Советский юридический словарь

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

один из главных органов Организации Объединенных Наций (см.), который, согласно Уставу ООН., действуя от имени членов ООН, должен нести главную ответственность, за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава). С. б. состоит из 11 членов, з том числе 5 постоянных членов (СССР, Китай, США, Англия и Франция) и 6 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания; ежегодно избираются 3 непостоянных члена. Согласно Уставу ООН, при избрании какого-либо государства непостоянным членом С. б. Генеральная Ассамблея должна уделять особое внимание степени участия данного государства в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению. Срок полномочий непостоянных членов С. б. наминается 1 января следующего за их избранием года и оканчивается 31 декабря года избрания их преемников.. Каждый член С. б. представляется в Совете одним представителем, полномочия которого вручаются Генеральному секретарю ООН. Глава правительства или министр-иностранных дел любого государства – члена С. б. могут заседать в Совете без предъявления полномочий. С. б. является постоянно действующим, а не сессионным органом ООН. Ввиду этого каждый член. С. б. должен иметь постоянного представителя на месте пребывания ООН, т. е. там, где обычно заседает С. б. Однако заседания С. б. могут происходить и во всяком другом месте, которое, по мнению Совета,, более способствует его работе (ст. 28 Устава). Председательствуют в С. б. помесячно все его члены. Любое государство – член ООН может принять участие,, без права голоса, в обсуждении того или иного вопроса в С. б., если Совет сочтет, что затронуты интересы данного государства. В случае, если какой-либо государство, не состоящее членом ООН, является стороной в споре, рассматриваемом С. б., то. оно может быть приглашено принять участие, без права голоса, в обсуждении по данному спору на условиях,, какие С. б. сочтет необходимыми. Постановления С. б. по процедурным вопросам считаются прилитыми, если за них подано 7 голосов-любых членов С. б. По всем другим вопросам постановления С. б. приобретают законную силу, если за них подано 7 голосов, включая голоса 5 постоянных членов С. б., т. е. на основе принципа- единогласия пяти великих держав, причем член С. б., являющийся стороной а споре, рассматриваемом С. б., должен воздержаться от голосования в случае, если речь идет о рекомендации средств мирного разрешения спора либо о его разрешении при помощи региональных соглашений и их органов. Принцип единогласия великих держав (см.), зафиксированный в ст. 27 Устава ООН, является фундаментом всей Организации Объединенных Наций, залогом эффективности ее действий согласно целям и принципам Устава. С. б. может выносить две категории постановлений: рекомендации (обычно в отношении вопросов, касающихся мирного разрешения споров) и решения (по вопросам, относящимся к принятию принудительных мер и т. п.). Решения С. б., .принимаемые в соответствии с целями и принципами, зафиксированными в Уставе, имеют обязательную силу для всех членов ООН, которые обязаны подчиняться решениям С. б. и выполнять их (ст. 25). Основной задачей С. б., согласно Уставу ООН, является поддержание международного мира и с этой целью способствование мирному разрешению споров, а также предупреждение и подавление актов агрессии. В случаях мирного разрешения споров Устав предоставляет С. б. право потребовать от сторон, чтобы они сами разрешил» спор любыми мирными средствами; расследовать любой международный спор или ситуацию; рекомендовать сторонам соответствующее мирное средство и, наконец, рекомендовать сторонам условия разрешения споров. С. б., согласно ст. 39 Устава, определяет существование угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или выносит решения о мерах, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. С. б. уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны быть применены для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер. Эти меры могут заключаться в полном или частичном перерыве экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных и радио связей, а также в разрыве дипломатических отношений. Если эти меры, по мнению С. б., оказываются недостаточными, то С. б. может вынести решение о принятии международных принудительных действий с применением вооруженной силы. