Советский философский словарь

ФИЛОСОФИЯ

(греч. букв.любовь к мудрости, от люблю и мудрость), форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политич. и идеологич. борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на обществ. бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Ф. как теоретич. форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологич. и религ. форм мировоззрения, к-рые основываются на вере и отражают действительность в фантастич. форме. Ф. марксизма выступила в качестве науч.-теоретич. системы, выражающей мировоззрение рабочего класса. Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения Ф., науки и обществ. практики и впервые в истории познания сделал Ф. последовательно науч. орудием социального прогресса. Эта практическиреволюц. направленность составляет важнейшую особенность марксистской Ф. и её осн. разделов диалектического материализма и исторического материализма. По своим функциям марксистская Ф. есть последовательно науч. фйлос. мировоззрение, а также общая методология познания объективного мира и революц. действия. Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренч. ориентации человека, теоретич. основы практич. борьбы прогрессивных обществ. сил и общеметодологич. принципы исследования в области всех частных наук. Предмет и структура философии. Предмет Ф. исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т, ч. с развитием науки и самого филос. знания. Ф. зародилась на заре человеч. цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классич. формы достигла н Др. Греции. По свидетельству антич. авторов, слово «Ф.» встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин « Ф.» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Ф. исторически совпадает с возникновением зачатков науч. знания, с появлением обществ. потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На послeдующих этапах формирования Ф. появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы антич. мира стремились гл. обр. открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой историч. формой филос. мышления. По мере накопления частных науч. знаний, выработки спец. приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, к-рыми занималась Ф., происходило развитие, углубление, обогащение собственно филос. представлений, возникали различные филос. теории и, течения. Сформировались такие филос. дисциплины, как онтология учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология теория познания, логика наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного мышления), философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Ф. и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Ф. и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преим. эмпирич. исследованиями, общетеоретич. вопросами этих наук занималась Ф. Но т. к. филос. исследование теоретич. проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирич. материал (к-рый, как правило, ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало противопоставление Ф. частным наукам, принимавшее особенно резкую форму в тех идеалистич. филос. учениях, к-рые были связаны с религией. В 17-19 вв. создавались энциклопедич. системы, в к-рых естествознанию противопоставлялась Ф. природы, истории как науке Ф. истории, правоведению Ф. права. Считалось, что Ф. способна выходить за пределы опыта, давать «сверхопытное» знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук. Совр. наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной спец. науки. Однако в этой ситуации Ф. отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более чётко самоопределиться в системе науч. знания. Каждая наука исследует качественно определ. систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы развития обшества и человеч. познания. Эти закономерности и являются предметом Ф. В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определ. сферы или аспекта бытия. В филос. мышлении сами эти обобщения спец. наук становятся предметом анализа. Ф. сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий син-тез универс. законов бытия и.мышления. Выполняя эту функцию, филос. мышление нередко направляется на объекты, относительно к-рых эмпирич. знание ещё не достижимо. Эта особенность филос. мышления абсолютизировалась в системах спекулятивной Ф. Осн. методом филос. познания является теоретич. мышление, опирающееся на совокупный опыт человечева, на достижения всех наук и культуры в целом. Марксистская Ф. является научной как по своему предмету, так и по методу; для неё характерны верное, доказательное отражение закономерностей действительности и предвидение на этой основе будущих событий. Опираясь на знание законов обществ. развития, применяя методы материалистич. диалектики, К. Маркс, Ф. Энгельс и В. II. Ленин предсказали и обосновали эпоху невиданных социальных преобразований задолго до её начала. Вместе с тем марксистская Ф. существенно отличается от любой частной науки прежде всего тем, что она является мировоззрением. В этом главная специфика Ф. В выработке и развитии подлинно науч. мировоззрения и заключается историч. миссия марксистско-ленинской Ф., к-рая включает в себя не только учение о сущности и законах развития природного и социального мира, но и нравств., эстетич. идеи и убеждения, т. е. не только отражает закономерности действительности, но и выражает отношение к ней людей и социальных групп. Отправной теоретич. пункт всякого филос. учения вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 282). Что чем порождается материальный мир сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром такова первая сторона осн. вопроса Ф. «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, ... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (там же, с. 283). Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает и выяснение характера взаимоотношения между объектом и субъектом познания. Последовательно науч. решение осн. вопроса Ф.было дано марксизмом, к-рый признаёт материю объективной реальностью, существующей вне, до и независимо от сознания, и рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, характеризует обществ. сознание как отражение обществ. бытия, т. е. прежде всего материальной жизни общества. Марксистская Ф. отстаивает и обосновывает принцип познаваемости мира, рассматривает знания и понятия как отражение объективной реальности (см. Основной вопрос философии). За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознающую часть. Впервые в истории мысли именно марксизм дал подлинно науч. решение вопроса о сущности человека как совокупности всех обществ. отношений (см. К. Маркс, там же, т. 3, с. 3). Рассматривая человека как величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская Ф. осуществляет целостный подход к человеку, понимает его в единстве производств., революц.