Современная западная философия

БЛОХ (BLOCH) ЭРНСТ

(1875-1977) -нем. философ. Первое философское сочинение *Вселенная в свете атеизма* Б. написал еще в школьные годы. В 1902-03 состоит в переписке с Махом, Липпсом, Эдуардом фон Гартманом, Виндельбандом. В 1905-06 изучает философию в Мюнхене у Липпса, а с 1906 в Вюрцбурге у Освальда Кюппе. Параллельно занимается теорией музыки и физикой. Защищает диссертацию *Критический анализ Риккерта и проблема современной теории познания* (1908). В 1908-11 в Берлине, где посещает частный коллоквиум Зиммеля, с которым у Б. устанавливаются дружеские связи. С 1911 живет попеременно в Гармише и Гейдельберге, где продолжает начатую в 1907 работу над книгой о категории *еще-не* (noch nicht). С 1911 начинается дружба Б. с Лукачем, постепенно перерастающая в продлившийся почти десятилетие творческий симбиоз двух мыслителей. Б. принимает участие в мероприятиях, организовывавшихся кругом Вебера. В 1914-17 делает первые наброски к *Духу утопии*. В 1917 эмигрирует в Швейцарию. При поддержке швейцарского *Архива общественных наук* Б. проводит исследование на тему *Политические программы и утопии в Швейцарии*. Пишет антивоенные статьи. Главное политико-философское сочинение Б. этого периода *Вадемекум для нынешних демократов* (1918). В том же году в Мюнхене выходит в свет *Дух утопии*. 1919 возвращение в Германию. В 1921 Б. публикует трактат *Томас Мюнцер как теолог революции*, марксистский дух которого отразился и на новом издании *Духа утопии* (1923). Поддерживает тесные отношения с Кракауэром, Адорно, Беньямином, Вайлем, Клемперером. 1933 повторная эмиграция, 1934 высылка из Швейцарии, 1935 переезд Б. в Париж, участие в работе Конгресса в защиту культуры, контакты с антифашистами. В 1936-38 в Праге Б. пишет работу *История и содержание понятия *материя* (опубликована в 1972 под названием *Проблема материализма его история и сущность*). 1938 эмиграция в США. Здесь Б. работает над следующими проектами: *Принцип надежды* (первоначальное название *Мечты о лучшей жизни*), *Естественное право и человеческое достоинство*, *Субъект объект. Пояснения к Гегелю*. В 1946 выходит в свет *Свобода и порядок* (одна из глав *Принципа надежды*). В 1949 , по возвращении в Германию, Б. возглавляет кафедру философии в Лейпцигском университете. В 1951 выходит немецкое издание работы *Субъект объект* (первое издание вышло по-испански в Мексико Сити в 1949), в 1954-55 публикация *Принципа надежды*. В 1955 Б. получает национальную премию ГДР и становится постоянным членом Немецкой Академии Наук. В то же время усиливаются и споры вокруг его философской позиции. В 1956 в докладе о Гегеле Б. открыто критикует *узкоколейный марксизм*. В 1957 в результате конфликта с ульриховской фракцией в СЕПГ Б. уволен на пенсию. С 1959 Б. гастпрофесссор в Тюбингенском университете. 1964 первая премия по культуре Немецких профсоюзов, 1967 премия мира Биржевого Союза немецких книготорговцев. В 1969 Б. получает степень почетного доктора ун-та Загреба, а в 1975 ун-тов Сорбонны и Тюбингена. В том же году выходит *Experimentum Mundi*. 1977 завершение работы над кн. *Тенденция латентность утопия*. Умер Б. 4 августа 1977 от сердечной недостаточности. Хотя философская идея, намеченная.в ранней работе Б. *Дух утопии*, и получила адекватное развитие в его главном произведении *ПРИНЦИП НАДЕЖДЫ*, Б. никогда не считал свою концепцию утопии законченной и постоянно уточнял ее. *Принцип надежды* был задуман как открытая философская система. Если в систематическом плане она опирается на онтологию *еще-не-ставшего* и гносеологическую теорию *еще-не-осознанного*, то в методологическом плане ее фундаментом служит диалектическая герменевтика Другого. Этого Другого Б. ищет в исторически понимаемом *еще-не* как *еще-не-ставшем*. Основная спекулятивная посылка онтологии Другого как онтологии *еще-не* состоит в том, что наше бытие еще не определено и не завершено. Все сущее выстраивается вокруг этого *не*, заключающего в себе телос неотчужденного бытия. Поскольку *не* понимается Б. как процессуальное *еще-не*, его утопия есть утопия реального состояния незавершенности, а не идеального состояния законченности. В формальном смысле сердцевиной блоховской онтологии является *не-онтология*, которая, однако, в отличие от негативной диалектики Адорно, покоится не на абстрактной, а на конкретной негативности, определяемой одновременно и как рефлексивная, и как дорефлексивная. Основную методологическую фигуру такой определенной, дорефлексивно-рефлексивной негативности в онтологии Б. уточняет его учение об аффектах. *Не* следует понимать не как абстрактное, недиалектическое *ничто* (хотя последнее, отмечает Б., тоже существует), а как конкретное *не-наличное*, *не-имеющееся*. *Не* означает недостаток и вместе с тем бегство от него. *Не* это *жажда*, жадное стремление к отсутствующему и, следовательно, надежда. В той мере, в какой нечто отсутствует, имеет место желание обладать этим нечто (которое всегда есть конкретное Другое). В *не* Б. усматривает определяемое аффектами начало всякого движения по направлению к чему-либо, и именно поэтому *не* нельзя отождествлять с *ничто*; напротив, оно есть такое нечто, которое может возникнуть в результате становления из *всего* и *ничто*. *Не* выражает себя не только в *жажде*, но и в намерении, направленности, тяготении, как стремление и желание, как мечта о том, чего *здесь* нет. Однако, в первую очередь, оно проявляет себя в неудовлетворенности уже-ставшим, исторически наличным. Ориентируясь на марксову парадигму труда и устанавливая диалектическую связь между фундаментальными категориями (*не*, *еще-не*, *ничто*, *все*) и фундаментальными аффектами (жажда, отчаяние, уверенность), Б. не психологизирует традиционную онтологию, а, подобно Хайдеггеру периода *Бытия и времени*, экзистенциализирует ее. Благодаря соединению негативной онтологии с учением об аффектах Б., вслед за Шеллингом, обращается от *первой философии*, предметом которой было бытие как таковое, исключавшее *бытие другим*, к иной, *второй* философии, рассматривающей бытие как *бытие-в-движении*, то есть включающей и *бытие другим*. Такое *бытие-в-движении* существует не только через отношение к бытию жизни (*биос*) и к человеческой деятельности (*праксис*), но и через отношение к аффектам, связывающим биос и праксис. Тем самым для Б. вопрос о бытии есть прежде всего вопрос о другом бытии, о той всегда временно и аффективно определенной экзистенции, в которой мы еще не есть те, какими можем стать. Вопрос, таким образом, стоит не только о самости, которой мы являемся, но и вопрос о той самости, которой мы можем стать. Точно так же, как вопрос о бытии впервые встает лишь в связи с вопрошанием об экзистенции, так лишь с постановкой вопроса об экзистенции в горизонте *еще-не* станет возможным постижение того, какого рода бытие объективно развертывается в заброшенности человеческого субъекта. Это другое, еще не бытийствующее бытие познается, по мысли Б., в рамках конкретной утопии, нацеленной на снятие отчуждения не только в отношении человека к человеку, но и в отношении человека к природе. Фолькер Кайза (Эрфурт) Gesamtausgabe. Fr./ M., 1959 ff.; Kampf, nicht Krieg. Politische Schriften 1917-1919. Fr./M., 1985; Briefe 1903-1975. 2 Bde. Fr./ M., 1985. H.-H. Holz. Logos spermatikos. Ernst Blochs Philosophie der unfertigen Welt. Darmstadt und Neuwied, 1975; M. Riedel. Tradition und Utopie: Ernst Blochs Philosophie im Licht unserer geschichtlichen Erfahrung. Fr./M* 1994; V. Caysa *Hoffnung kann enttauscht werden*. Ernst Bloch in Leipzig. Fr./M., 1992.

  1. блох (bloch) эрнстБлох Bloch Эрнст немецкий философ. С в эмиграции в США в жил в ГДР с в ФРГ. В центре философии надежды Блоха понятие утопии как мечты о лучшей жизни с этой точки зр...Большой Энциклопедический словарь V
  2. блох (bloch) эрнстнемецкий философ социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель философии надежды и онтологии ЕщеНеБытия. Сумел в определенной мере дополнить интенцию европей...Социологическая энциклопедия