Советский юридический словарь

ПЕРЕВОЗКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ

перевозка грузов, пассажиров и багажа по железным дорогам СССР, открытым для общего пользования. П. ж. регулируется Уставом железных дорог СССР, утвержденным СНК СССР 10 февраля 1935 г. (СЗ 1935 г. № 9, ст. 73 с последующими изменениями), постановлениями Правительства СССР,, а также правилами перевозок, инструкциями и приказами Министерства путей сообщения. В СССР интересы железных дорог и их клиентуры совпадают и направлены на успешное развитие социалистического хозяйства, на точное выполнение государственного плана П. ж. Основной обязанностью железных дорог является выполнение государственного плана грузовых и пассажирских перевозок. Органы железнодорожного транспорта и клиентуры обязаны организовать плановые перевозки с наименьшей затратой материальных средств транспорта и обеспечить сохранность грузов (ст.ст. 1 и 2 Устава железных дорог). П. ж. осуществляется по гос. плану перевозок,, утверждаемому Советом Министров СССР, на основе договоров, заключаемых между железной дорогой и грузоотправителем (пассажиром). Наряду с годовым планом Совет Министров СССР утверждает квартальные планы перевозок с-помесячной разбивкой. Непосредственно из государственного плана П. ж. (в его месячном уточнении), доведенного до исполнителей, возникает обязательство между железной дорогой и грузоотправителем. В силу этого обязательства железная дорога должна в установленные сроки доставить предусмотренные месячным плановым заданием вагоны, пригодные к использованию по назначению, а грузоотправитель должен в установленные сроки использовать вагоны до их полной грузоподъемности для загрузки их. грузами, предусмотренными планом. Сроки, время,, порядок подачи вагонов и извещения об этом грузоотправителя, порядок и сроки загрузки вагонов и пр. определяются Уставом железных дорог, изданными в развитие его правилами Министерства путей сообщения, а также договорами между железными дорогами и грузоотправителями; являющимися владельцами подъездных путей не общего пользования. Указанное обязательство снабжено гражданско-правовой санкцией. Неисполнение обязательства любой из сторон (неподача вагонов железной дорогой, отказ грузоотправителя от назначенных по плану вагонов, фактическое неиспользование их, задержка их под погрузкой сверх установленной нормы и т. д.) влечет за собой имущественную ответственность железной дороги и грузоотправителя,, помимо уголовной или дисциплинарной ответственности (см. ст.ст. 62–66 Устава железных дорог). Выполнение обязательства, возникающего непосредственно из плана перевозок, является предпосылкой для заключения подавляющего большинства договоров П. ж. грузов. Договор П. ж. грузов считается заключенным с того момента, когда груз принят станцией отправления вместе с накладной и отправителем внесены платежи, подлежащие уплате при отправлении груза. Этот момент железная дорога удостоверяет наложением штемпеля на накладной, а факт приема груза к перевозке – квитанцией, выдаваемой грузоотправителю по его требованию. Договор П. ж. пассажиров и багажа совершается устно и оформляется выдачей билета или багажной квитанции. Накладная – это заполняемый и подписываемый грузоотправителем документ установленной формы, содержащий характеристику груза (его наименование, вес, число мест, род, упаковка и т. д.), наименование станций отправления и назначения, наименование грузополучателя. Агенты железной дороги делают на накладной необходимые отметки (о дне принятия груза, о взысканных с отправителя платежах и др.). На ней отмечаются также особые заявления грузоотправителя (о наложении платежа, об объявлении ценности груза и др.). Накладная должна быть составлена на имя определенного получателя груза; она следует с грузом и выдается вместе с ним грузополучателю. Отправитель несет ответственность перед дорогой за правильность сведений, указанных им в накладной. Юридическое значение накладной состоит в следующем. Она является обязательной письменной формой договора П. ж. Удостоверяя ряд важных данных, относящихся к перевозке грузов (время принятия груза к перевозке, его наименование, вес, число мест, дату его прибытия на станцию назначения и т. п.), накладная имеет большое доказательственное значение. Представление накладной – обязательное условие предъявления некоторых требований к железной дороге (в случае частичной утраты или порчи груза и др.). Права распоряжения грузом накладная не дает и товарораспорядительным документом не является. Распиской в принятии груза и доказательством заключения договора служит квитанция, которая имеет значение при предъявлении претензий и исков к железной дороге (ст. 92 Устава железных дорог). Предъявление квитанции является условием осуществления права отправителя или получателя требовать изменения станции назначения груза, принятого к перевозке или находящегося в пути. Квитанция также не является товарораспорядительным документом. Груз может быть выдан адресату и без предъявления квитанции. В силу договора П. ж. железная дорога обязуется принадлежащими ей средствами передвижения доставить пассажира, груз или багаж в назначенное место и сдать груз или багаж определенному лицу; другая же сторона в договоре – грузоотправитель, пассажир – должна уплатить за это железной дороге вознаграждение, установленное утвержденными тарифами. По договору П. ж. грузов грузополучатель, т. е. лицо, которому железная дорога должна выдать груз в месте его назначения, приобретает определенные права в отношении железной дороги и несет перед нею определенные обязанности. По договору П. ж. грузов железная дорога: а) должна доставить