Современная западная философия

ДИНГЛЕР (DINGLER) ГУГО

(1881-1954) нем. философ и математик. Родился в Мюнхене. Изучал математику и физику в ун-тах Эрлангена и Мюнхена. В 1902 в Геттингенском ун-те, под влиянием лекций математиков Феликса Клейна, Давида Гильберта и философа Гуссерля, у него пробуждается интерес к проблемам оснований точных наук. Начиная с *Основ критики и точной теории наук, в особенности математических* (1907) в более чем двадцати книгах и многих статьях Д. с характерной для него последовательностью мысли разрабатывал систему чистого синтеза, которая должна была *охватывать все основания точных наук*. Во время первой мировой войны Д. был офицером на фронте. В 1920 проф. в Мюнхенском ун-те, в 1932 проф. философии в Высшем техническом Училище в Дармштадте. Вскоре после прихода к власти национал-социалистов Д. был уволен на пенсию как *ненациональный мыслитель*, симпатизировавший евреям (в 1919 вышла его кн. *Культура евреев*). Опасаясь за судьбу своего творчества и своих сочинений, Д. вначале предпринял попытку вновь получить кафедру, идя на некоторые уступки режиму. Однако затем он был взят под продолжительное наблюдение гестапо. После 1945 обвинение в сближении с национал-социализмом закрыло для него доступ к преподавательской деятельности. Эти политические обстоятельства не могли не повлиять на отношение к Д. в академической сфере, а также на освещение его работ. Своеобразие подхода, предложенного Д. в философии и методологии науки, связано с его программой обоснования точных наук (геометрии, арифметики, физики). Возможность такого обоснования Д. видел в обращении к целеустремленным нормированным действиям, к операционным правилам, которые решающим образом влияют на осуществление науки. В отношении к теоретическим построениям эти действия и правила выступают не как элементы теорий, но как то, что образует предпосылку научного познания. Отвергая взгляд эмпиризма (как классического, так и неопозитивизма) на особенности построения точных наук, Д. в своем *оперативизме* предлагает операциональную реконструкцию фундамента науки, когда основные понятия и аксиомы получают определение и смысл в контексте планов действия, идеальных требований или регулятивных идей. Последние вопросы об обеспечении истинности и значимости точных наук не могут быть решены в рамках самих этих дисциплин; лишь философия может дать на них ответ. Таким образом, в *методической философии* Д. обращается (как до него Брентано или Гуссерль) к идее науки, episteme, как завершенного здания, внутренне упорядоченной системы. В поисках исходного пункта системы познания Д. полемизирует с сенсуализмом Маха, у которого первично данное рассматривалось как совокупность простых элементов чувственных восприятий. По мнению Д., такой взгляд на природу данного еще не позволяет выйти за пределы сконструированного, лишенного непосредственности. В нем не преодолевается зависимость от предшествующих знаний. Мир, обнаруживаемый в беспредпосылочной *нулевой точке* должен быть дан свободным от всяких следов неявно присутствующих в опыте конструкций и схем. Очищая опыт от теоретических образований, мы должны получить такой взгляд на мир, когда все будет *действительно здесь*. Д. называет это ситуацией *предоднозначности*. Подлинный характер достигаемого таким образом данного, наличного, обозначается Д. понятием *das Unberuhrte* нетронутое (Das Unberuhrte, Zeitschrift fur die gesamte Naturwissenschaft, 1942), это то, что впервые вступает в отношение к Я в состоянии, которое не тронуто мыслительными операциями и осознаваемыми высказываниями, а скорее предшествует им. Для обеспечения первых шагов познания мы должны отказаться от созерцательной позиции и принять решение относительно *последних принципов*, которые составляли бы фундамент значимости всех последующих высказываний о действительности. По Д., всякая философия есть в конце концов *децернизм* (от лат. decernere решаться). В сознательном волевом акте Д. видит источник достоверности знания. Критериям истины, опирающимся на принципы очевидности и индукции, он противопоставляет *волю* последнюю и активную инстанцию, обосновывающую самое себя: она есть та дологическая реальность, в которой фундированы утверждения и общезначимые высказывания. На первый план выходят не *очевидные* положения, а руководства к действию и правила изготовления, коренящиеся в *воле к однозначности*, в *доле к науке*. Искомое знание приобретается через действие и в действии. То, что Д. называет *последним фундаментом значимости*, не является ни метафизическим принципом в шопенгауэровском смысле, ни предметом психологии. В методическом волюнтаризме Д. действующая, активная и живая воля выступает как теоретико-познавательный принцип и, тем самым, оказывается в сфере однозначности, позволяя осуществить построение завершенной *системы*, *абсолютной науки*. В динглеровском операционализме, предложившем особый путь опосредования теории и опыта в частных науках, с подобным децернистским (волюнтаристским) подходом связан играющий большую роль *принцип прагматического порядка*. Прагматический порядок это такая последовательность действий, когда в определенном действии А содержатся необходимые условия для выполнения действия В. Нарушение этого порядка внутри *однозначной системы* приводит к ошибкам и погрешностям. *Принцип прагматического порядка* имеет чисто методическое значение. Рассматриваемый как руководство к действию, он не нуждается