-преобразующей и духовной форм деятельности. Познание человеком мира, осознание им своего места в нём есть социальный процесс, развёртывающийся на основе обществ.-историч. практики предпосылки, цели и одного из важнейших объектов филос. познания. В этом смысле марксистская теория познания глубоко отличается от «робинзонады» старой гносеологии с её натурализмом, узко индивидуальным подходом и анти-историзмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей Ф. разрыв между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве, но не в тождестве: «... так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526) отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и несущее на себе печать определ. специфичности сознания, его активного творч. характера. В противоположность идеализму марксистская Ф. понимает сферу мышления не как сферу чистого духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой действительности, составляющей это содержание, а также практич. деятельности людей. Ф. марксизма-ленинизма диалектич. материализм и выступающий с ним в единстве историч. материализм. В состав Ф. марксизма-ленинизма также входят: филос. вопросы естествознания, психологии, этика, эстетика, науч. атеизм и история Ф.; они представляют собой результат применения диалектич. материализма к явлениям нравств. сознания, к закономерностям развития иск-ва, к развитию естествознания, к истории развития филос. мысли. Ф.не только теория объективной диалектики и логика науч. познания, но и общесоциологич., этич. и эстетич. учение. История домарксистской философии. Первые филос. учения возникли 2500 лет назад в Индии (веданта и противостоящие ей локаята, джайнизм, ранняя санкхья, буддизм и др.), Китае (конфуцианство, моизм, легизм, даосизм) и Др. Греции. Ранние др.-греч. филос. учения носили стихийноматериалистич. и наивно-диалектич. характер. Исторически первой формой диалектики явилась антич. диалектика, крупнейшим представителем к-рой был Гераклит. Атомистич. вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма был Платон, развивший идеалистич. диалектику понятий. Антич. Ф. достигла своей вершины у Аристотеля, учение к-рого, несмотря на его идеалистич. характер, содержало глубокие материалистич. и диалектич. идеи. Ведущим направлением ср.-век. араб. философии был вост. перипатетизм (см. Перипатетическая школа), в русле к-рого развивали свои учения Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд. С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Зап. Европе становится христианство. Первый этап ср.-век. христ. Ф.патристика; на её основе в 9-12 вв. складывается схоластика, к-рая усматривала цель Ф. в обосновании религ. догматов. В 11-14 вв. в споре между реализмом (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), утверждавшим существование вне человеч. ума и до единичных вещей общих понятий, и номинализмом (Росцелин, Иоанн Дунс Скот, Оккам), признававшим реальное существование лишь единичных вещей, нашла своё выражение борьба идеалистич. и материалистич. тенденций. Развитие материального произ-ва, обострение классовой борьбы привели к необходимости революц. смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от пут религ.-идеалистич. мировоззрения. Первый удар по религ. картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения Коперник, Бруно, Галилей, Монтень, Кампанелла и др. Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты Ф. нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластич. метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики; но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим. Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Гоббс явился создателем первой всесторонней системы механистич. материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали метод эмпирического (т. е. опытного) исследования природы, то Декарт, основоположник рационализма, стремился разработать универс. метод для всех наук. Характерная черта Декарта дуализм «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистич. монизм. Локк развил сенсуалистич. теорию познания. Идеи, противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Беркли и Юм). Объективно-идеалистич. учение разработал Лейбниц, высказавший ряд глубоких диалектич. идей. 2-я пол. 18 в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции, вылившегося в бурж. революцию; важнейшую роль в её идеологич. подготовке сыграли философы-материалисты Ламетри, Гольбах, Гельвеции, Дидро, к-рые решительно выступили против религии и идеализма. Франц. материализм 18 в. был метафизическим и механистическим; вместе с тем в учении Дидро содержались элементы диалектики. Характерная черта франц. материализма 18 в.-абсолютизация роли идей в развитии общества, идеалистич. понимание истории. Важнейший этап истории зап.-европ. Ф.нем. классич. философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистич. диалектику. Вершина нем. классич. идеализма диалектика Гегеля, ядро к-рой составляет учение о противоречии и развитии. Однако диалектич. метод был развит Гегелем на объективно-идеалистич. основе. Классики марксизма-ленинизма подвергли всесторонней критике идеализм и реакц. стороны в социологич. взглядах Гегеля; вместе с тем они дали высокую оценку его трудам, считая их одним из источников своей Ф. Против идеалистич. Ф. и религии выступил Фейербах, развивший учение антропологич. материализма. Вместе с тем материализм Фейербаха, оказавший большое влияние на формирование филос. взглядов Маркса и Энгельса, был метафизическим и созерцательным. В 18 и 19 вв. интенсивно развивалась прогрессивная материалистич. филос. мысль в России. Её корни уходят в историч. традицию материализма, родоначальником к-рой был Ломоносов и к-рая, начиная с Радищева, прочно вошла в мировоззрение передовых обществ. деятелей России. Выдающиеся рус. материалисты Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов стали знаменосцами борьбы рус. революц. демократии. Рус. материалистич. Ф. сер. 19 в. выступила с резкой критикой идеалистич. Ф., в особенности нем. идеализма. Рус. материализм 19 в. разрабатывал идею диалектич. развития, однако в понимании обществ. жизни он не смог преодолеть свойственного всей домарксистской Ф. идеализма. Ф. революц. демократов явилась важным шагом во всемирном развитии материализма и диалектики. Возникновение и развитие марксистской философии. Марксизм в целом и марксистская Ф. как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил на историч. арену как самостоят. политич. сила. Разработка марксистской Ф. была обусловлена науч.