Современная западная философия

НИЦШЕ (NIETZSCHE) ФРИДРИХ

(1844 -1900) нем. философ. В его творчестве и личной судьбе наиболее отчетливо запечатлен драматизм *переходной эпохи* рубежа XIX-XX веков. С одной стороны, Н. идейный наследник философской классики, профессионально и творчески осмысливший как истоки западной культуры (античность), так и другие важнейшие ее этапы (христианство, Возрождение, Новое время). С другой стороны, он первый декадент, поэт-безумец, пророк, силой своего таланта всколыхнувший долго дремавшие иррациональные пласты европейской культуры. Столкновение этих двух тенденций во многом и обусловило многоплановость и противоречивость как самого творчества Н., так и его последующего влияния. Взгляды Н. претерпели эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через *переоценку всех ценностей* и критику *европейского нигилизма* к всеобъемлющей концепции волюнтаризма и перспективизма. Обращаясь к генезису человеческого общества и культуры, Н. выделяет интеллект и фантазию как главные свойства физически слабого *зоологического вида* (т.е. человека), развивая которые он может успешно справляться с практическими задачами, связанными в первую очередь с выживанием. Создание *средств культуры* (языка и логики) приводит, по Н., к принципиальному искажению действительности, основанному на допущении тождественных случаев. По мере развития средств культуры происходит полная подмена жизни, как она есть сама по себе, сущим, т.е. неким устойчивым и регулярно повторяющимся началом. Этой кропотливой работой подмены, утверждает Н., главным образом и занимается наука. Вместе с тем существует и другой важный компонент человеческой культуры искусство. Являясь *добровольным стремлением к иллюзии*, оно заключает в себе конструктивное начало культуры, поскольку гораздо ближе стоит к *жизни*. На ранних этапах человеческой цивилизации искусство играло первостепенную по сравнению с наукой роль в жизни общества. В дальнейшем же (и неправомерно, как считает Н.) соотношение изменилось в пользу науки. Исходя из такого понимания генезиса культуры, Н. строит свою философию культуры. Так, христианство он понимает очень широко: как стиль мышления и жизни. Его историю он начинает гораздо раньше, чем оно в действительности сложилось, с Сократа. У Платона Н. находит уже достаточно развитую теорию *клеветы на мир*, претендующую на устранение из жизни всякой неразумности, непосредственности. Подлинная же культура, образец которой Н. находит в досократовской Греции, связана, по его мнению, с признанием равноправия двух начал: дионисийского (титанизм, свободная игра жизненных сил) и аполлоновского (размеренность, оформленность). Однако европейская культура, считает Н., пошла в своем развитии по пути подавления дионисийского начала *разумом*, *истиной*, *Богом* иными словами, гипертрофированным аполлинизмом. Вполне согласуясь с интенциями христианства как религии, наука, считает Н., стремится превратить мир в сплошную и обозримую упорядоченность. Обыденная жизнь строго регламентируется, в ней остается все меньше места для героизма и самостояния, все более торжествует посредственность. Спиритуалистическая философия, христианская религия и аскетическая мораль отрывают, по Н., человека от истоков самого существования от *жизни*, заставляя его *зарывать голову в песок небесных дел*. Однако время этих учений, констатирует Н., прошло; нужны новые идеи. Об этом свидетельствует такое широко распространившееся во второй половине XIX в. явление, как *европейский нигилизм*. Его Н. называет *до конца продуманной логикой наших великих ценностей и идеалов*. Главными среди них он считает понятия цели, единства и истины, выступающие, в свою очередь, существенными характеристиками *бытия*. Вместе с тем он указывает на тотальность и абсолютную неизбежность нигилизма, ибо он есть оборотная сторона долгой и никогда не прекращавшейся борьбы европейского человека за освобождение от власти духовных и социальных авторитетов. В этом смысле он добровольно принимает нигилизм как свою личную судьбу и стремится преодолеть его как *философ будущего*. На место единого, истинного *бытия* сущности вещей, к которому ранее предписывалось устремлять силы разумения, чаяния и надежды, Н. ставит *жизнь* как вечное движение, становление, постоянное течение, лишенное атрибутов *бытия*. У становления, по Н., нет цели, единства, его нельзя оценивать как истинное или ложное, доброе или злое. Этот *решительный гераклитизм* входит в плоть и кровь его *философии жизни*. Все процессы как физической, так и духовной жизни Н. стремится представить как различные модификации волы к власти, могуществу (der Wille zur Macht). *Вещь*, *субъект*, *единство Я* суть продукты творчества, деятельности мыслящего индивида, некоторые эвристические упрощения для обозначения этой силы. Все они не могут рассматриваться как единства в себе, а представляют собой динамические сгустки власти, центры силы, полагающей перспективы. Согласно этому новому принципу, считает Н., на место теории познания следует поставить *перспективное учение об аффектах*. Именно под влиянием влечений и потребностей человек истолковывает мир определенным образом, ибо всякое влечение есть *известный род властолюбия*, стремящегося навязать свою перспективу как норму всем другим влечениям. Несправедливость, притеснение, эксплуатация не являются прерогативой той или иной социальной формы жизни. Это глубинная характеристика *жизни* как таковой. Апелляция к разуму и правде (истине) лишь заменяющий прямое физическое принуждение способ одной воли влиять на другую волю (в том числе на коллективную). Рациональная аргументация и вообще любые рассуждения, согласно Н., значимы лишь постольку, поскольку они обозначают перспективу некоторой воли, стремящейся к расширению своего могущества. В любой философской полемике дело идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении, подчинении чужой воли своей. Это касается не только ценностных суждений, но и суждений об объективном мире. Все это суть *интерпретации*, за которыми стоит стремление сохранять определенные формы жизни. Н. связывает критику метафизики с критикой языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность. С помощью слов-метафор люди изначально упорядочивают хаос являемых в сыром опыте впечатлений. Случайные метафоры постепенно *твердеют*, т.