Современная западная философия

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

направление в европейской теологии протестантизма 20-30-х годов XX века, близкое по происхождению и теоретическим установкам экзистенциализму. Принципы Д.т. как течения были сформулированы в 1921-22 в работах К. Барта, Э. Брукнера, Бультмана, Гогартена, Э. Турнейзена; в 1923 был создан его печатный орган *Zwischen den Zeiten* (*Между эпохами*). Манифестом Д.т. стала кн. К. Барта *Толкование на послание апостола Павла к римлянам* (1919). Путь Д.т. задуман ее инициаторами как *диалектический*: путь к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Д.т. безнадежность всех попыток определить содержание веры через какие-либо теологические или культовые манипуляции, вообще через *религию*, которую Д.т. резко противопоставляет *вере*. *Религия* порочна потому, что стремится связать несвязуемое: *не-наглядного* и *не-вещного* Бога с наглядным и вещным миром человеческого интеллекта и воображения. Застывание евангельской веры в *христианскую религию* рассматривается как возврат к тому, что было исторически преодолено. Усматривая в религии иллюзию, благодаря которой человек под видом Бога получает собственный мистифицированный образ, Д.т. готова солидаризироваться с атеистическим антропологизмом Фейербаха. Однако отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д.т. утверждает веру в абсолютно трансцендентного по отношению ко всему человеческому Бога. Бог есть *критическое отрицание* всего, совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира. Краски для описания трансцендентности Бога Д.т. заимствует у разработанного Отто и неокантианской религиозной философией понятия *совершенно иного*, переосмысляя его в духе доктрины Кальвина о запредельном *величии Божьем* и учения Лютера о Боге как огненном море гнева, истребляющем все человеческое. Именно в гневе Бога Д.т. видит единственную возможность милости Бога, в его немыслимости единственную возможность его мыслить. Человек может обрести отношение к Богу лишь на пределе своего бытия, лишь будучи *снят* Богом в диалектическом отрицании, происходящем через *свершение* Голгофы. В той мере, в какой человек тождественен себе, он не может веровать, а в той мере, в какой он верует, он не тождественен себе. В исторической перспективе учение Д.т. предстает как возвращение к основным идейным мотивам инициаторов Реформации Лютера и Кальвина. Отвержение *религии* это логический предел лютеровского отвержения *оправдания делами*. Чтобы ответить на вопрос, на который впервые отвечал Лютер: как вера может жить рядом с новоевропейским нигилизмом, Д.т. должна была покончить с либеральным протестантизмом XIX века, растворявшим религию в стихии безрелигиозной цивилизации, откровение в истории, веру в психологии. Возвращаясь к истокам протестантизма, Д.т. оказалась в русле довольно широкого течения протестантской неоортодоксии. Распад течения Д.т. был связан, во-первых, с политическими событиями 30-х: если К. Барт и Тиллих стали провозвестниками христианского сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению так называемых *нем. христиан*. Во-вторых, неустойчивое равновесие *да* и *нет* в доктрине Д.т. легко нарушалось в том или ином направлении. Бультман пришел от Д.т. к провозглашению *демифологизации* христианского учения, Тиллих наметил возможности отказа от императива веры в Бога, широко используемые новейшей протестантской теологией, и пытался включить в теологию мировоззренческие элементы чисто секулярного происхождения; Бруннер перешел к построению новой *естественной теологии*, что вызвало резкую отповедь К. Барта. В США эпилогом европейской истории Д.т. явилась деятельность Нибура, заимствовавшего у своих нем. предшественников критику теологического либерализма и социального оптимизма. С. С. Аверинцев К.Barth. Romerbrief. Munchen, 1922; R.Bultmann. Glauben und Verstehen. Tubingen, 1958-1962; P.Tillich. The Protestant Era. Chicago, 1966; H.R.Niebuhr. Christ and Culture. N.Y., 1975.

  1. диалектическая теологиятеология кризиса направление протест теологии сложившееся в е гг. в. и распространенное гл. обр. в ФРГ и США. Идейн. истоки Д. т. учение Кьеркегора и экзистенциализм. Пр...Атеистический словарь
  2. диалектическая теологиятеология кризиса направление протест теологии сложившееся в е гг. в. и распространенное гл. обр. в ФРГ и США. Идейн. истоки Д. т. учение Кьеркегора и экзистенциализм. ...Атеистический словарь II
  3. диалектическая теологияДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ т еология кризиса ведущее направление в европ. теологии протестантизма iх гг. в. развивавшееся в контакте с ранним нем. экзистенциализмом iи близ...Большая советская энциклопедия
  4. диалектическая теологиятеология кризиса ведущее направление в европейской теологии Протестантизма х гг. в. развивавшееся в контакте с ранним немецким Экзистенциализмом и близкое к нему по прои...Большая Советская энциклопедия II
  5. диалектическая теологияведущее направление в богословии европейского протестантизма х гг. в. выступила против либерального протестантизма за возвращение к первоначальным идеям Реформации. Ис...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. диалектическая теологияДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ведущее направление в теологии протестантизма в е. Возникла в Германии основоположник К. Барт классические представители Р. Бультман Э. Брунне...Новейший философский словарь
  7. диалектическая теологиятеология кризиса влиятельное направление протестантской теологии возникшее в е гг. в. и получившее широкое распространение в Германии Швейцарии и США. Развивалась в кон...Религиоведческий словарь
  8. диалектическая теологиятеология кризиса ведущее направление в европ. теологии протестантизма х гг. в. развивавшееся в контакте с ранним нем. экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению...Советский философский словарь
  9. диалектическая теологияДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ведущее направление в богословии европейского протестантизма х гг. в. выступила против либерального протестантизма за возвращение к первоначаль...Современная энциклопедия
  10. диалектическая теологияДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ теология кризиса ведущее направление в европейском протестантизме х гг. в. Исходило из идей С. Кьеркегора главные представители К. Барт Э. Брунн...Современный энциклопедический словарь
  11. диалектическая теологияДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ критическая теология теология кризиса теология парадокса теология Слова Божьего влиятельное направление протестантской теологии в. которое драма...Философская энциклопедия
  12. диалектическая теологият е о л о г и я к р и з и с а ведущее направление в европ. теологии протестантизма хх гг. в. развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкое к не...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  13. диалектическая теологиятак называлось представленное в Карлом Бартом Фридрихом Гогартеном Эдуардом Турнейзеном Георгом Мерцем Эмилем Бруннером Рудольфом Булътманом и др. течение в евангеличе...Философский энциклопедический словарь