Советский философский словарь

ЧИТТА

(санскр.мышление, мысль, умств. фиксация, наблюдение; память, сердце, от чит воспринимать, замечать), понятие др.-инд. теории познания и психологии, означающее совокупность модификаций ума, к-рые определяют разные состояния духовной жизни. Ч. соотносится с умом (манасом), как внешнее с внутренним. Будучи связана с к.-л. объектом через манас, Ч. принимает форму этого объекта; Ч. Лишена сознания, но способна, будучи вблизи «Я», отражать сознание этого «Я» и представляться разумной (др. аспект этого же явления «Я», по незнанию отождествляющее себя с Ч.). В йоге различают пять модификаций Ч.: истинное познание (восприятие, логич. вывод, устное свидетельство), ложное познание, знание слов (чисто лингвистич. знание), сон (его возникновение объясняется преобладанием в Ч. гуны тамаса) и память (воспроизведение переживаний прошлого опыта). Прекращение этих модификаций Ч. и есть йога, препятствующая «Я» отождествлять себя с ними. Разные соотношения гун объясняют пять ступеней Ч.: кшипта беспокойство (переключение Ч. с одного объекта на другой, исключающее контроль над умом и чувствами), мудха бездеят. притуплённое состояние (тенденция к сну, невежеству, пороку), викшипта рассеянность, умиротворённое состояние, экагра сосредоточенность на одном объекте, нироддха прекращение мыслит. деятельности, самоограничение, сдержанность (полное прекращение модификаций Ч. и погружение в состояние абс. покоя). Ч. В йоге соответствует махат в санкхье; в веданте слово «Ч.» синоним буддхи, и его модификаций, а также аспект единого внутр. органа; в ряде концепций (напр., у Гаудапады) акцент ставится на нереальности Ч. Буддийская школа йогачары, напротив, отстаивала реальность Ч. как первоисточника всех вещей; Ч. имеет 8 дхарм, пять из к-рых связаны с органами чувств. три не связаны (дхармы внутр. чувства, виджняны и алаявиджняны, т. е. чистого бытия). Духовный аспект существования нама (см. Намарупа), наряду с манасом и виджняной включает в себя и Ч., понимаемую как эмоциональное начало, связанное с сердцем (в буддийских соч. Ч. может означать не только мысль и ум, но также волю, намерения, эмоции, сердце).

  1. читтаумматерия материальный ум подсознательный разум....Yoga Vedanta Dictionary
  2. читтав йогадаршане то же что буддхи в санкхъе материальный продукт пракрити орган индивидуального духа Пуруши активность крого выражается в порождении содержаний верных или н...Индуизм
  3. читтаВ буддизме и Йоге ум состоящий из трех элементов Саттва Раджас и Тамас.Источник Религиозный словарь...Религиозные термины
  4. читтаChitta Низший ум разум которым необходимо управлять точнее содержимое которого следует контролировать. Читта есть то зеркало посредством которого мы получаем и видим вес...Словарь йоги
  5. читтаЧИТТА санскр. мышление мысль умств. фиксация наблюдение память сердце от чит воспринимать замечатьem понятие др.инд. теории познания и психологии означающее совокупность...Философская энциклопедия