполняет Божество, которое является не единоличным творцом, а лишь соавтором происходящих в мире событий. *Действующей причиной* (У. использует аристотелевскую терминологию) возникновения события является изначально присущая мирозданию творческая энергия *креативность* (creativity). Это чистое понятие деятельности, обусловленной, согласно У., объективным бессмертием мира, который не бывает тем же самым дважды, хотя всегда содержит устойчивый элемент *божественного упорядочивания*. Философский синтез У. опирается на платоновско-аристотелевскую традицию в соединении с классическим брит. эмпиризмом (акцент на *опыте* и *чувстве* как атрибуте субъективности, что не согласуется с чистым платонизмом) и в то же время предлагает категориальную схему, обобщающую картину мира неклассической физики с ее понятиями относительности и квантовой природы процесса. Механицизму классической физики с ее представлениями о *простой локализации* объектов и подменой конкретности абстракциями абсолютного пространства и времени У. противопоставляет *органицизм*, *клеточную теорию актуальности*, сближающую понятия физики, биологии и психологии. М.А. Киссель Избранные работы по философии. М., 1990; An Enquiry concerning the Principles of Natural Knowledge. Cambridge, 1919; Modes ot Thought. N.Y., 1938; The Concept of Nature. Cambridge, 1955; Adventures of Ideas. N.Y., 1959; Process and Reality. N.Y., 1960.

  1. уайтхед (whitehead) алфред нортУАЙТХЕД Whitehead Алфред Норт англоамериканский математик логик и философ представитель неореализма. С сер. х гг. развил философскую космологию родственную платонизму. ...Большой Энциклопедический словарь V
  2. уайтхед (whitehead), алфред нортанглоамериканский математик логик философ и педагог один из основоположников математической логики. В преподавал в Кембриджском университете с профессор математики и ме...Педагогический терминологический словарь
  3. уайтхед (whitehead) алфред нортрод. февр. Ремсгейт ум. дек. Кембридж Массачусетс англоамер. философ и математик с профессор Гарвардского унта один из виднейших представителей неореализма на почве ...Философский энциклопедический словарь II