Советский философский словарь

ШАРТРСКАЯ ШКОЛА

школа ср.-век. схоластич. философии при Шартрском соборе, виднейший центр «франц. возрождения» 12 в. Основанная в 990 учёным епископом Фульбером по прозвищу «Сократ» (ум. 1028), чьим учителем и покровителем был философ и математик Герберт из Орийака (ок. 945-1003; с 999 папа Сильвестр II), школа с самого начала получила гуманитарное и энциклопедич. направление. Через Фульбера, знатока права, математики, логики, медицины, она приобрела переводы логич. соч. Аристотеля, греч. и араб. соч. по математике, естествознанию. Ш. ш. начинает соперничать с Парижем в последние годы епископства Ива Шартрского (1090-1116). Иск-вом преподавания прославился Бернард Шартрский (ум. до ИЗО), магистр школы в 1114-26 и её канцлер в 1119-24; он отстаивал абс. примат нравственности над учёностью («без этики нет философа»); философия его сохранилась только по упоминаниям в «Металогике» Иоанна Солсберийского. Учениками Бернарда были Гильом из Конша (1080-1154, деятель III. ш. с 1120), учитель Иоанна Солсберийского, и Жильбер Порретанский (1076-1154, магистр и канцлер в 1124-37, с 1141 преподавал в Париже). В 1115-50 в школе учил, с 1141 был канцлером Тьерри (Теодорик) Шартрский, с к-рым связан расцвет Ш. ш. Если гл. парижские школы оставались оплотом логики, а сенвикторская школа центром догматич. мистицизма, то Ш. ш. явилась центром метафизич., космологич. и естеств.-науч. «платонизма», точнее говоря синтеза Платона (известного в основном по «Тимею»и комм. к нему Халкидия) и Аристотеля (известного по «Физике», «О душе», почти всем логич. трактатам). Духовным «патроном» школы был Боэций, предметом подражания служил Марциан Капелла, почитался Иоанн Скот Эриугена и его перевод соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита. Ш. ш., допускавшая игру поэтич. образа и филос. построения, интегрировала христ. и внехристианские антич., араб., «еретич.» источники. Трактат Аделарда из Бата «О тождественном и различном» (1108-09) как бы задал тон платонич. настроениям Ш. ш. Утверждался союз мудрости и красноречия, в образцовом тексте видели «образ всех иск-в», цветущее поле «грамматики (т. е. языка) и поэзии», пронизанное «золотыми стрелами логики», украшенное «серебром риторики». В свою очередь, в синтезе иск-в видели модель космоса, а в космосе, по «Тимею» цельное, просвеченное гармонией (а потому поддающееся науч. исследованию), одухотворённое и осмысленное существо, тело «мировой души». Как природа прячет свою суть в одеждах чувств. мира, так смысл таится в аллегориях, символах и образах (теория «облачений» involucre или integumenta). От каждого слова Платона или Боэция заранее ждали таинств. глубины. Но вкус к символу, «фабуле» уживался с рационализмом, логикой и даже «геометричностью» развёртывавших смысл толкований; «платонизм» восполнялся аристотелевской позитивностью не только в проблеме универсалий, решённой в плане «реалистич. номинализма» (идеи реальны в уме бога, где они нераздельно слиты с этим умом и с богом), но и во всём филос. стиле. Комментарий осн. форма творчества философов Ш. ш.; «цветом философии» считался «Тимей», комментировались гл. обр. «О Троице» и др. соч. Боэция. Тьерри, получивший прозвище «осёл» за выносливость в учёной работе, первым в Европе прокомментировал «Топику» и «Софистич. опровержения» Аристотеля. «Философия мира» (или «Сноп филос. колосьев») Гильома из Конша написана по типу компиляций Исидора и Беды; Гильом полагает в основе мировой природы неощутимые, «понимаемые лишь через дробление разумом», т. е. умопостигаемые атомы, однако не совечные богу. Жильбер Порретанский допустил в своих комментариях больше авторской «независимости», часто обходясь без ссылок на авторитеты. Духовную связь с Ш. ш. обнаруживает Бернар из Тура (Бернард Сильвестр, ум. ок. 1167) в поэтико-филос. трактате «О совокупности мира» («Космография», между 1143 и 1148), посвящённом Тьерри; эта аллегорич. драма в прозе и стихах вплотную подводит к универсализму и возвеличению человека у Алана Лилльского и к поэтич. платонизму «Романа о розе». Отмечено воздействие Ш. ш. на естествознание 13 в., но ещё более важной представляется недавно установленная зависимость Николая Кузанского от Ш. ш. (так, идея бога как максимума и одновременно минимума принадлежит Тьерри) и её подспудное влияние на философию раннего Возрождения, особенно Северного.

  1. шартрская школашкола средневековой схоластической философии в г. Шартр. В й половине в. переживала высший расцвет и была международным центром платонической философии с натурфилософски...Большая Советская энциклопедия II
  2. шартрская школаШАРТРСКАЯ ШКОЛА средневековой схоластической философии вв. Расцвет я половина в. центр платонической философии с натурфилософским уклоном. Главные представители бр. Бе...Большой Энциклопедический словарь V
  3. шартрская школаоснованная еп. Фульбертом умер. наоборот развивала умеренный рационализм. В ХII в. ее возглавляли Бернар Шартрский до затем его ученик Жильбер де ла Поррэ или Порретанус...История христианства
  4. шартрская школаоснованная еп. Фульбертом умер. наоборот развивала умеренный рационализм. В ХII в. ее возглавляли Бернар Шартрский до затем его ученик Жильбер де ла Поррэ или Порретану...История христианства. Справочник
  5. шартрская школасредневековой схоластической философии XIXII вв. Расцвет первая половина XII в. центр платонической философии с натурфилософским уклоном. Главные представители братья Бе...Словарь исторических терминов
  6. шартрская школаШАРТРСКАЯ ШКОЛА средневековой схоластической философии вв . Расцвет я половина в. центр платонической философии с натурфилософским уклоном. Главные представители бр. Б...Современный энциклопедический словарь
  7. шартрская школаШАРТРСКАЯ ШКОЛА школа ср.век.em схоластич. философии при Шартрском соборе виднейший центр франц. возрождения в.em Основанная в учным епископом Фульбером по прозвищу Сок...Философская энциклопедия
  8. шартрская школашкола ср.век. схоластич. философии. Возникла как соборная школа в г. Шартре Франция оказывала большое влияние начиная с когда во главе ее стал Фульбер и до начала й пол....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  9. шартрская школашкола оп позиционной средневековой схоластики. Основана в как кафедральная школа а Шартре Фульбером выдающимся эрудитом своего времени знатоком араб. науки к через нее ...Философский энциклопедический словарь
  10. шартрская школаШартрская школа школа средневековой схоластической философии в г. Шартр. В й пол. XII в. переживала высший расцвет и была международным центром платонической философии с ...Энциклопедия культурологии