Советский юридический словарь

КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

искусственные сооружения, соединяющие океаны или моря на путях международного значения, по поводу режима которых заключены специальные международные соглашения. Важнейшими М. к. являются Суэцкий, Панамский и Кильский. Формально каждый из этих каналов открыт для прохода торговых судов всех флагов; по существу, однако, они находятся под господством контролирующих их империалистических держав. Суэцкий канал был сооружен и открыт в 1869 г. В 1888 г. в Константинополе крупными морскими державами, в том числе Россией, была подписана Международная конвенция о режиме судоходства в Суэцком канале. Эта конвенция предусматривала, что Суэцкий канал должен всегда остава гься свободным и открытым как в мирное, так и в военное время для всех торговых и военных судов без различия флага. Однако фактически на канале было установлено господство Великобритании, высадившей свои войска в Египте в 1882 г. В 1936 г. Великобритания принудила Египет к заключению «союзного» договора, сохранявшего за Великобританией прежнюю возможность осуществления фактического господства на канале, а также оставления в Египте британских войск якобы в целях защиты канала. Под давлением широких народных масс Египта договор 1936 г. был аннулирован египетским правительством в октябре 1951 г. Однако Великобритания не только отказывается вывести свои войска из Египта, но, наоборот, увеличивает численность этих войск. Одновременно усиливается экспансия американского империализма, направленная к захвату Суэцкого канала. После второй мировой войны США триобретают некоторое количество акций общества Суэцкого канала, осуществляющего его эксплуата-дию, и вводят в органы управления делами общества своего представителя. США стремятся также использовать англо-египетский конфликт в своих интересах и ввести в Египет американские войска под предлогом приглашения Египта участвовать в т. н. «средневосточном командовании» Северо-Атлантического блока. Панамский канал, сооруженный для установления кратчайшего водного пути из Атлантического океана в Тихий и построенный на узком перешейке, соединяющем Северную и Южную Америку, был открыт в 1914 г. В течение почти столетия сооружению канала препятствовало англо-американское соперничество. В 1850 г. было заключено даже формальное соглашение, смысл к-poro состоял в том, что ни Великобритания, ни США не должны были самостоятельно, т. е. друг без друга, сооружать и эксплуатировать канал. Лишь в 1901 г. это соглашение было отменено и заменено новым соглашением, по которому Великобритания была вынуждена признать право США на самостоятельное сооружение и эксплуатацию канала. В соглашении было оговорено, что канал должен быть открыт для торговых и военных судов всех флагов, без указания, однако, на то, что обязательство держать канал открытым относится не только к мирному, но и военному времени. Для сооружения канала США подписали соглашение в 1903 г. с республикой Колумбией, по территории которой намечено было проложить трассу канала. Однако условия этого соглашения были таковы, что Колумбия отказалась от ратификации соглашения. С целью закрепления своего господства на Панамском канале правящие круги США организовали в Колумбии «восстание», в результате которого часть Колумбии – Панама, по территории которой должна была пройти трасса канала, отделилась и была создана «самостоятельная республика Панама», немедленно признанная США и заключившая в свою очередь желательное для США соглашение о сооружении канала. Указанное соглашение между США и Панамой было подписано в конце того же 1903 г. По этому «соглашению» Панама не только предоставляла США на вечные зремена право сооружения и эксплуатации канала, но и уступала США свои суверенные права в пределах десятимильной зоны канала. Для защиты качала за США было признано право применять вооруженные силы и строить укрепления в зоне канала. США был декларирован постоянный нейтралитет канала с обязательством держать канал открытым для судов всех флагов, в соответствии с англо-американским соглашением 1901 г. Кильский канал соединяет Балтийское море с Северным. Сооружение Германией Кильского качала, открытого для судоходства в 1995 г., преследовало гл. обр. военно-стратегические цели, заключавшиеся в обеспечении германскому военно-морскому флоту возможности осуществлять скрытно быстрое передвижение из Балтийского моря в Северное и обратно. Вместе с тем и для торгового судоходства существенно важное значение имело сокращение пути, соединяющего Балтийское море с Северным. До первой мировой войны Германия относила Кильский канал к своим внутренним водным путям и применяла разрешительную систему для прохода через канал иностранных судов. После первой мировой войны американо-аигло-французский блок империалистических государств включил в Версальский мирный договор постановление о том, что Кильский канал будет постоянно свободен и открыт с соблюдением полного равенства для военных и торговых судов всех государств, поддерживающих мирные отношения с Германией. Установление после второй мировой войны нового правового режима Кильского канала, оказавшегося отнесенным к британской оккупационной зоне, составляет часть проблемы послевоенного устройства Германии, не разрешенной по вине империалистических государств и подлежащей разрешению с учетом интересов безопасности балтийских государств.

  1. каналы международныев международном праве искусственные водные пути соединяющие морские пространства и используемые для международного судоходства. К. м. сокращая мировые морские пути играют...Большая Советская энциклопедия II
  2. каналы международныев международном праве искусственные водные путисоединяющие морские пространства и используемые для международногосудоходства напр. Кильский канал Панамский канал Суэцкий...Большой энциклопедический словарь II
  3. каналы международныеКАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ в международном праве искусственные водные пути соединяющие морские пространства и используемые для международного судоходства напр. Кильский канал ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. каналы международныерасположенные на территории некоторых государств водные магистрали сооруженные для соединения между собой морских и океанских бассейнов и служащие в качестве транспортных...Большой юридический словарь
  5. каналы международныеКАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ расположенные на территории некоторых государств водные магистрали сооруженные для соединения между собой морских и океанских бассейнов и служащие в...Большой юридический словарь II
  6. каналы международныеВ международном позитивном праве не содержится постановлений которые определяли бы правовой режим для международных каналов вообще. В равной степени и критерии в силу кот...Дипломатический словарь
  7. каналы международныеВ международном позитивном праве не содержится постановлений которые определяли бы правовой режим для международных каналов вообще. В равной степени и критерии в силу кот...Дипломатический словарь II
  8. каналы международныехалыаралы арналар...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  9. каналы международныеКАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ расположенные на территории некоторых государств водные магистрали сооруженные для соединения между собой морских и океанских бассейнов и служащие в...Словарь юридических терминов
  10. каналы международныеКАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ в международном праве искусственные водные пути соединяющие морские пространства и используемые для международного судоходства напр. Кильский канал П...Современный энциклопедический словарь
  11. каналы международныесм. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КАНАЛЫ....Энциклопедический словарь экономики и права
  12. каналы международныерасположенные на территории некоторых государств водные магистрали сооруженные для соединения между собой морских и океанских бассейнов и служащие в качестве транспортных...Энциклопедия юриста