-теоретич., социально-экономич. и непосредственно политич. необходимостью. Возникновение марксизма было науч. ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития обществ. практики и логикой движения человеч. познания. Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу социальную действительность, на основе усвоения и критич. переработки всего положительного, что было создано до них в области Ф., обществ. и естеств. наук, создали качественно новое мировоззрение мировоззрение рабочего класса, ставшее филос. основой теории научного коммунизма и практики революц. рабочего движения. Непосредств. идейными источниками формирования марксизма были главнейшие филос., экономич. и политич. учения кон. 18 и 1-й пол. 19 вв. В идеалистич. диалектике Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли революц. моменты идею историч. развития и принцип противоречия как его движущую силу. Важную роль в формировании марксизма сыграло материалистич. учение Фейербаха . Одним из источников марксизма были идеи классич. бурж. политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), труды социалистовутопистов (СенСимон, Фурье, Оуэн и др.) и франц. историков времён Реставрации (Ж. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье). Естеств.-науч. предпосылками формирования марксистской Ф. явились достижения естествознания кон. 18-19 вв. (открытие закона сохранения и превращения энергии, создание теории клеточного строения организмов, эволюц. учение Дарвина). Будучи обобщением развития обществ. практики и науч. познания, марксистская Ф. представляла величайшую революцию в истории человеч. мысли. Сущность и осн. черты революц. переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в Ф., заключаются в создании науч. мировоззрения пролетариата, в распространении материализма на познание общества и в материалистич. обосновании решающей роли обществ. практики в познании, в осуществлении единства теории и практики, в органич. соединении и творч. разработке материализма и диалектики, что привело к созданию материалистич.диалектики. Величайшим завоеванием человеч. мысли является разработка историч. материализма, в свете к-рого только и оказалось возможным научно понять роль обществ. практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с науч. объяснением исходных предпосылок, осн. объективных условий человеч. истории. Характеризуя качеств. отличие Ф. марксизма от предшествовавших ей филос. систем, Ленин писал: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (ПСС, т. 24, с. 264). В разработке положений марксистской Ф., в её пропаганде и защите, в борьбе против бурж. идеологии важную роль сыграли труды Плеханова, Лабриолы, Бебеля, Меринга, Лафарга и др. Новый этап творч. развития марксистской Ф. связан с именем Ленина, разрабатывавшего диалектич. и историч. материализм на основе анализа эпохи империализма и пролет. революций и обобщения новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма выявил диалектич. характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины, в т. ч. диалектику абс. и относит. истины. Особое внимание Ленин уделил развитию диалектики как науч. метода познания и преобразования мира. Он подверг всесторонней критике новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также ревизионизма в отношении марксизма, разработав метод применения принципа партийности в оценке филос. воззрений. Защита марксистской Ф. от ревизионизма и натиска бурж. идеологии, творч. развитие Ф. были теснейшим образом связаны с разработкой Лениным теории социалистич. революции, учения о революц. партии, о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистич. гос-ве и строительстве социализма. Проблемы марксистско-ленинской Ф. получили развитие в документах съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС и братских коммунистич. и рабочих партий, в произведениях философов-марксистов. Буржуазная философия сер.19-20 вв. В 40-60-х гг. 19 в. в бурж. Ф. Зап. Европы происходил распад классич. форм идеализма. Как реакция на идеалистич. (прежде всего нем. классич.) Ф. складывается вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), носивший метафизич., механистич. характер; отрицая специфику сознания, вульгарный материализм отождествлял его с материей. В 1-й пол. и сер. 19 в. возник позитивизм (Конт, Дж. С. Милль, Спенсер) субъективно-идеалистич. направление, отрицающее мировоззренч. характер Ф. Иррационалистич. учение, объявлявшее основой мира волю как бессознат. начало, развивал Шопенгауэр; его последователь Э. Гартман разрабатывал волюнтаристич. и пессимистич. концепцию мира. В 70-80-х гг. 19 в. складывается неокантианство, получившее распространение в кон. 19 нач. 20 вв. (Виндельбанд, Риккерт, Натори, Коген, Кассирер). Выступив с лозунгом «Назад к Канту», неокантианцы усилили субъективно-идеалистич. тенденции в кантианстве; социально-этич. концепция неокантианства послужила основой т. н. этич. социализма и реформизма. Начиная с 70-х гг. 19 в. и до 1-й мировой войны происходит становление филос. основ идеологии империализма. Большое влияние приобретает интуитивизм (Бергсон, Лосский), противопоставляющий рациональному познанию интуитивное «постижение» жизни. Возрождением спекулятивной Ф. явилось неогегельянство (Брэдли, Грин, Ройс, Кроче, Кронер, Либерт), выдвинувшее иррационалистич. толкование диалектики Гегеля. Получил распространение такой вариант позитивизма, как махизм (эмпириокритицизм), ведущие представители к-рого (Мах и Авенариус) развивали субъективно-идеалистич. концепцию «очищения опыта»; трактуя познание как средство биологич. приспособления к среде, они отстаивали принцип экономии мышления, противоположный материалистич. теории отражения. В нач. 20 в. значит. влияние приобрёл прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи), к-рый исходил из толкования истины как практич. полезности, отвечающей субъективным интересам индивида. На рубеже 19 и 20 вв. получила распространение философия жизни -иррациоиалистическиволюнтаристское направление (Ницше, Дильтей, Зиммель), психологизирующее и субъективизирующее понятие «жизнь»; к учению Ницше