Советский философский словарь

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

филос. категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отд. объекта) и связью, к-рая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к к-рому отд. предметы выступают в качестве частей. Категории Ч. и ц. характеризуют также общее движение познания, к-рое обычно начинается с нерасчленённого представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению целого на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого. Эти закономерности познания целостных объектов были сформулированы К. Марксом в «Экономич. рукописях 1857-1859 гг.» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 1). Характер трактовки категорий Ч. и ц. и связанной с ними проблемы целостности в значит. мере определяет общую стратегию науч. познания в тот или иной период его развития. Проблема отношений Ч. и ц. была выдвинута в античности (Платон, Аристотель); она рассматривалась во всех значит. филос. учениях. Материалистич. концепции (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, франц. материалисты 18 в.), ориентировавшиеся на науку, были связаны, как правило, с механистич., суммативным пониманием целого, заимствованным из механики (а позднее из классич. физики). Классич. естествознание стремилось познать целое лишь с т. зр. его состава, строения. В противовес этому идеалистич. учения (Платон, ср.-век. схоластика, отчасти Лейбниц) делали упор на несводимость целого к сумме частей и рассматривали в качестве подлинно целостных лишь продукты духовной деятельности, а материальные образования трактовали как механически целые, «мёртвые» агрегаты. Разрыв и противопоставление этих двух сторон (механич. сумма частей на одном полюсе, духовное, мистическое целое на другом) приводит к антиномиям Ч. и ц. Главные из них таковы: 1) положение целое есть сумма частей. Противоположение целое больше суммы частей; 2) части предшествуют целому. Целое предшествует частям; 3) целое причинно обусловлено частями. Целостный подход противоположен причинному и исключает его; 4) целое познаётся через знание частей. Части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом. Нем. классич. философия (Шеллинг, Гегель) ввела различение неорганичного и органичного (саморазвивающегося) целого; однако органичное целое связывалось лишь с развитием духа, а не материи. В 19-20 вв. подобное толкование отношения Ч. и ц. развивалось в различных идеалистич. концепциях (неовитализм, холизм, интуитивизм). Критически переосмысливая традиции нем. классич. философии, К. Маркс сформулировал принципы изучения органичных целых метод восхождения от абстрактного к конкретному, диалектич. понимание анализа и синтеза и т. д.; он явился также основоположником методологии науч. исследования общества как целого. Обобщая данные теоретич. концепций и дисциплин, основанных на целостном подходе к объектам (концепция интегративных уровней в теоретич. биологии, исследования в генетике, экологии, физиологии, психологии, лингвистике и т. п.), диалектич. материализм даёт рациональное объяснение диалектики Ч. и ц. Не только теоретически, но и на экспериментальном материале было показано, что в случае сложноорганизованных объектов целое несводимо к сумме частей. Была раскрыта недостаточность для решения проблемы формулы «целое больше суммы частей», поскольку она неявно исходит из предположения об аддитивности (суммарности, не образующей целостности) свойств целого: целостность выступает здесь как некий остаток от вычитания суммы частей из целого. Решение проблемы состоит в том, что целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отд. частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определ. системе связей. Эта особенность любого целостного образования, к-рую можно назвать свойством интегративности, позволяет понять и все остальные специфич. черты целого. К этим чертам относятся: возникновение нового в процессе развития; появление новых типов целостности; возникновение новых структурных уровней и их иерархич. соподчинённость; разделение целостных систем на неорганичные и органичные, основанное на том, что в неорганичной системе (атом, молекула и т. п.) свойства частей хотя и отражают природу целого, но всё же определяются гл. обр. внутренней природой частей, тогда как в органичной системе (какой являются, напр., биологич. и социальные объекты) свойства частей целиком определяются свойствами целого. Логич. противоречия заключает и взятая в общем виде постановка вопроса: что чему предшествует целое частям или наоборот. В отношении Ч. и ц., как показал ещё Гегель, ни одна из сторон не может рассматриваться без другой. Целое без (до) частей немыслимо; с др. стороны, часть вне целого уже не часть, а иной объект, т. к. в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфич. для него свойства. Между частями органичного целого (а также между частями и целым) существует не простая функциональная зависимость, а значительно более сложная система разнокачеств. связей структурных, генетических, связей субординации, управления и т. п., в рамках к-рой причина одновременно выступает как следствие, полагаемое как предпосылка. Взаимозависимость частей здесь такова, что она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри к-рого каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им (см. К. Маркс, там же, с. 229). Целостный (структурный) подход не является альтернативой причинного объяснения он лишь показывает недостаточность однозначной причинности при анализе сложной системы связей. Более того, сам принцип структурного объяснения в определ. отношении может рассматриваться как дальнейшее развитие принципа причинности. Совр. познание разрешает и известный познават. парадокс: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого? Познание Ч. и ц. осуществляется одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы данного целого, а в результате синтеза целое выступает как диалектически расчленённое, состоящее из частей. Изучение частей является в конечном счёте единственно возможным путём изучения целого. В то же время результаты исследования частей входят в систему науч. знания лишь благодаря тому, что они выступают как новое знание о целом. Анализ диалектич. взаимосвязи Ч. и ц. является важнейшим методологическим принципом научного познания.

  1. часть и целоефилософские категории выражающие отношение между совокупностью предметов или элементов отдельного объекта и связью которая объединяет эти предметы и приводит к появлению ...Большая Советская энциклопедия II
  2. часть и целоеЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ философские категории выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и з...Большой энциклопедический словарь III
  3. часть и целоеЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ философские категории выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. часть и целоепонятия характеризующие феномен целостности сложных органических систем Его сущность состоит в уяснении соотношения отдельных элементов и их совокупности приобретающей но...Евразийская мудрость от А до Я
  5. часть и целоефилософские категории высвечивающие в своей взаимосвязи отношения между единым и многим сложным и простым качеством и количеством формой и содержанием. О Ч. имеет смысл г...Новая философская энциклопедия
  6. часть и целоефилософские категории выражающие отношения между совокупностью предметов и связью объединяющей эти предметы и приводящей к появлению у их совокупности новых свойств и зак...Нравственное развитие взрослого человека
  7. часть и целоеЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ философские категории выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и з...Современный энциклопедический словарь
  8. часть и целоеD Teil und Ganzes Е Part et whole FPartie et le tout Esp La parte u el todo Философские категории выражающие отношения между совокупностью объектов или элементов отдельно...Философия, практическое руководство
  9. часть и целоеЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ филос. категории выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами образующими эту совокупность. Человек давно научился ...Философская энциклопедия
  10. часть и целоефилос. категории выражающие отношение между совокупностью п р е д м е т о в и с в я з ь ю края объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  11. часть и целое. Синонимы системы и элемента. Наиболее распространенный вариант словоупотребления в современной литературе. . Ц. как сущее сохраняющее свое качество целая чашка в смыс...Философские категории
  12. часть и целоефилософские категории выражающие отношение между совокупностью предметов или элементов отдельного объекта и связью края объединяет эти предметы и приводит к появлению у с...Философский энциклопедический словарь
  13. часть и целоеЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ философские категории выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и ...Энциклопедический словарь естествознания
  14. часть и целоеангл. part and the whole нем. Teil und Ganzes. Философские категории выражающие отношение между совокупностью предметов или элементов отдельного объекта и связью края объ...Энциклопедия социологии
  15. часть и целоеЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ категории выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами образующими эту совокупность. Одно из первых определений цел...Энциклопедия эпистемологии и философии науки