Современная западная философия

АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

метод историко-гуманитарного познания, провозглашенный Фуко в противовес *истории идей*. Последняя отклоняется Фуко по причине расплывчатости ее исходных допущений (каковы *историческое влияние*, *ментальность*, *духовный прогресс*). Методологический каркас А.з. строится из элементов, почерпнутых из современных исторических исследований, прежде всего из количественной истории экономики, реконструирующей процессы той или иной эпохи в их специфичности и взаимосвязи. Для того чтобы провести такую реконструкцию, нельзя превращать документы в памятники, интерпретируя последние исходя из их текстуального контекста, гораздо более продуктивным является выстраивание *серий* данных. Примером таких серий могут служить, напр., таблицы цен, которые могут стоять в параллельном отношении или перекрещиваться с другими сериями (изменения в численности и составе населения, техническое развитие, годовая урожайность). Поскольку в истории познания разрывы гораздо важнее, чем континуумы, различные дискурсивные единства должны быть отделены друг от друга. С этой целью Фуко вводит ряд новых понятий (дискурсивные формации, позитивность, архив) и определяет предмет исследования (высказывание, поле высказываний, дискурсивные практики) , пытаясь тем самым описать предмет исследования, который не был бы ни формальным, ни интерпретативным. Регулярная повторяемость явления в текстах определенной эпохи позволяет заключать о *значении* высказывания. Поскольку значение нельзя раскрыть, опираясь только на процедуры истолкования (интерпретации), следует пытаться установить порядок высказываний уже на самой поверхности текста. В случае, если некоторая сфера регулярно повторяющихся высказываний поддается фиксации как нечто гомогенное, имеет смысл вести речь о поддающейся анализу дискурсивной формации. Последняя сравнима с археологическим слоем, который демонстрирует одновременность отдельных элементов, даже если этот слой подвергся тектоническим надломам. Вольфганг Пирхер (Вена) В одноименной работе (L&archeologie du savoir. P., 1969, рус. пер. 1996) Фуко стремится методологически осмыслить итоги того пути, по которому он, по собственному признанию, ранее двигался ощупью. В результате такого самоосмысления он формулирует установки, весьма далекие от традиционной *истории идей*: А.з. не ищет общих принципов, под которые можно было бы подвести все малые события, она использует такие концептуальные средства, которые выявляют взаимодействия между различными видами речевых (дискурсивных) практик, а также между дискурсивными и недискурсивными (экономическими, политическими) практиками. Работа Фуко начинается с критического пересмотра таких традиционных понятий, как *влияние, развитие*; *автор, книга, произведение*; *наука, философия, литература, история* и т.д. Пресекая *ретроспективные гипотезы* о сходстве современных познаний с древними, А.з. внедряется в толщу разнородного материала и представляет разнообразные факты в соизмеримой форме. Единица такой соизмеримости речевое событие, факт *высказывания* (enonce). Это не языковая фраза, не логическое суждение, не психологическое намерение, а особая *функция существования* знаков, определяющая саму возможность знаков и их сочетаний в конкретном историческом материале. Описание способов построения высказываний, поля объектов, оснований для выбора того или иного пути познания дает в совокупности *дискурсивную формацию*. В целом уровень исследования в А.з. таков, что позволяет восстановить ранее опускавшуюся связку между *словами* и *вещами*, зафиксировать исторически конкретные условия возможности означения и любых познавательных актов. Главные понятия в А.з. поясняют друг друга: это *позитивность* (единство во времени и пространстве материала, образующего предмет познания) ; *историческое априори* (совокупность условий, позволяющих позитивности проявиться в тех или иных высказываниях); *архив* (перечень высказываний, порождаемых в рамках позитивностей по правилам, задаваемым историческими априори). А.з. считает себя свободной от разграничений типа *наука ненаука* и придает законный познавательный статус качественно своеобразным (*древним*, *неразвитым*, *идеологически нагруженным* и т.п.) мыслительным образованиям. По сути, наука не исключает донаучных уровней *знания*: она опирается на весь слой познавательного материала, первоначальную расчлененность и структурированность которого изучает А.з. Н.С. Автономова M. Фуко. Археология знания. Киев, 1996.

  1. археология знанияLamparcheologie du savoir работа Фуко завершающая первый так называемый археологический период в его творчестве и составляющая своеобразный триптих с работами Рождение к...История философии
  2. археология знанияАРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯstrongLarcheologie du savoir работа Фуко завершающая первый так называемый археологический период в его творчестве и составляющая своеобразный триптих ...История философии II
  3. археология знанияф.п. блм археологиясы...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  4. археология знанияблм археологиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  5. археология знанияLarheologie du savoir работа Фуко завершающая первый так называемый археологический период в его творчестве и составляющая своеобразный триптих с работами Рождение клин...Словарь постмодернизма
  6. археология знанияLarcheologie du savoir работа Фуко завершающая первый так называемый археологический период в его творчестве и составляющая своеобразный триптих с работами Рождение кли...Социологическая энциклопедия
  7. археология знанияАРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ обобщенное название новой дисциплины и нового подхода к истории мысли и социальных институтов которые М. Фуко начал разрабатывать в е...Философская энциклопедия
  8. археология знанияАРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ Larcheologie du savoir работа Фуко завершающая первый так называемый археологический период в его творчестве и составляющая своеобразный триптих с раб...Энциклопедия История философии
  9. археология знанияАРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ особая область исследований разрабатывавшаяся М. Фуко в е одноименная работа М. Фуко Archeologie du savoir. P. рус. пер. СПб. . Результаты разработок ...Энциклопедия эпистемологии и философии науки