примыкала крайне иррационалистич. концепция Шпенглера. После Великой Окт. социалистич. революции начался новый этап эволюции бурж. Ф., связанный с общим кризисом капитализма. Возникают течения и школы, к-рые ставят перед собой задачу нового обоснования идеализма. Значит. влияние на идеалистич. Ф. 20 в. оказала феноменология (Гуссерль), первоначально стремившаяся превратить Ф. в «строгую науку»; позднее феноменология эволюционировала к концепции «жизненного мира», смыкающейся с иррационалистич. философией жизни (Шелер, поздний Гуссерль). В 10-20-х гг. 20 в. приобретает влияние неореализм (Дж. Э. Мур, Р. Перри, Э. Холт, У. Монтегю), пытающийся, подобно позитивизму, проложить среднюю линию» между материализмом и идеализмом. Космологич. направление в неореализме (Александер, Уайтхед, Смэтс) развивало метафизич. концепцию эмерджентной эволюции, противоположную диалектико-материалистич. теории развития. Как реакция на неореализм в 20-30-х гг. возник критический реализм (Сантаяна, Ч. Стронг, Д. Дрейк), утверждавший, что процесс познания опосредован «данным», идеалистически толкуемым (напр., у Сантаяны) как логич. сущность вещей. Одно из осн. направлений бурж. Ф. 1-й пол.сер. 20 в.неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн, Карнап, Шлик, Нейрат), к-рый, отвергая возможность Ф. как теоретич. познания мировоззренч. проблем, противопоставляет науку Ф., сводит задачу Ф. к логич. анализу языка науки. Представители неопозитивизма сыграли значит. роль в развитии совр. формальной логики, семиотики и логики науки; однако ввиду несостоятельности исходных установок (идеалистич. эмпиризм, феноменализм) неопозитивизм не смог дать действит. решения актуальных филос.-методологич. проблем науки. Осн. течения неопозитивизма логич. эмпиризм (Карнап, Ф. Франк, Рейхенбах), логич. прагматизм (Куайн, Гудмен) и лингвистическая философия (поздний Витгенштейн, Райл, Остин, Стросон, Уисдом), подменяющая филос. исследование лингвистическим. Совр. форма неопозитивизма аналитическая философия. В 1-й пол.сер. 20 в. определ. влияние приобрёл персонализм (Бердяев, Мунье, Р. Флюэллинг) религ.-идеалистич. направление, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением активности «верховной персоны» бога. Одним из ведущих направлений бурж. Ф. сер. 20 в. являлся экзистенциализм совр. форма иррационализма, возникшая как выражение кризисного состояния бурж. общества. Осн. его течения «атеистический» экзистенциализм (Сартр, Камю, ранний Хайдеггер) и религ. экзистенциализм (Марсель, Ясперс, Бубер). Отвергая науч. Ф., экзистенциализм выдвигает на первый план проблему человека, рассматривая его не как природное и социальное существо, а как духовную экзистенцию возможность «существования», реализующуюся в акте абсолютно свободного выбора. Наиболее влиятельным направлением совр. религ. Ф. является неотомизм (Маритен, Жильсон, Бохеньский) ведущее филос. учение католицизма. Неотомизм теологич. форма совр. объективного идеализма; его Ф.метафизика, возрождающая осн. принципы ср.-век. схоластич. учения Фомы Аквинского; основываясь на принципе «гармонии разума и веры», неотомизм выдвигает религиозное истолкование совр. науч. теорий. В 60-70-х гг. 20 в. такие направления бурж. философии, как прагматизм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм, постепенно утрачивают своё влияние. На передний план выступают филос. антропология, герменевтика, структурализм, франкфуртская школа, критич. рационализм, пытающиеся путём изменения проблематики и методов исследования преодолеть кризисное состояние зап. филос. мысли. Объявив себя основополагающей филос. дисциплиной, философская антропология (Плеснер, Гелен, Э. Ротхаккер, М. Ландман) претендует на филос. осмысление науч. знаний о человеке. Однако её представители не сумели создать целостный образ человека, ибо игнорировали его социальную сущность. Представители филос. герменевтики (Э. Бетти, Гадамер, Рикёр) видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ истолкования культурно-историч. ситуации и бытия. Усматривая в проблеме языка осн. проблему Ф., они отвергают объективное науч. познание, безгранично доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощающимся в языке. Структурализму (ЛевиСтрос, Лакан, Фуко) как филос. течению присуща абсолютизация структурного метода и языковых структур. Стремление раскрыть универс. структуры социальной реальности и человеч. мышления перерастает у структуралистов в поиск метафизич. сущностей. Франкфуртская школа (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, Хабермас) усматривает осн. функцию филос. знания в «тотальной» критике науч. познания, социальных институтов, культуры, отрицая возможность существования систематич. Ф. В доктрине франкфуртской школы субъективистская критика подменяет собой практику. Критич.рационализм (Поппер, Лакатос, Альберт, Фейерабенд), строящий свою концепцию на основе проблем развития науч. знания, не признаёт наличие у Ф. своего собств. метода исследования. Его представители видят задачу Ф. в т. н. рациональной критике (заимствованной у науки), что по существу означает отказ от филос. теории и мировоззрения. Совр. бурж. Ф. является выражением глубоких противоречий позднекапиталистич. общества. Общий кризис капитализма обусловил кризисный характер развития бурж. Ф. как теоретич. базы бурж. идеологии. Характерные черты бурж. Ф. 20 в.: идеализм и метафизика, иррационалистич. искажение диалектики, отрицание мировоззренч. значения науки, утверждение религ, картины мира, эклектизм, попытки «преодолеть» противоположность материализма и идеализма. В силу несостоятельности исходных принципов прежде всего идеализма и отказа от диалектики многочисл. течения и школы бурж. Ф. оказались не в состоянии дать науч. анализ сущности и закономерностей совр. эпохи, решить актуальные проблемы бытия, познания и общества. Опираясь на достижения обществ. практики и науки, марксистско-ленинская Ф. ведёт непримиримую борьбу со всеми видами совр. идеализма и метафизики. Место и роль марксистско-ленинской философии в системе научного знания. Опыт истории показывает, что Ф. необходимо должна опираться на совокупность добытых человечеством знаний, что все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени. Мн. фундаментальные положения совр. науки были выдвинуты Ф.: концепция атомизма, идея рефлекса, положение о сохранении количества движения, принцип детерминизма, идея развития и т. д. Уже в нач. 20 в. Ленин сформулировал важнейший для совр. естествознания принцип неисчерпаемости материи. В тесной связи с Ф. разрабатываются совр. теории пространства и времени, принципы сохранения и др. В свою очередь прогресс науки обогащал и обогащает Ф. Все крупнейшие науч. открытия способствовали развитию филос. мировоззрения, означали продвижение вперёд в области методов мышления. Создание марксизма-ленинизма радикально изменило как понимание социальных процессов, так и весь строй науч. мышления. Подлинно науч. Ф. не подменяет собой частные науки, а лишь вооружает их мировоззрением, общим методом познания и теорией мышления, благодаря чему занимает ключевую позицию в системе наук. Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. В отличие от этого методы Ф.имеют универс. характер. Но они прилагаются к спец. областям знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфич. материалу соответств. науки. Развитие совр. науки показывает, что наиболее адекватным универс. методом для неё оказывается материалистич. диалектика. Материализм побуждает отыскивать реальные основания для любых порождений теоретич. мысли, а диалектика позволяет исследователю глубже проникать в суть вещей. Именно «...диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 367). Изолировать частные науки от Ф.значит обрекать учёных на отказ от мировоззренч. и общеметодологич. принципов исследования. Сознат. приобщение к филос. культуре позволяет специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования, крайне отрицательную в условиях совр. узкоспециализиров. науч. деятельности. Это особенно важно в науке 20 в., когда естествознание испытывает огромное влияние интегрирующих тенденций, выразившихся, напр., в возникновении кибернетики и проявляющихся в попытках построения общей теории элементарных частиц, общей теории биологич. эволюции, общей теории систем и т. д. Обобщения такого уровня невозможны без серьёзной филос. базы. В совр. науч. познании всё более важной становится методологич. проблематика анализ логич. аппарата, типов и способов построения теории, взаимодействия эмпирич. и теоретич. уровней познания, исходных понятий и аксиом науки и т. п. Все эти проблемы носят филос. характер и требуют объединения усилий философов и представителей естеств. и обществ. наук. Место Ф. в науч. познании определяется не рамками отд. опыта, а развитием науки и науч. практики в целом; оно выявляется на уровне выдвижения и обоснования фундаментальных гипотез, построения теорий, выявления и разрешения их внутр. противоречий, раскрытия сущности исходных понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них, разработки методов исследования и т. д. Особенно важна роль филос. анализа в кризисных ситуациях и революциях в науке, выражающих диалектич. путь познания. В таких ситуациях, суть к-рых составляет противоречие между сложившейся системой понятий и вновь открытыми фактами, выход из кризиса достигается лишь путём обращения к филос. основаниям и предпосылкам соответств. науки. Марксистско-ленинская Ф. позволяет понять закономерную связь развития естествознания с социальными условиями эпохи, осмыслить социальное значение науч. открытий и их приложений. В условиях научно-технич. революции и гигантских социальных сдвигов перед человечеством возникают острейшие социальные вопросы, обоснованный ответ на к-рые может дать только марксистско-ленинская Ф. В обстановке острой идеологич. борьбы представители спец. областей знания, не вооружённые науч. мировоззрением и методологией, нередко оказываются беспомощными перед натиском бурж. идеологии. Чтобы успешно противостоять этому натиску, учёный «...должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 45, с. 30), Марксистско-ленинская Ф. является мировоззренч. и методологич. основой всего социального познания. Она вооружает социальную мысль пониманием общих закономерностей историч. развития человечества. Марксистско-ленинская философия и политика.Ф. всегда служила одним из осн. орудий идейной борьбы различных социальных групп, ареной теоретич. столкновения политич. партий. По самой своей сути и функции мировоззрение носит классовый и тем· самым партийный характер. Каков обществ. класс, каково его положение и место в системе обществ. отношений и вытекающая отсюда историч. миссия, таково и его филос. мировоззрение. Борьба классов в истории общества получает своё выражение в борьбе мировоззрений. Особую остроту она приобретает в переломные эпохи истории. Именно в эти периоды резко возрастает потребность в филос. осмыслении социальных процессов, обостряется противоборство сил прогресса и реакции не только в области политики и экономики, но и в идеологии, в Ф. Так, в эпоху Возрождения религ. мировоззрению были противопоставлены идеи филос. материализма и гуманизма, а революция в умах, осуществлённая идеологами нарождавшейся буржуазии, была введением к социальной революции; Ф. франц. просветителей явилась идеологич. предпосылкой Великой франц. революции. Марксистско-ленинское мировоззрение нашло своё многообразное практич. воплощение в целой полосе социалистич., народно-демократич., нац.-освободит. революций. Идеологич. роль Ф. особенно возросла в совр. эпоху, когда важнейшее значение приобрела борьба между коммунистич. и бурж. мировоззрениями. Социально-политич. значение марксистско-ленинской Ф. определяется тем, что она является теоретич. основой мировоззрения пролетариата и науч. путём доказывает неизбежность гибели капитализма и победы социализма и коммунизма. Лишь марксистско-ленинское мировоззрение, превратившее социализм из утопии в науку, указало пролетариату и его партии единственно верный путь борьбы за построение коммунизма. Этот действенный характер марксистской Ф. вытекает из всех её принципов, адекватно отражающих жизнь в её динамике и перспективе. Материалистич. понимание истории приводит к определ. политич. выводам: путь к устранению социальных бедствий лежит в изменении обществ. бытия. Сама идея социальной революции пролетариата тесно связана с диалектич. подходом к обществ. явлениям: материалистич. диалектика отвергает всё косное, консервативное, обветшалое; она признаёт и утверждает непрерывное движение вперёд, революц. борьбу за переустройство мира. Марксистская Ф. составляет мировоззренч. и методологич. основу программы, стратегии и тактики, политики коммунистич. и рабочих партий, их практич. деятельности. Политич. линия марксизма всегда и по всем вопросам «... неразрывно связана с его философскими основами». Марксистско-ленинский принцип единства Ф. и политики ориентирует на сознание глубокой