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских и сухопутных сил членов Организации (ст. 42 Устава). Планы применения вооруженных сил вырабатываются С. б. с помощью созданного при С. б. Военно-Штабного Комитета, состоящего из начальников штабов постоянных членов С. б. или их представителей. В задачу этого Комитета, согласно Уставу ООН, входит оказание всемерной помощи С. б. по всем вопросам, относящимся к военным потребностям С. б. в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение вооружений и к возможному разоружению (ст. 47 Устава). Кроме Военно-Штабного Комитета при С. б. могут быть учреждены любые вспомогательные органы, Какие С. б. найдет необходимыми для выполнения своих функций. В соответствии с резолюцией 6-й сессии Генеральной Ассамблеи от 11 января 1952 г. при С. б. была образована т. н. «Комиссия по разоружению», вместо двух ранее существовавших органов – «Комиссии по контролю над атомной энергией» (учреждена в 1946 г.) и «Комиссии по обычным вооружениям» (учреждена в 1947 г.). В задачу С. б. также входит рекомендация Генеральной Ассамблее по вопросу о приеме в члены ООН, о приостановлении осуществления прав членов ООН, об исключении членов из Организации, причем С. б. сам может снять приостановку осуществления прав и восстановить их. Кроме того, С. б. рекомендует кандидатуру для избрания Ассамблеей Генерального секретаря ООН и участвует в избрании членов Международного Суда. С. б. осуществляет функции ООН в отношении т. н. «стратегических районов», - включая утверждение условий по опеке. Выполнение благородной задачи поддержания международного мира и безопасности, возложенной Уставом на С. б., систематически срывается США, Англией и Францией, вставшими на путь отказа от укрепления и развития международного сотрудничества в послевоенный период. С первых же дней деятельности С. б. империалистические государства начали борьбу за превращен ние С. б. в Орудие своей политики. Они в первую очередь обрушились на основу деятельности С. б. – принцип единогласия великих держав, начиная с прямых предложений о ликвидации этого принципа (напр., предложение Кубы и Австралии на первой,-Аргентины и Австралии на второй сессиях Генеральной Ассамблеи) и кончая созданием в нарушение Устава ООН различных органов, подменяющих С. б.г вроде «межсессионного комитета» (1947 г.) и «Комитета коллективных мероприятий» (1950 г.). Путем создания в обход С. б. и в нарушение Устава ООН-различного рода комиссий и комитетов (напр., т. и. «балканская комиссия» по греческому вопросу, «комитет добрых услуг» по индонезийскому вопросу и др.) империалисты систематически срывали все попытки мирного урегулирования угрожавших; международному миру и безопасности споров и ситуаций. Монополисты сорвали работу «комиссии по контролю над атомной энергией», выдвинув пресловутый план Ачесояа–Баруха–Лилиенталя, предусматривавший установление монополии США над атомным оружием. Они систематически срывают все прей3 ложения Советского Союза и стран народной демеР кратии, направленные на запрещение атомного оружия, сокращение вооружений и вооруженных сиЖ Превратив Военно-Штабной Комитет в бездействующий орган, они сорвали создание при С. б. предусмотренной Уставом ООН системы коллективных вооруженных сил для борьбы с агрессией, противопоставив этой системе предложение об образовании «международной армии», которая была бы послушным" орудием в руках империалистов. Они узурпировали основные функции и права С. б. и Военно-Штабного Комитета по предупреждению и подавлению актов агрессии, передав их созданному при Генеральной Ассамблее в нарушение Устава ООН т. н. «комитету коллективных мероприятий» и незаконно предоставив Ассамблее «право» использовать «вооруженные силы ООН». Воспользовавшись отсутствием представителей СССР и Китайской Народной Республики, представители империалистических государств в С. б. поя давлением США приняли незаконные решения, объявив гражданскую войну, развязанную кликой Лш Сын Мана, «агрессией» Корейской Народно-Демократической Республики, а американскую интервенцию в Корее – «международной санкцией». Прикрываясь этими решениями, которые не имеют законно» силы, так как были вынесены в отсутствие двух постоянных членов С. б., а их содержание противоречит основным принципам, зафиксированным в Уставе ООН, американские империалисты и их сообщники развязали войну в Корее. Эти решения: были приняты 25 июня, 27 июня и 7 июля 1950 г. под нажимом США. Советский Союз и страны народной демократии, верные своей миролюбивой политике, неизменно выступают в С. б. с требованием строжайшего соблюдения Устава ООН, борясь против превращения С. б. в орудие империалистической политики.

