Современная западная философия

НАТОРП (NATORP) ПАУЛЬ

(1854-1924) нем. философ, представитель марбургской школы неокантианства. Изучал философию в ун-тах Берлина, Бонна и Стасбурга. С 1881 до своей кончины преподавал философию в Марбургском ун-те, проф. с 1892. Свой творческий путь Н. начал с исследования философии Платона. Он считал, что правильно понять платоновский идеализм можно лишь через критическую философию Канта. Согласно интерпретации Н., основная мысль Платона состоит в том, что *идея* является не предметом, существующим независимо от мышления, а логическим законом, выражающим единство в многообразии и постоянство в изменчивости. Этот закон представляет собой также метод, при помощи которого мышление формирует предмет. Свою концепцию Н. называл *панметодизмом*, подчеркивая этим, что философию он понимает не как позитивное знание, а как метод достижения такого знания. Задачу теоретической философии Н. видел в том, чтобы показать, что мышление является единственным источником и основой собственных законов, что для него не существует никакого бытия, которое само не было бы *положено в мышлении*. Следуя взглядам главы марбургской школы Когена, Н. считал, что эту задачу следует решать не путем спекулятивного конструирования *самопознания духа* (как это имеет место у Гегеля), а путем анализа *факта науки*, раскрывая лежащую в его основе синтезирующую деятельность мышления. По Н., изначальный акт мышления может быть раскрыт лишь через анализ его продукта позитивного научного знания. Логический анализ должен раскрыть *первоначало* (Ursprung), представляющее собой двойное направление развития мышления *объединять различное и различать объединенное*. Преследуя эту цель, философия, должна ориентироваться на математику, поскольку обе эти науки имеют один предмет и различаются лишь по направлению его исследования: математику интересуют частные проявления логического начала, философию окончательное единство всякого мышления, проявляющееся в логической функции. В математике это *первоначало* рассматривается как бесконечно малая величина. Логический анализ, по Н., обнаруживает изначальное единство трех *высших понятий* мышления, бытия и познания в *простом полагании*, тезисе *нечто есть*, дальнейшее развертывание которого связано с отрицанием, представляющим собой имманентный момент мышления. Ссылаясь на Гераклита, Платона, Николая Кузанского и Гегеля, Н. формулирует *закон совпадения*, согласно которому *простое полагание* и его отрицание совпадают в синтезе, составляя тем самым триаду логического развития: мышление как безразличное тождество отрицает себя, выступая в качестве собственной противоположности бытия, и воссоединяется с собой через познание. В работе *Общая психология* (Allgemeine Psychologie. Leipzig, 1912) Н. пытался показать, что объективирующий метод, в основе которого лежит *простое полагание*, косвенным образом может применяться и для изучения субъективности. Поскольку всякое познание есть объективирование, то субъективность может быть познана лишь путем реконструкции актов, в которых субъект осознает отличие положенного им предмета от себя самого. В этике Н. разработал концепцию *социальной педагогики*, основанной на идеале господства духа и направленной на пробуждение в каждом человеке сознания внутренней свободы. Исходя из педагогических принципов Песталоцци, Н. стремился создать систему воспитания, цель которой гармония индивидуального и социального начал в человеке. Т. Содейка (Вильнюс) Философская пропедевтика. М., 1911; Социальная педагогика. СПб., 1911; Культура народа и культура личности. СПб., 1912; Кант и марбургская школа // Новые идеи в философии. Сб. 5. СПб., 1913; Plato&s Ideenlehre. Leipzig, 1903; Die Logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig, 1910; Philosophishe Systematik. Hamburg, 1958.

  1. наторп (natorp) паульНАТОРП Natorp Пауль немецкий философ один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал основные идеи Г. Когена видел задачу неокантианства в...Большой Энциклопедический словарь V
  2. наторп (natorp), паульнемецкий философ крупнейший теоретик социальной педагогики др философии . С профессор Марбургского университета. Последователь т.н. критического реализма. Н. вместе с Г....Педагогический терминологический словарь
  3. наторп (natorp) паульрод. янв. Дюссельдорф ум. авг. Марбург нем. философ и педагог рассматривавший социальный аспект педагогики профессор с наиболее выдающийся ученик Г. Когена и наряду ...Философский энциклопедический словарь II