Современная западная философия

БАТАЙ (BATAILLE) ЖОРЖ

(1897-1962) франц. философ, писатель, экономист. С 1924 сотрудник франц. Национальной библиотеки. Редактор журналов *Documentes* (1929-30), *Critique* (основан в 1946) и др. В основе философского творчества Б. лежит своеобразное прочтение Гегеля сквозь призму ницшеанства, в частности, его концепция господина и раба. Господин по Гегелю, тот, кто постоянно рискует жизнью. Это такое *для-себя-бытие*, которое не привязывается к наличному бытию, хотя и остается зависящим от истории, труда, а также от тех, кто трудится. Самосознание господина остается продуктом его воспризнания в движении истории и опосредования произведенными Другим вещами. Сохранять жизнь, поддерживать себя в ней, относиться к смерти с уважением в тот самый момент, когда ей надо заглянуть в лицо, таково, по Б., условие воспроизведения господства, да и всей истории, которую господство только и делает возможным. Этому миру внеположна только абстрактная негативность неопосредованной смерти. В этом пункте Б. делает основной для своей концепции мыслительный ход, который, правда, в долговременной перспективе ведет к выходу за пределы философии: он объявляет абсолютную негативность смерти (а также экстаза, желания без цели и т.д.) чистой позитивностью до представления, или суверенностью. Суверенность, по его утверждению, внеположна знанию как миру опосредования и воспризнания. Суверенность опирается на чистую случайность, на то, что можно назвать *игрой сингулярностей*. Отсюда Б. выводит и невозможность выделения философствования как особого жанра, отграниченного от других жанров посредством устанавливаемых априорным путем критериев, и инкорпорированность философствования в ряд других семиотических практик литературную, художественную, этнологическую. Сущность того, к чему стремился Б., можно определить как *ускользание от определения*. Тем самым он *ускользал* и от авторства как *маски*, прирастание которой превращает человека в какого-то определенного индивида в философа или писателя, экономиста или нумизмата, но не позволяет совмещать эти *амплуа*. Сад и обычный человек // Маркиз де Сад и XX век. М.,1992; Суверенный человек Сада // Там же; Из *Внутреннего опыта*// Ступени. Философский журнал. СПб., 1994, № 2(9); Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография эроса. СПб., 1994; Theorie de la religion. P., 1948; L&Erotisme. P., 1957; La Somme atheologique. P., 1972.

  1. батай (bataille) жоржБАТАЙ Bataille Жорж французский писатель и философ. Отрицание любых предустановленных норм человеческого поведения утверждение суверенитета воли скандальных форм самоос...Большой Энциклопедический словарь V
  2. батай (bataille) жоржфранцузский философ писатель социолог экономист публицист этнограф искусствовед поэт. По характеристике М.Хайдеггера самый светлый ум во Франции. В учился в лицее в Рейм...Социологическая энциклопедия