груз на станцию назначения по кратчайшему направлению и в установленные сроки и оповестить получателя о прибытии груза; б) обязана обеспечить целость и сохранность груза и выдать его адресату, указанному в накладной. Предельные нормы естественной убыли грузов при перевозке устанавливаются в соответствующих нормативных актах. Грузоотправитель обязан уплатить железной дороге наличными деньгами или чеками Госбанка стоимость провоза груза пря предъявлении его к перевозке и обеспечить принятие получателем груза на станции назначения. Грузополучатель обязан в определенный срок принять и вывезти груз, а в установленных случаях также выгрузить его из вагонов. Нарушение этой обязанности влечет имущественную ответственность грузополучателя. Грузополучатель вправе требовать от железной дороги проверки веса, состояния груза и составления соответствующего коммерческого акта. Однако в ряде случаев железная дорога обязана перевешивать прибывшие на станцию назначения грузы лишь в определенных пределах (ст. 45 Устава железных дорог). Получатель груза имеет право на предъявление претензий и исков к железной дороге в связи с полной утратой груза (при условии предъявления квитанции или взамен ее справки станции отправления об отправке груза и документа об оплате груза), а также в связи с частичной утратой или повреждением груза и задержкой в его доставке. Железная дорога отвечает за сохранность груза от момента принятия его к перевозке до момента сдачи и в случае утраты или повреждения груза обязана возместить действительную стоимость утраченного груза или сумму, на которую понизилась стоимость поврежденного груза (ст.ст. 67, 69, 70 Устава железных дорог). Ответственность железной дороги определяется нормами Устава железных дорог (а не нормами ГК.) и не может бытьустранена или изменена соглашением сторон. Железная дорога отвечает не только за виновное, но и за случайное повреждение или утрату груза. В Уставе железных дорог (ст. 68) перечислены обстоятельства, при наличии которых железная дорога освобождается от ответственности за утрату и повреждение груза. По признаку распределения тяжести доказывания этих обстоятельств они разделяются на две группы. В отношении первой группы железная дорога для освобождения ее от ответственности должна доказать наличие соответствующего обстоятельства, явившегося причиной утраты или повреждения груза. К этим обстоятельствам относятся: 1) явления стихийного характера; 2) особые естественные свойства груза; 3) вина отправителя или получателя; 4) перевозка груза в открытом подвижном составе (см. пп. «а», «б», «в» и «д» ст. 68). В отношении второй группы обстоятельств железной дороге для снятия с нее ответственности достаточно установить только наличие соответствующего факта. В этом случае ответственность на железную дорогу может быть возложена, если истец докажет, что утрата или повреждение груза не связаны с этим обстоятельством. Ко второй группе обстоятельств относятся: 1) погрузка и выгрузка груза средствами отправителя или получателя; 2) сопровождение груза проводником отправителя; 3) недостатки тары, отмеченные в накладной; 4) естественная убыль веса груза в пределах установленных норм (см. пп. «г», «е», «ж» и «з» ст. 68). В отношении недостачи веса, если груз был погружен средствами отправителя и прибыл в исправном вагоне за исправными пломбами станции отправления, тяжесть доказательств того, что недостача веса явилась результатом утраты или повреждения груза железной дорогой, лежит на истце. Во всех остальных случаях железная дорога для освобождения от ответственности должна доказать, что недостача веса не явилась результатом утраты или повреждения груза железной дорогой (см. ст. 68). За просрочку в доставке груза железная дорога отвечает в размере, указанном в ст. 72 Устава железных дорог. Если доставка груза просрочена более чем на 30 суток, а для грузов скоропортящихся – свыше срока, установленного Министерством путей сообщения, то грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения стоимости груза. Всякого рода иски, вытекающие из П. ж., могут быть предъявлены к железной дороге лишь с соблюдением т. н. претензионного (рекламационного) порядка (см.). Эти иски, в зависимости от суммы, подсудны народному или областному суду – по месту нахождения управления дороги назначения (ст. 100 Устава железных дорог). Требование о возврате переборов провозной платы и некоторые другие судебному рассмотрению не подлежат и разрешаются в административном порядке – управлением дороги, министром путей сообщения (ст. 99). В Уставе железных дорог (ст.ст. 96–97) указаны специальные сроки для предъявления претензий к железным дорогам и специальные сроки давности по искам к железным дорогам, вытекающим из договора П. ж. По вопросам материального и процессуального права, возникающим по делам, рассматриваемым судами на основании Устава железных дорог СССР, имеются постановления Пленума Верховного Суда СССР, в частности пост. № 3/7/У от 29 января 1942 г. «О процессуальных нарушениях по делам, рассматриваемым судами на основании Устава железных дорог СССР и Устава внутреннего водного транспорта» с изменениями, принятыми Пленумом Верховного Суда СССР 3 марта 1950 г., и пост. № 8/6/У от 1 июня 1944 г. «О судебной практике по спорам, вытекающим из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении»; пост. 7 мая 1948 г. «О судебной практике по искам граждан к железным дорогам о возмещении стоимости утраченного багажа». Международные П. ж. регулируются международными железнодороокными конвенциями (см.).

  1. перевозка железнодорожнаятемржол тасымалы...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік