Современная западная философия

МАРСЕЛЬ (MARCEL) ГАБРИЕЛЬ

(1889-1973) франц. философ, драматург и критик, основоположник католического экзистенциализма. М. продолжил традицию философствования, идущую от Августина. На формирование его взглядов оказали влияние идеи Шеллинга, С. Кьеркегора, Бергсона, Джеймса. В 1929 принял католичество. После осуждения папской энцикликой экзистенциализма 1950) М. называл свою философию *неосократизмом* и *христианским сократизмом*. Философия М. подчеркнуто антисистемна. Подход к действительности, предлагаемый наукой, по М., абстрактен и не может служить основанием философского осмысления мира. В своем философствовании, которое он называет *конкретным*, М. опирается на описание опыта религиозных переживаний личности. Антропология М. строится на пути *внутреннего христианства*, которое вслед за Августином, отстаивали Паскаль и Кьеркегор. Человек, по М., представляет собой единство духа и тела, или *воплощенное бытие*. Фиксация конкретного единства духовно-телесных феноменов отправной пункт теоретизирования М. Одновременно он констатировал *сопричастность* личности тотальности божественного бытия, данной через *озарение*. Познать творческую субъективность человека, означает понять его бытие как *тайну*, а не как *проблему*. Если проблемное рассмотрение действительности выливается в объектно-вещный подход, то познание *тайны* предполагает интимную погруженность личности в тотальность бытия. Первичная рефлексия высвечивает оппозицию субъекта внешнему миру, тогда как вторичная рефлексия, нацеленная на *тайну*, раскрывает примат человеческого существования по отношению к наличным обстоятельствам. М. полагал, что выявление им *подлинных* и *неподлинных* способов существования человека должно стимулировать его раскрепощение, вести к снятию отчуждения. Противопоставляя *бытие* и *обладание* как два радикально различных способа существования, М. приписывал первому состояние озарения *божественной истиной*, в то время как во втором видел деградацию устремлений личности в погоне за мирскими благами. Человеческое бытие немыслимо вне общения с другими людьми, вне *коммуникации*. *Неподлинность* межчеловеческих отношений не продукт социальных обстоятельств, а результат забвения религиозно-нравственного измерения существования личности. Источник творческой активности человека, *подлинности* его бытия в постоянном самопревосхождении, ведущем к Богу, в трансценденции. В 50-70-е М. уделял большое внимание проблематике философии истории и, в частности, обосновывал необходимость синтеза христианства и гуманизма. Критиковал культуру Нового времени и современности, предлагая предотвратить возрастающую дегуманизацию, пользуясь рецептами *трагической мудрости* античности и Средневековья. Б.Л.Губман К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в западной философии. М., 1988; Быть и иметь. Новочеркасск, 1994; Le mystere de l&Etre. P., 1951; Les hommes contre l&humain. P., 1951; Le declin de la sagesse. P., 1954; Pour une sagesse tragique et son au-dela. P., 1968.

  1. марсель (marcel) габриельфр. философ глава т. наз. христианского экзистенциализма. Центральное место в философии М. крую сам он предпочитал называть неосократизмом занимают проблемы морали. Крити...Словарь по этике
  2. марсель (marcel) габриельрод. дек. Париж ум. окт. там же франц. философ профессор в Сорбонне глава христ. экзистенциализма во Франции. Человеческую жизнь рассматривает преимущественно через п...Философский энциклопедический словарь II