в доказательстве, получая свое обоснование из полагания цели. Он позволяет организовать и привести в естественный порядок совокупность действий как теоретического, так и прикладного характера, которые входят в построение конструктивной науки как творческого синтеза. Этим достигается главная цель науки последовательными шагами осуществить овладение реальными природными процессами. (См.: его книги *Система. Основная философско-рациональная проблема и точный метод философии* (1930) и *Философия логики и арифметики* (1931).) Первичность практического, оперативного заключается в том, что основные формы *идеальных наук* (например, геометрические идеи) выступают как планы, указания к действию по изготовлению таких форм в действительности. Они не заимствуются из *природы* и не носят конвенционального характера, но выбираются нами из множества других как однозначно реализуемые *элементарные формы*. Основные геометрические понятия (*плоскость*, *прямая*, *твердое тело*, *ортогональность*) определяются посредством метода конструкции. Напр., *активная дефиниция* плоскости содержится в методе, применяемом для изготовления реальной плоскости. Д. находит его в фабричной процедуре ручного изготовления точнейших плоскостей посредством шлифовки трех стальных пластин друг об друга. Производимая в результате фигура (Gestalt) должна обладать тем минимумом свойств, которые (вне зависимости от эмпирического своеобразия материала) реализуются в каком-либо предмете при осуществлении этого метода. В процессе исследования растет точность измерений, в определенных границах происходит *исчерпание* норм, т.е. их более точное исполнение (*принцип конвергентной точности*). Общие дефиниции и извлекаемые из них следствия (вся система аксиом евклидовой геометрии) имеют априорный характер. Поскольку они не относятся ни к области простого представления, ни в области эмпирического бытия, а в качестве организованного заранее плана присутствуют в действиях, направленных на изготовление реальных предметов, то и априори приобретает здесь новый смысл, становясь *операциональным априори*, *априори изготовления*. В работах *Эксперимент. Его сущность и история* (1928) и *Метод физики* (1938) Д. сосредоточивает внимание на целенаправленных действиях в экспериментировании. Отказываясь от понимания точного эксперимента как пассивного посредника, а его результатов, выраженных на математическом языке как *откровения, ответа природы*, он исследует его априорную сторону: фигурирующие в эксперименте измерительные приборы, аппараты и инструменты производятся в мастерских посредством реализации однозначных идей. Ими обеспечивается научная ценность эксперимента его воспроизводимость, возможность осуществления буквально *из ничего*, *в любое время и в любом месте*. Экспериментальное исследование складывается из трех взаимосвязанных уровней: построение измерительных приборов; организация и осуществление опыта, который дает в результате числа; теоретическое и математическое объяснение и обработка материалов опыта. Экспериментальное овладение природой, осуществляемое с помощью элементарных форм, заключается в однозначном воспроизведении процессов. Общезначимость этих законов берет свое начало в человеческом духе, а не является конечной, *энумеративной* всеобщностью, предлагаемой в принципе индукции. Тем самым, в своем наукоучении Д. ставит под сомнение *веру в мировую машину* со скрытыми в ней независимыми законами, предлагая свой ответ на кантовский вопрос *как возможна чистая наука?* Проясняя логическую структуру этики, Д. также следует *методической философии* и стремится показать, что именно в воле должны иметь свою основу осознанные, целеустремленные действия, поступки (Handeln), направленные к высшей этической цели. Некоторые существенные пункты операционализма Д. были восприняты и переосмыслены у его последователей Лоренцена и П. Яниха, разработавших концепцию конструктивного обоснования логики и математики. Ими, однако, было отвергнуто понятие *абсолютной науки* и связанная с этим программа *последнего обоснования*, имеющая в философии Д. первостепенную значимость. A.B. Михайловский Эксперимент. Его сущность и история. 2-я ч. // Вопросы философии. 1997, № 12; Die Grundlagen der angewandten Geometrie. Leipzig, 1911; Die Grundlagen der Naturphilosophie. Leipzig, 1913; Die Grundlagen der Physik. B., 1919; Der Zusammenbruch der Wissenschaft und der Primat der Philosophie. Munchen, 1926, 1931; Das Experiment. Sein Wesen und seine Geschichte. Munchen, 1928; Metaphysik als Wissenschaft vom Letzten. Munchen, 1929; Das System. Munchen, 1930; Philosophie der Logik und Arithmetik. Munchen, 1931; Geschichte der Naturphilosophie. B., 1932; Die Grundlagen der Geometrie. Stuttgart, 1933; Das Handeln im Sinne des hochsten Zieles. Absolute Ethik. Munchen, 1935; Die Methode der Physik. Munchen, 1938; Grundri? der methodischen Philosophie. Fussen, 1949; Die Ergreifung des Wirklichen. Munchen, 1955; Aufsatze zur Metodik. Hamburg, 1989. W. Krampf. Die Philosophie H. Dingler. Munchen, 1955; H. Dingler. Gedenkbuch zum 75. Geburtstag. Munchen, 1956; J. Willer. Relativitat und Eindeutigkeit. H. Dingler. Beitrag zur Begrundungsproblematik. Meisenheim, 1973.

  1. динглер (dingler) гугород. авг. Мюнхен ум. июня там же нем. философ в тпрофессор в Мюнхене в в Дармштадте ученик Эрнста Маха. Человеческое стремление к познанию Динглер определяет как ...Философский энциклопедический словарь II