Современная западная философия

МУР (MOORE) ДЖОРДЖ ЭДУАРД

(1873-1958) брит. философ, один из основоположников аналитической философии, неореализма и метаэтических исследований. Преподавал философию в Кембридже (1911-39) и в ун-тах США (1940-1944). Главный редактор журнала *Mind* (1921-47). Учился у Брэдли и Дж.Э. Мак-Таггарта, однако не принял их абсолютного идеализма и развивал свои взгляды в направлении неореализма. Он отстаивал плюралистическую онтологию (в противоположность идеалистическому монизму), тезис о независимом существовании реальности и ее познаваемости, антипсихологизм в логике и эпистемологии. По М., понятие не является ни состоянием, ни частью, ни содержанием сознания, оно не есть также результат абстрагирующей активности сознания. Понятие независимый и неизменяющийся объект мышления, последняя реальность. Истина суждения не зависит от его отношения к реальности, подобно тому как истинность суждений математики не зависит от существования ее предметов. Истина простое понятие, характеризующее отношение понятий в суждении; это свойство не поддается анализу и постигается интуитивно. Суждения о существовании отличаются лишь тем, что включают в себя понятие существования. *Обращение к фактам бесполезно* это высказывание М. является и основанием и результатом его позиции *концептуального реализма*, развитой впоследствии Расселом и Витгенштейном в концепции *логического атомизма*. Следующий этап эволюции его взглядов реализм *здравого смысла* как результат понимания того, что объект ложного убеждения (и соответствующее суждение) не существует как факт, иначе это убеждение было бы истинным. Если же ложное убеждение не соотнесено с суждением, то приходится распространить это и на истинное убеждение. М. согласен с тем, что истина должна состоять в соответствии суждения с фактом, и дело философии проанализировать природу этого соответствия. В области философии морали М. занимал позицию *интуитивизма* и *негедонистического утилитаризма*. Стремясь построить этику как научное исследование, М. обсуждал не только определение *добра*, но и логическую правомерность способов этической аргументации: *добру как таковому* и *добру как средству* должны соответствовать и разные аргументы. *Добро как таковое* есть простое и неопределимое, интуитивно постигаемое понятие. Любая попытка его определить приводит к натуралистической ошибке (ее проявления гедонизм, *метафизическая* этика, этический натурализм и утилитаризм). Определение *добра как средства* основано на интуитивном представлении о *добре как таковом* и на знании причинных зависимостей между поступком и его результатом. Из отождествления ценности и долга с *пользой* следует, согласно М., что утверждение *я морально обязан совершить этот поступок* тождественно утверждению *этот поступок обеспечит наибольшую возможную сумму добра в универсуме*. Предположения о существовании бога и бессмертии души М. считает недостаточно обоснованными, Поэтому они отсутствуют в его обосновании морали. Помимо критики отдельных аргументов идеалистов (в частности, Брэдли) М. стремится опровергнуть фундаментальное положение всех идеалистических построений, доказывая необоснованность тезиса о духовной природе реальности. Рассматривая ощущение и восприятие как *знание о* или *осведомленность о* чем-то, он обосновывает отличие ощущений от их предмета. Он утверждает, что логика сознания одинакова в отношении всех его объектов, и существование материальных предметов засвидетельствовано не в меньшей степени, чем существование ощущений: и те и другие непосредственно представлены в сознании. М. исходит из достоверности убеждений *здравого смысла*, считая знание о существовании материальных предметов и *других сознаний* абсолютно достоверным. М. не построил собственной философской системы и не стремился к этому. Вместе с тем он внес существенный вклад в становление и развитие методов аналитической философии. В его работах можно найти разные формы анализа; заимствованные и критически переосмысленные Витгенштейном, Уиздомом, Малкольмом и др., они во многом определили стиль этого направления в философии. И.В. Борисова Принципы этики. М., 1984; Опровержение идеализма // Историко-философский ежегодник. М., 1987; Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993; Principia Ethica. L., 1903; Ethics. L., 1912; Philosophical Studies. L., 1922; Some Main Problems of Philosophy. L., 1953; Philosophical Papers. L., 1959.

  1. мур (moore) джордж эдуардМур Moore Джордж Эдуард английский философ выступил с обоснованием неореализма Опровержение идеализма разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях ин...Большой Энциклопедический словарь V
  2. мур (moore) джордж эдуардангл. философнеореалист основатель интуитивизма в этике а после раскола этого направления на два течения глава аксиологического интуитивизма в Кембридже. Один из зачинате...Словарь по этике