связи этих двух сфер и вместе с тем он несовместим с вульгаризаторскими попытками растворить Ф. в текущей политике. Идее «беспартийности», к-рая сама по себе отнюдь не беспартийна, марксизм открыто противопоставляет фундаментальный ленинский принцип партийности. Ленин подчёркивал, что «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе: «... материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 419). Основой единства партийности и научности марксистско-ленинской Ф. является совпадение классовых интересов пролетариата с реальной логикой истории, а тем самым и с интересами всего прогрессивного человечества. Только последовательно науя. подход к действительности отвечает интересам рабочего класса, позволяет ему основывать свою практич. и политич. деятельность на прочном фундаменте науки. Партийность марксистской Ф. заключается в последовательном проведении материалистич. линии, в борьбе против идеализма, метафизики, всех форм мистики, агностицизма и иррационализма, в выявлении их социально-классовых корней, в разоблачении реакционных политич. выводов из них. Вместе с тем, как подчёркивал Ленин, марксистская партийность требует усвоения и критич. переработки завоеваний, к-рые делаются бурж. учёными (см. там же, т. 18, с. 364). В совр. эпоху небывало расширился и усложнился характер практич., теоретич., идеологич. и политич. задач, к-рые стоят перед обществом. С этим связано возрастание обществ. роли марксистско-ленинской Ф. Одна из её центр. задач разработка теории материалистич. диалектики, её принципов, законов и категорий. Наиболее актуальными являются проблемы диалектики различных сфер объективной действительности, прежде всего диалектики социальных процессов. Особое значение приобретает исследование методологич. проблем естеств. и обществ. наук. С анализом диалектики обществ.развития неразрывно связана разработка проблем историч. материализма. Важнейшие направления в этой области исследований: дальнейшая разработка концепции развитого социалистич. общества, анализ диалектики развития мировой системы социализма, мирового революц. процесса, закономерностей и особенностей совр. классовой борьбы на междунар. арене. Широкий комплекс проблем связан с филос. осмыслением научно-технич. революции, её социальных последствий. Особую актуальность приобретает филос. анализ проблем человека и коммунистич. воспитания. Марксистско-ленинская Ф. активно участвует в совр. идеологич. борьбе, ведёт наступательную критику бурж. концепций, реформизма и ревизионизма. Ни одна естеств.-науч. теория, ни одно открытие в науках о природе, ни одно изобретение в технике не оказали такого революц.-преобразующего воздействия на судьбы человечества, какое оказал марксизм. Глубокое усвоение марксистско-ленинской Ф. повышает идейно-теоретич. уровень трудящихся, способствует их сплочению под великим знаменем марксистско-ленинского мировоззрения, открывающего ясные перспективы и вселяющего в массы трудящихся уверенность в торжестве коммунизма. См. Марксизм-ленинизм, Диалектический материализм, Исторический материализм, Диалектика, Научный коммунизм, Теория познания, Наука, Социология, Этика, Эстетика.

  1. философиянаукаstrong относительно всеобщий представление о чемstrong философия наука о представлениях человека наука о всеобщем систематизация представленийнаука о сущностях см...Идеографический словарь русского языка
  2. философияФИЛОСОФИЯ см.также ЛОГИКА Философией называется не самая мудрость а любовь к мудрости. Августин Блаженный По рассуждению Платона человек создан для философии по мнению Бэ...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  3. философияАп. Павел принадлежал к числу наиб. образованных людей своего времени и был сведущ в области Ф. и литры см. Поэты. Предостерегая колоссян от увлечения Ф. Кол он видимо и...Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. философияКол. Кол. любовь к мудрости наука имеющая предметом умственное исследование начал и оснований законов и целей порядка и связи всего видимого и невидимого чувственного и...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. философияфилософия Деян. Кол. поиск мудрости выяснение происхождения и цели всего сущего изучение причин всяких изменений путем рассуждений и исследований. Греческий ученый и м...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. философияфилосоuфия м...Болгарско-русский словарь
  7. философияФИЛОСОФИЯ греч. philospphia букв. любовь к мудрости от phileo люблю и sophia мудрость форма обществ. сознания учение об общих принципах бытия и познания об отношении че...Большая советская энциклопедия
  8. философиягреч. philosopha буквально любовь к мудрости от philo люблю и sopha мудрость форма общественного сознания учение об общих принципах бытия и познания об отношении челов...Большая Советская энциклопедия II
  9. философиягреч. phileo люблю sophia мудрость система взглядов на мир и место человека в нм наука о наиболее общих законах развития природы общества и сознания. Подразделяется на...Большая энциклопедия по психиатрии
  10. философияж. filosofia f материалистическая философия filosofia materialistica концепция убеждения по поводу чегол. filosofia condotta atteggiamento metodo это нехитрая философи...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  11. философияжPhilosophie f plem phien алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость м...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. философияфилософия ж Philosophie f pl phienСинонимы алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудр...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. философияж.filosofa f...Большой русско-испанский словарь
  14. философиясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  15. философияж. philosophie f доктор философии docteur m en philosophie...Большой русско-французский словарь
  16. философияРазводить философию.strong Разг. Неодобр.em Бесплодно рассуждать не способствуя делу. БМС .Синонимы алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение...Большой словарь русских поговорок
  17. философияphilosophy академическая дисциплина по определению и пониманию ряда центральных и взаимосвязанных вопросов особенно касающихся общей природы знания языка и понятий и пов...Большой толковый социологический словарь
  18. философияот греч. phueo люблю и sophia мудрость англ. philosophy нем. Philosophie. Одна из форм общественного сознания представляющая собой систему взглядов на мир мировоззрение...Большой толковый социологический словарь II
