Современная западная философия

ДЬЮИ (DEWEY) ДЖОН

(1859-1952) амер. философ, виднейший представитель и систематизатор прагматизма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском и Колумбийском (Нью-Йорк) ун-тах. Центральное понятие философии Д. опыт, в который он включал все формы и проявления человеческой жизни. Философия, по Д., возникла не из чувства удивления, а из социально-практических напряжений и проблем. Ее задача способствовать реконструкции опыта, прежде всего социального, сделать человека способным решать те реальные проблемы, с которыми он сталкивается в жизни. Центром философии Д. считал теорию познания, однако познание для него это не установление неких чистых истин, но возможность эффективного разрешения проблемных ситуаций, вызывающих затруднения и побуждающих к мышлению. В качестве средства для этого Д. предлагал свою теорию исследования, ядро которой составляет экспериментальная, или инструментальная логика решения проблем. В ней Д. выделяет пять этапов: (1) осознание затруднения, проблемы; (2) формулировка проблемы, прояснение ее содержания и границ; (3) выдвижение гипотезы для возможного решения проблемы; (4) выведение следствий из нее и критическое их рассмотрение; (5) экспериментальная, практическая проверка гипотезы. Все проблемные ситуации, по Д., уникальны, поэтому для их разрешения не существует общего ключа. Инструментальный метод требует каждый раз начинать все сначала и двигаться путем проб и ошибок. Таким образом, понятия, идеи, теории выступают для Д. в качестве интеллектуальных инструментов, необходимых для решения проблемы. В той мере, в какой они оказываются успешными и пригодными для этой цели, они признаются истинными. Д. разработал педагогическую концепцию прогрессирующего образования, оказавшую большое влияние на современную педагогическую мысль и реформу школы. Основная ее идея состоит в том, что школа не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь в ее особой форме. Школа должна *обучать посредством деланья*: не наполнять головы детей готовыми знаниями, а развивать у них навыки решения различных проблем. Интерес Д. к социальному эксперименту в СССР привел его к участию в 30-е годы в работе международной комиссии по расследованию деятельности Л. Троцкого, объявленного на родине *врагом народа*. Д. пришел к выводу о невиновности Троцкого и выступал в его защиту, чем вызвал недовольство советских властей. В своих социально-политических работах Д. отстаивал реформистскую программу постепенных и частичных улучшений жизни общества путем решения отдельных социальных проблем. Свой общий метод он считал пригодным для решения любых проблем в демократическом обществе, в защите принципов которого он видел свою главную социальную и моральную задачу. Ю.К. Мельвиль Психология и педагогика мышления. М., 1915; Введение в философию воспитания. М., 1921; Школа и общество. М., 1922; Свобода и культура. Лондон, 1963; Reconstruction in Philosophy. N.Y., 1920; Experience and Nature. N.Y., 1925; Logik: The Theory of Inquiry. N.Y., 1938; Problems of Men. N.Y., 1946.

  1. дьюи (dewey) джон. Барлингтон Вермонт . НьюЙорк американский философ и педагог. Биография. Образование получил в Вермонтском университете и колледже Хопкинса доктор философии . С г. п...Большая психологическая энциклопедия
  2. дьюи (dewey) джонДЬЮИ Dewey Джон американский философ один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструмент...Большой Энциклопедический словарь V
  3. дьюи (dewey) джонДьюи Dewey Джон . . Нью Йорк американский философ и педагог. На основе философии Гегеля развивал свои представления согласно которым сознание и мышление человека обусл...Психологический словарь
  4. дьюи (dewey) джонрод. окт. Берлингтон Вермонт ум. июня НьюЙорк амер. философ в профессор Колумбийского унта в НьюЙорке. Дьюи придал прагматизму типично амер. черты соединив его с ма...Философский энциклопедический словарь II