Современная западная философия

КОТАРБИНЬСКИЙ (KOTARBINSKI) ТАДЕУШ

(1886-1981) польск. логик и философ, один из главных представителей Львовско-варшавской школы. С 1919 проф. Варшавского ун-та, в 1957-62 президент Польской академии наук. К. занимал позицию, близкую к номиналистическому материализму, сочетавшемуся с рационалистической теорией познания и аналитическим стилем, акцентирующим логическую реконструкцию языка философии и науки как условие освобождения от смутных и неоднозначных понятий. В 20-е годы К. сформулировал направленную против субъективно-идеалистических и неореалистических интерпретаций науки программу *реизма*, или *конкретизма* (от лат. res вещь, koncreto материя, вещество). Она постулировала реальность существования только телесных объектов (вещей) и отвергала реальность существования свойств и отношений помимо вещей. Значением имени является вещь, а общие имена, названия свойств и отношений должны рассматриваться как метафоры или сокращения, которые в принципе можно элиминировать из языка науки. Вещь любой предмет с пространственно-временными характеристиками. *Реизм* отвергает психофизический параллелизм и трактует психические процессы как деятельность организмов и состояния нервной системы. Номиналистическая программа *реизма* встретилась с принципиальными затруднениями; невозможностью *реистического* обоснования объективности познания, адекватности субъективных образов познаваемым предметам, разрывом между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями с другой. В плане методологии трудность состояла в интерпретации теоретических терминов: последовательный *реизм* должен видеть в этих терминах *псевдоимена*, не имеющие реальных дисигнатов, но в то же время теоретические термины неустранимо существенны для развития научного познания. Номиналистическая трактовка логики и математики сталкивается с непреодолимыми¤ препятствиями при *переводе* классических понятий (классы классов, кардинальные числа и проч.) в язык первопорядкового исчисления предикатов. В более поздних работах К. признал объективность свойств и отношений, настаивая, однако, на вторичном, производном характере их существования. Аналитический стиль мышления был перенесен им в сферу этики и практической деятельности. Он сформулировал программу праксеологии как общей теории рациональной деятельности, привлекшую внимание ученых различных специальностей: логиков, экономистов, психологов, кибернетиков. Основной принцип этики К., которую он противопоставлял утилитаризму, а также религиозной морали, гласит: *человек должен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ, на судьбы которых он может оказать влияние*. Принцип *минимизации зла* допускал различные прочтения: индивидуалистическое самоусовершенствование, непротивление злу насилием, активное сопротивление злу, включая борьбу за социальное равенство и справедливость. В. Н. Порус Развитие праксеологии // Польское обозрение. 1962, № 12-13; Избранные произведения. М., 1963; Трактат о хорошей работе. М., 1975; Utylitaryzm w etyce Milla i Spencera. Krakow, 1915; Wybor pism. T. 1-2. Warszawa, 1957-58; Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologii nauk. Wroclaw, 1961.

  1. котарбиньский (kotarbinski) тадеушКОТАРБИНЬСКИЙ Kotarbinski Тадеуш польский философ и логик президент Польской АН иностранный член АН СССР . Принадлежал к львовсковаршавской школе. Создатель праксеолог...Большой Энциклопедический словарь V
  2. котарбиньский (kotarbinski) тадеушпольский философ и логик создатель праксеологии. Учился в Краковском университете Высшем политичесом училище Дармштадта с по во Львовском университете у К. Твардовского...Социологическая энциклопедия