к. забывается источник их появления, и от частого употребления они превращаются в *понятия*. Деиндивидуализация и универсальная применимость понятий залог существования общества, члены которого должны иметь возможность *договориться*. В свою очередь жизнь в обществе является условием выживания человека. Рассматривая реальность как неупорядоченный поток становления, Н. подчеркивает несоизмеримость создаваемого категориальной схемой языка образа мира с подлинным положением дел, неспособность языка, а следовательно, и мышления представить знание независимо от самого языка и мышления. Убеждение Н. в фальсифицирующей природе языка и разумного мышления лежит в основе его постулата о приоритете действия и воли над всеми другими отношениями человека. Внутренняя противоречивость ницшеанского витализма проявляется в вопросе о соотношении истинности той или иной доктрины, идеи, понятия и т.п. и их исторического генезиса. Хотя *всеобщие и необходимые истины*, познавательные категории, грамматические формы, этические постулаты и т.п. и не обладают, согласно Н., абсолютной ценностью, являясь просто удачными находками в борьбе за жизнь и власть, все же эти *предрассудки* разума не могут считаться целиком произвольными, ибо они связаны с определенными органическими ресурсами человека как вида, с постоянством черт его природы. Они оправданы своей *полезностью* в рамках общего жизненного процесса, принадлежат *родовому субъекту*, цели и интересы которого в целом скрыты от каждого отдельно взятого индивида. Для отдельного человека *предрассудки* разума и соответствующие им формы жизни оказываются априорными и принудительными, и потому он не может не следовать им. Таков философский смысл ницшеанской идеи *вечного возвращения*, указывающей на неизбежность воспроизводства одних и тех же форм жизни и опыта. Этой фаталистической идее в мировоззрении Н. противостоит идея сверхчеловека, указывающая в первую очередь на необходимость преодоления (в том числе и через особую систему воспитания) постоянных черт человеческой природы, напр. Структуры чувственности, на *утончение* восприятия для создания новых, более совершенных форм жизни. Н. не создал философской школы как таковой, поэтому термином *ницшеанство* часто обозначают совершенно различные явления. Во-первых, речь идет о рецепции тех или иных идей Н., которая может быть как более или менее систематичной (напр., представителями *рус. религиозного ренессанса* конца XIX начала XX веков, а также Хайдеггером, Ясперсом), так и фрагментарной (напр., Лёвитом, Финком, Делезом, Фуко, Деррида и др.). Во-вторых, в настоящее время сложилась международная школа ницшеведения, имеющая свои издания (прежде всего ежегодник *Nietzsche-Studien*) и издательские центры, организации и сеть регулярных конференций. Данная деятельность, хотя и служит популяризации идей Н., носит главным образом научный характер. В-третьих, под *ницшеанством* иногда понимают разработку в рамках иного, чем у Н., философского контекста тех или иных тем и мотивов, которые вошли в современную культуру через творчество Н., причем его приоритет устанавливается нередко задним числом. Данный признак не специфичен, и по нему к *ницшеанству* можно отнести многие направления современной философии. Эти значения термина *ницшеанство* указывают на широту влияния наследия Н. на западную культуру. Противоречивость этого влияния ярче всего отражает четвертое значение, закрепившееся за *ницшеанством*. Оно имеет значительную политическую нагрузку, основанную в основном на аберрации реального образа Н. В данном значении, наиболее последовательно применявшемся национал-социалистической идеологией, под *ницшеанством* понимается ничем не сдерживаемый активизм, торжество иррациональной витальности, циничное пренебрежение к духовным ценностям, аморализм, политический экстремизм. A.A. Лаврова Сочинения в двух томах. Т. 1-2. М., 1990; Werke. Kritische Gesamtausgabe. Bde. 1-30. В., N.Y., 1967. Делёз Ж. Ницше. СПб., 1996.

  1. ницше (nietzsche) фридрихНИЦШЕ Nietzsche Фридрих немецкий философ представитель философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета . Испытал влияние А. Шопенгауэра и Р. ...Большой Энциклопедический словарь V
  2. ницше (nietzsche) фридрихнем. философиррационалист представитель философии жизни филолог. Был поклонником Шопенгауэра ему импонировал шопенгауэровский пессимизм а также критика последним ценносте...Словарь по этике
  3. ницше (nietzsche) фридрихрод. окт. Реккен близ Лютцена Саксония ум. авг. Веймар нем. философ. Дед и отец Ницше были пасторами отец его умер в . Свои первые стихи и соч. Ницше написал в десяти...Философский энциклопедический словарь II
  4. ницше (nietzsche) фридрихнем. философиррационалист и волюнтарист основоположник философии жизни превративший философское знание в разновидность лирики и романистики. Претерпевшие значительную эво...Эстетика