Современная западная философия

МИЗЕС (MISES) ЛЮДВИГ ФОН

(1881-1973) австр.-амер. экономист, политический философ, автор работ по методологии и эпистемологии экономической теории. Род. в Лемберге (Львове) в состоятельной еврейск. семье. Окончил Венский ун-т, где специализировался по экономике в духе немецкой исторической школы в политической экономии. Однако изучив в начале века труды К. Менгера, основателя австрийской школы экономики, М. стал ее радикальным последователем до конца жизни, одним из главных, наряду с Хайеком, представителем *неоавстрийской* школы. С 1909 работал в Венской торговой палате, в 1927 вместе с Хайеком основал Австрийский институт экономических исследований. С 1920 по 1934 вел научный семинар, среди участников которого были экономисты Хайек, Ф. Махлуп, математик К. Менгер (сын экономиста), социолог-феноменолог Шюц и др. В 1934 М. эмигрировал в Швейцарию, где был проф. Женевского ун-та, в 1940 в США, работал там в экономических учреждениях и преподавал в Нью-Йоркском ун-те до 87-летнего возраста. Основные экономические работы М. относятся к теории денег, механизмам образования цен, теории циклов предпринимательской деятельности. По исходным установкам экономические, философско-политические и методологические взгляды М. отличались единством и бескомпромиссной последовательностью. Это радикальный политический либерализм, *радикальный априоризм* и радикальный методологический индивидуализм. Под впечатлением от революций 1917-18 годов в России, Баварии и Венгрии и роста социалистических настроений М. стал непримиримым защитником идей либерализма, критиком социализма, а затем национал-социализма и противником вмешательства государства в экономическую жизнь (интервенционализма). В основе его критики социализма как экономической системы лежит идея о том, что в отсутствии рынка и рыночного механизма образования цен становится невозможным экономический расчет. (Эту идею обосновал также русский экономист Б.Д. Бруцкус в работе *Социалистическое хозяйство*, опубликованной в журнале *Экономист* в 1921-22. Есть данные, что М. был знаком с идеями Бруцкуса.) Поэтому неизбежным следствием внедрения планового, безрыночного хозяйства становится *запланированный хаос*, дезорганизация производства и распределения (*Социализм* (1922, рус. пер. 1995), *Либерализм* (1929), *Запланированный хаос* (1949)). Наряду с критикой социально-политического *коллективизма* М. критиковал *методологический коллективизм*, гипостазирующий холистские понятия *общество*, *государство*, *нация* и т.п. в социальном и экономическом анализе. Он выступал в защиту крайнего *методологического индивидуализма*, исходящего из того, что индивид, как далее неразложимый атом, является основой и точкой отсчета для исследования человеческих действий и их результатов. *Индивидуализм, выступающий в качестве принципиальной основы философского, праксеологического и исторического анализа человеческого поведения, предполагает, что источник всякого действия может быть сведен к конкретным индивидам* (*О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета и метода экономической науки* // *THESIS*. 1994, № 4, с. 212). Такая установка была связана у М. со своеобразным пониманием природы экономической теории. В книге *Человеческое действие* (1949), которую он считал своей главной работой, экономика трактуется у него как *ветвь праксеологии* априорной науки о человеческих действиях. Первичные постулаты экономической теории, по М., не имеют эмпирического происхождения, но выявляются в логическом самоанализе и затем служат базисом для Дедуктивных построений. Этот *радикальный априоризм* и антиэмпиризм М. вызывал наибольшую критику со стороны других экономистов. И.В. Филатов Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М., 1993; Theory and History. New Haven, 1957; Ultimate Foundation of Economic Science. Princeton, 1962.

  1. мизес (mises) людвиг фонМизес Mises Людвиг фон австроамериканский экономист один из лидеров неоавстрийской школы крупнейший теоретик либерализма. Автор одной из кредитноденежных теорий экономич...Большой Энциклопедический словарь V