Современная западная философия

БАРТ (BARTH) КАРЛ

(1886-1968) швейц. протестантский теолог. Пытался возродить евангелическую теологию, основывающуюся на традициях Лютера и Кальвина. Образование получил в Берне, Берлине, Тюбингене, затем в Марбурге, где испытал сильное влияние представителей *либеральной теологии* (В. Херманна и А. Гарнака). В 1905-21 сначала помощник пастора в Женеве, затем пастор в Ааргау. С 1921 проф. в Геттингене, затем в Мюнстере и Бонне. В 1935 эмигрировал в Швейцарию, преподавал в Базельском ун-те. В своем первом крупном произведении *Послание к римлянам (комментарии к Посланию апостола Павла к римлянам)* (1919) Б. размежевался с *либеральной теологией*, оказавшейся, неспособной ответить на вопросы, поставленные первой мировой войной. В этой работе сформулированы основные принципы протестантской неоортодоксии, к которой примкнули Э. Бруннер, Бультман, Г. Мерц, Ф. Делекат, Г. Книттермейер, а также Нибур и Тиллих. Если *либеральная теология* стремилась нацелить христианство на посюсторонний мир, с помощью религии освятить земные порядки, то Б. категорически отверг попытки теологов исходить из потребностей и задач этого мира. Источник веры, по его убеждению, заключен в Боге, который порождает эту веру посредством откровения, и поэтому обоснование веры надо искать в ней самой. (Эту идею Б. заимствовал у Сёрена Кьеркегора.) Вера является божественным чудом и проявляется в форме диалога между Богом и человеком, отсюда название его доктрины *диалектическая теология* . Бог сверхразумен, сверхъестествен, непознаваем, несоизмерим с человеком. Человек на земле, Бог на Небе, между ними пропасть. Вступить в контакт с Богом невозможно ни через чувство, ни через религиозное переживание, ни через историческое знание. Только сам Бог через Христа или через пророков и духовенство может явить себя человеку. Б. считает несостоятельной попытку протестантского либерализма толковать Библию с помощью исторического метода, который есть лишь подготовительная ступень к истинному пониманию откровения. Историко-критическому методу Б. противопоставляет учение о вдохновении: сквозь историческое настоящий теолог чувствует вечное Библии. Христианская антропология для Б. это христология. О человеке ничего нельзя сказать вне его связи с Богом. Человек в той мере является человеком, в какой он принимает участие в человеческом бытии Иисуса. Человек обретает свою сущность во встрече с Богом, а не в отношениях с другими людьми, не в контексте истории. Возможности человека ограничены, и только Бог может наполнить человеческие действия таким содержанием, которым сам человек никогда не обладал и обладать не может. Однако при всем пессимизме бартовской антропологии, она представляет человеку свободу и возлагает на него ответственность: поскольку Бог далеко и отделен от мира пропастью, постольку человек должен сам принимать решения, действовать и осуществлять их. Так, например, в политике человек имеет дело не с божественными, а с человеческими установлениями, и поэтому он несет ответственность за социальные последствия своих действий. Государство, в котором в одинаковой степени реализуются порядок, свобода, общество, власть, ответственность и в котором ни один элемент не преобладает, есть государство правовое, но такого государства нет и не может быть. Поэтому подлинно христианская теология не должна связывать свою деятельность с каким-либо государством или социальной системой. H.A. Минкина Der Romerbrief. Munchen, 1919; Kirchliche Dogmatik. Zurich, 1932-1955. E.Jungel.Barth-Studien, 1982.

  1. барт (barth) карлБАРТ Barth Карл швейцарский протестантский теолог один из основателей диалектической теологии. Сторонник христианского социализма вдохновитель христианского сопротивлен...Большой Энциклопедический словарь V
  2. барт (barth) карлшвейц. теолог основатель течения неоортодоксии Неопротестантизм идеи крого имеют широкое влияние в Зап. Европе и Америке не только в теологических кругах но и среди светс...Словарь по этике
  3. барт (barth) карлрод. мая Базель ум. дек. там же швейц. теолог с профессор в Базеле один из основателей и глава диалектической теологии привлек внимание современной философии к Кьрке...Философский энциклопедический словарь II