  1. совет безопасностиСОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ СБ ООН главный постоянно действующий политический орган ООН на который согласно Уставу ООН возложена главная ответственность за поддержание международ...Большой юридический словарь II
  2. совет безопасностиSecurity Council один из шести осн. органов ООН базируется в штабквартире ООН в НьюЙорке и отвечает за поддержание всеобщего мира и безопасности. Первое его заседание был...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  3. совет безопасностиСовет безопасности Совет безопасности правительственное учреждение в ряде стран но Совет Безопасности ООН...Орфографический словарь
  4. совет безопасностиСОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ Security Council Один из основных органов Организации Объединенных Наций. Первоначально состоял из одиннадцати членов но в г. их число увеличилось до ...Политология. Словарь.
  5. совет безопасностиОрфографическая запись слова совет безопасности Ударение в слове Совет безопасности Деление слова на слоги перенос слова совет безопасности Фонетическая транскрипция слов...Полный фонетический разбор слов
  6. совет безопасностиСОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ В Российской Федерации орган при президенте сферой деятельности которого являются стратегические проблемы экономической оборонной экологической информа...Русская энциклопедия
  7. совет безопасностиСовет безопасности правительственное учреждение в ряде странem но Совет Безопасности ОоН...Русский орфографический словарь
  8. совет безопасностиООНem Security Council...Русско-английский словарь политической терминологии
  9. совет безопасностив ООН Security Council полит....Русско-английский экономический словарь
  10. совет безопасностиBiztonsgi Tancs...Русско-венгерский словарь
  11. совет безопасностиСовет Безопа...Русско-ивритский словарь
  12. совет безопасностиConsiglio di Sicurezza...Русско-итальянский юридический словарь
  13. совет безопасностиnqun lshhu nlhu...Русско-китайский словарь
  14. совет безопасностиSicherheitsrat...Русско-немецкий юридический словарь
  15. совет безопасностиSikkerhetsrdet...Русско-норвежский словарь
  16. совет безопасностиRada bezpenosti...Русско-чешский словарь
  17. совет безопасностиСОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ СБ ООН главный постоянно действующий политический орган ООН на который согласно Уставу ООН возложена главная ответственность за поддержание международ...Словарь юридических терминов
  18. совет безопасностиорган ООН на крый уставом ООН возложена главная ответственность за поддержание междунар. мира и безопасности. См. в ст. Организация Объединенных Наций....Советская историческая энциклопедия
  19. совет безопасностиУдарение в слове Совет безопасностиУдарение падает на буквы еаБезударные гласные в слове Совет безопасности...Ударение и правописание
  20. совет безопасностив Российской Федерации орган при президенте сферой деятельности которого являются стратегические проблемы экономической оборонной экологической информационной и иных видо...Энциклопедия История отечества
  21. совет безопасностив Российской Федерации орган при президенте сферой деятельности которого являются стратегические проблемы экономической оборонной экологической информационной и иных видо...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  22. совет безопасностиIООН один из шести главных органов ООН единственный могущий принимать решения обязательные для членов ООН. СБ постоянно действующий орган заседающий в штабквартире ООН ...Энциклопедия юриста
  23. совет безопасностисовещательный орган при Президенте РФ создаваемый в соответствии с Конституцией РФ. Согласно утвержденному Указом Президента РФ Положению о Совете безопасности РФ этот к...Юридическая энциклопедия