Современная западная философия

БАШЛЯР (BACHELARD) ГАСТОН

(1884-1962) франц. философ, методолог науки и эстетик. В его доктрине *интегрального рационализма* слились в своеобразное и не лишенное противоречий единство мотивы философии Бергсона, психоанализа (особенно в варианте, представленном Юнгом) и интерес к эпистемологии. Б. противопоставлял свою позицию большинству философских школ современности (одна из его книг называется *Философия не* (La Philosophie du Non. P., 1940); одновременно это название подчеркивало специфику *нового духа науки*: неевклидовой геометрии, неньютоновой физики, химии не *по Лавуазье*). Эпистемология в его понимании предстает как историческое исследование тенденций развития науки. Б. полагал, что неклассический характер современной науки делает ее по преимуществу диалектической. В движении научного знания он различает три вида диалектики: внутреннюю, внешнюю и наложение той и другой. В сфере чистой аксиоматики (прежде всего математической) имеет место внутренняя диалектика, *расчленение разума внутри себя*, посредством которого порождается новое, ранее немыслимое содержание. Пример этого создание новой геометрии Лобачевским, который диалектизировал понятие параллели благодаря *геометрическому юмору*. Этот последний проявился в свободно-игровом отношении Лобачевского к евклидову постулату параллельных, считавшемуся незыблемым основанием единственно возможной системы геометрии. Аналогичным образом Эйнштейн диалектизировал понятия пространства и времени. Помимо всепроникающей диалектичности *интегральный рационализм* является еще и *прикладным*, причем эта характеристика составляет его специфику, а не просто выражает мысль о том, что научное знание имеет еще и инженерное приложение. Наука, подчеркивает Б., во все большей степени становится *фабрикой феноменов*, из *естественной феноменологии*, основанной на описании природных данных, она все больше превращается в *феноменотехнику*, которая заранее в мысли конструирует феномены, а затем превращает их в эмпирические данности. Поэтому в диалектическом единстве разума и опыта ведущей стороной является именно разум, вооруженный математическими методами. Сама физическая реальность не может уже трактоваться феноменалистически, в духе классического позитивизма. Реальность открывается прежде всего в конструктах теоретического мышления, и в традиционной терминологии она скорее *ноуменальна*, нежели *феноменальна*. Б. пытается доказать и несостоятельность кантовского дуализма, строго отделявшего друг от друга априорную форму абстрактного мышления и эмпирическое содержание. Метод науки все чаще демонстрирует содержательность именно формы, т.е. понятийной конструкции, и *формальность*, бессодержательность чистой эмпирии. Б. также показывает сомнительность неопозитивистской дихотомии аналитического, или логико-математического, и синтетического (эмпирического) компонентов знания. Как раз математический элемент часто становится воплощением творческого синтеза в современной науке, пришедшего на смену традиционному индуктивизму. В эпистемологических работах Б. проступают контуры *дискурсивной метафизики математического реализма*. К проблеме метафизики Б. подходит также анализируя глубинные проблемы эстетического опыта. Здесь он постулирует радикальную автономию воображения, которое именует *функцией ирреального* в противоположность разуму как *функции остановки, запрета*. Но поэтические образы, запечатлевающие сиюминутное переживание поэта, открывают путь к вечному и повторяющемуся благодаря тому, что зависят от *архетипов*, скрывающихся в глубинах бессознательного. Отсюда и его известная дефиниция: *Поэзия есть метафизика мгновения*. М.А. Киссель Новый рационализм. M., 1987; Психоанализ огня. М, 1993; Le nouvel esprit scientifique. P., 1934; Le rationalisme applique. P., 1949; L&engagement rationaliste. P., 1972.

  1. башляр (bachelard) гастонрод. июня БарсюрОб ум. окт. Париж франц. философ представитель критического рационализма. Исходя не из метафизического противопоставления а из постоянного взаимодейст...Философский энциклопедический словарь II