  19. философияж.philosophie fдоктор философии docteur m en philosophie алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  20. философияот фил. и греч. sophia мудрость форма общественногосознания мировоззрение система идей взглядов на мир и на место в немчеловека исследует познавательное социальнополити...Большой энциклопедический словарь II
  21. философияФИЛОСОФИЯ от фил. и греч. sophia мудрость форма общественного сознания мировоззрение система идей взглядов на мир и на место в нем человека исследует познавательное соц...Большой Энциклопедический словарь V
  22. философияпоиск мудрости. Амбивалентность античного понятия мудрости предполагающего одновременно и знание истины и моральную практику и представление о правильном образе жизни. За...Евразийская мудрость от А до Я
  23. философияот фил. и греческого sophia мудрость мировоззрение система идей взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное социальнополитическое ценностное этич...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  24. философияособая форма целостного критического воззрения на мир и место человека в нем познание предельно общих оснований и закономерностей развития а также связи бытия и мышления....История и философия науки. Энциклопедический словарь
  25. философиягреч. phileo люблю sophia мудрость любовь к мудрости особая форма познания мира вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия о ...История философии
  26. философияФИЛОСОФИЯstrongгреч. phileo люблю sophia мудрость любовь к мудрости особая форма познания мира вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах чело...История философии II
  27. философияфилософия....Киргизско-русский словарь
  28. философияфилософия философский восьтыны философия факультет открыть факультет философии открыть философский факультет...Коми (зырянский)-русский словарь
  29. философиялюбовь к мудрости поиск человеческим разумом истинного знания о мире и человеке перед лицом Высшей реальности или без отношения к таковой с целью определения пути к полно...Краткий религиозно-философский словарь
  30. философияФилософия philosophia sapientia...Латинский словарь
  31. философияФилософия Над ней следует издеваться.Синонимы алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любо...Лексикон прописных истин
  32. философияи ж.em Наука о наиболее общих законах развития природы человеческого общества и мышления.Античная философия.em Всем нам рано философствовать нет у нас материала для эт...Малый академический словарь
  33. философиякорень ФИЛ соединительная гласная О корень СОФ окончание ИЯ Основа слова ФИЛОСОФВычисленный способ образования слова Сложение основ ФИЛ соединительная гласная О С...Морфемный разбор слова по составу
  34. философияНачальная форма Философия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  35. философияphilosophy греч. любовь к мудрости использование разума и его доводов для поиска истины и исследования природы реальности прежде всего причин и природы вещей принципов о...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  36. философияphileo люблю sophia мудрость форма деятельности человека ориентированная на осмысление основных проблем его бытия и на эволюцию последних на определение возможностей и гр...Новая философская энциклопедия
  37. философияФИЛОСОФИЯ греч. phileo люблю sophia мудрость любовь к мудрости особая форма познания мира вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человечес...Новейший философский словарь
  38. философияЖИЗНИ направление в западноевропейской философской мысли сложившееся в последней трети в. в Германии и получившее известность гл. обр. в первой трети в. Ф.Ж. утрачивае...Новейший философский словарь II
  39. философияТЕХНИКИ одно из значимых проблемных полей современной западный философии основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историкоцивилизац...Новейший философский словарь II
  40. философиягреч. phileo люблю sophia мудрость любовь к мудрости особая форма познания мира вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия...Новейший философский словарь II
  41. философияВОЗРОЖДЕНИЯ особый этап в истории западноевропейской философии характеризующийся утверждением новой специфической формы философствования строящейся на принципиально иных...Новейший философский словарь II
  42. философияБЕЛАРУСИ комплекс философских идей и представлений включая социальную философию этику эстетику философское осмысление религиозных атеистических педагогических естественн...Новейший философский словарь II
  43. философияИСТОРИИ концепция в составе философского знания нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя м...Новейший философский словарь II
  44. философияПРОСВЕЩЕНИЯ см. ПРОСВЕЩЕНИЕ...Новейший философский словарь II
  45. философияфилософия . ж. а Научная дисциплина изучающая наиболее общие законы развития природы общества и мышления. б Учебный предмет содержащий теоретические основы данной науки....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  46. философияот гр. philos любящий и sophia мудрость поиск мудрости. Амбивалентность античного понятия мудрости предполагающего одновременно и знание истины и моральную практику дол...Новый философский словарь
  47. философиятеоретическая форма мировоззрения сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения обыденным опытом религией мифологией искусством наукой....Нравственное развитие взрослого человека
  48. философияЭто можно обозначить наиболее банальной из фраз поиск истины. Имеются различные способы проведения поисков которые действительно относятся к этой дисциплине и различные о...Оксфордский толковый словарь по психологии
  49. философияЭто можно обозначить наиболее банальной из фраз поиск истины. Имеются различные способы проведения поисков которые действительно относятся к этой дисциплине и различные о...Оксфордский толковый словарь по психологии
  50. философияфилософия философия и...Орфографический словарь
  51. философияu жu Р.u Д.u Пр.u философии алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость...Орфографический словарь русского языка
  52. философиягр. любомудрие наука о познании мира имеющая предметом умственное мысленное постижение начал и оснований законов и целей порядка и связи всего видимого и невидимого чув...Основы духовной культуры
