Современная западная философия

ЛАКУЛАБАРТ (LACOUELABARTHE) ФИЛИПП

(р. 1940) франц. философ, представитель постструктурализма, содиректор Центра философских исследований в парижской Эколь Нормаль. В центре внимания Л.-Л. проблемы репрезентации. Он предпринимает переинтерпретацию философии Хайдеггера с позиций деконструкции, опираясь при этом также на теорию мимесиса Жирара. Л.-Л. нацелен на реабилитацию понимания истины как *соответствия* и на восстановление в правах *субъекта философии*, *изгнанного* из философии структурализмом Фуко. Л.-Л. предложил новое прочтение Фрейда, подвергнув критике концепцию Лакана. Л.-Л., в частности, показывает, что *воображаемое* одновременно и строит субъекта, и разрушает его, непрестанно искажая то, что созидает. *Субъект в зеркале* это субъект *отрекающийся* *де-зистирующий*, а не *экзистирующий*. Субъект *дезистирует*, поскольку сталкивается с двумя образами или с двойственным образом. Дестабилизирующее членение *образного* смешивает различие между *воображаемым* и *символическим* и подрывает всю трехчленную структуру *строев* Лакана. Подобная *(де)конституция* субъекта есть бесконечный ритм *вписывания*, *типографии* (противопоставляемой им *онтотипологии* Хайдеггера), *ритмотипии*, рассекаемый абсолютно аритмичной *цезурой*, чуждой всякому отрицанию, негативности, всякой диалектике и всякому *спекулятивному*. Этот ритм подчиняется не логике оппозиций, отождествлений, интериоризаций, а *гипербо-логике* миметических двойных узлов. *Стоянию* так называемого *здесь-бытия*, его *консистенции*, экзистенции и сущности предшествует ритмическая *дезистенция*. Деконструкция метафизики от Ницше до Хайдеггера характеризуется неизбежным непризнанием изначального мимесиса как *дезистенции*. С его точки зрения как ницшеанство, так и хайдеггерианство все еще придерживаются платонического понимания мимесиса и не выходят за пределы западной *онто-миметологии*. Вывод Л.-Л.: мимесис *предшествует* истине, изначально дестабилизируя ее, он обусловливает желание *соответствия*, которое Хайдеггер всегда считал вторичным определением истины. Это *соответствие*, в свою очередь, смещается, выпадая из горизонта *очевидности* (зрения-знания), оказываясь нестабильной, непрестанно циркулирующей от *несоответствующего сходства к схожему несоответствию*. Typographies. I. Le Sujet de Ia philosophie. P., 1979; L&Imitation des modernes. P., 1986; La Fiction du politique: Heidegger, l&art et la politique. P., 1988.