  53. философияфилософия философии философии философий философии философиям философию философии философией философиею философиями философии философиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  54. философияФилософияКол. Кол. любовь к мудрости наука имеющая предметом умственное исследование начал и оснований законов и целей порядка и связи всего видимого и невидимого чувст...Полная популярная библейская энциклопедия
  55. философияОрфографическая запись слова философия Ударение в слове философия Деление слова на слоги перенос слова философия Фонетическая транскрипция слова философия [фласофа] Хара...Полный фонетический разбор слов
  56. философиядисциплина которая включает систему знаний о развитии мировой философской мысли фундаментальных проблемах человеческого бытия общества и познания способствующих формирова...Право Белоруссии - Понятия, термины, определения
  57. философияот греч. phileoлюблю и sophia мудрость наука о наиболее общих законах развития природы человеческого общества и мышления. Основным вопросом философии является вопрос об...Профессиональное образование
  58. философияфилософия иСинонимы алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость мировоз...Русский орфографический словарь
  59. философияЖ мн. нет flsf . tbitin insan cmiyytinin v trfkrn inkiafnn mmi qanunlar haqqnda elm . hr hans bir elmin sasn tkil edn nzri metodoloji prinsiplr . dan. mcrrd mhakimlr alpr...Русско-азербайджанский словарь
  60. философияж. механистическая философия философия жизни философия природы философия психологии экзистенциальная философия...Русско-английский психологический словарь
  61. философияфилософия ж.iphilosophy...Русско-английский словарь
  62. философияфилософия ж. philosophy философия математики philosophy of mathematics философский philosophical философский трактат philosophical treatise философская повесть philosoph...Русско-английский словарь II
  63. философияf. алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость мировоззрение миропонима...Русско-английский словарь математических терминов
  64. философияphilosophy...Русско-английский словарь по электронике
  65. философияphilosophy...Русско-английский словарь политической терминологии
  66. философияphilosophy алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость мировоззрение ми...Русско-английский технический словарь
  67. философияN...Русско-армянский словарь
  68. философияФласофя доктор философии доктар фласоф...Русско-белорусский словарь
  69. философияфласофя жен.iдоктор философии доктар фласоф...Русско-белорусский словарь II
  70. философияФилосоuфия м...Русско-болгарский словарь
  71. философияfilozfia алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость мировоззрение миро...Русско-венгерский словарь
  72. философияфилософия ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  73. философияфилосо алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость мировоззрение м...Русско-ивритский словарь
  74. философияплсапа философияфилософские раздумья плсапалы толаулар...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  75. философияфилософия...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  76. философияфилософия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  77. философияж. философия табияттын адам коомунун жана ойдун рчшнн жалпы закондору жнндг илим материалистическая философия материалисттик философия идеалистическая философия идеалистт...Русско-киргизский словарь
  78. философиянаукаem zhxu методологические принципыem yunl zhxuфилософия математики разг. отвлечнные рассужденияem [] [b zhu binjde] kngtnразводить философию [] алетиология ас...Русско-китайский словарь
  79. философияFelsefe...Русско-крымскотатарский словарь
  80. философияфельсефе...Русско-крымскотатарский словарь II
  81. философияfilozofija...Русско-латышский словарь
  82. философияГн ухаан...Русско-монгольский словарь
  83. философияж. Philosophie f....Русско-немецкий словарь
  84. философияFilosofie...Русско-нидерландский словарь
  85. философияфилософияж ....Русско-новогреческий словарь
  86. философияfilosofi алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость мировоззрение миро...Русско-норвежский словарь
  87. философия...Русско-персидский словарь
  88. философияfilozofia...Русско-польский словарь
  89. философияжfilosofia f алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость мировоззрение ...Русско-португальский словарь
  90. философияФилософияfalsafa filosofia философия идеализма falsafa ya udhanifu...Русско-суахили словарь
  91. философияфилософия фалсафа...Русско-таджикский словарь
  92. философияж .философия. иск.флсф материалистическая ф. материалистик философия ф. математики математика философиясе .сйл.флсф к чему твоя ф. сине флсф ниг ярый...Русско-татарский словарь
  93. философияfelsefe философия права hukuk felsefesi алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудри...Русско-турецкий словарь
  94. философияfalsafa...Русско-узбекский словарь Михайлина
  95. философияfem ksem философ...Русско-финский словарь
  96. философияfilosofie filozofie...Русско-чешский словарь
  97. философиясущ.жен.философи ут данталйк общество шухйшлав аталанйвн птмшле законсене тпчекен йслйлйх...Русско-чувашский словарь
  98. философияfilosfi.strong filosofi...Русско-шведский словарь
  99. философияFilosofi...Русско-шведский словарь II
  100. философия.strong filosofeerimine.strong filosoofia mtteteadus...Русско-эстонский словарь
  101. философияфилософия иСинонимы алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость мировоз...Русское словесное ударение
  102. философияОщущение внепрагматической серьезности нечеловеческой самости надмирной обусловленности. Более всего это ощущение воспроизводимо в музыке....Сверхкраткий философский словарь
  103. философияФИЛОСОФИЯФилософией называется не самая мудрость а любовь к мудрости. Августин Блаженный По рассуждению Платона человек создан для философии по мнению Бэкона философия со...Сводная энциклопедия афоризмов
  104. философиягреч.em любовь к мудрости к знанию. Термин Ф. восходит вероятно к Гераклиту или Геродоту. Платон и Аристотель впервые стали пользоваться понятием Ф. в смысле близком к со...Словарь античности
  105. философияФИЛОСОФИЯ греч. philosophia любомудрие от philos друг и sophia мудрость слово впервые употребленное Пифагором. Учение о физических нравственных и умственных понятиях в...Словарь иностранных слов русского языка
  106. философиялюбомудрие форма общественного сознания система идей взглядов на мир и место в нем человека. Исследует познавательные социальнополитические ценностные этические и эстети...Словарь исторических терминов
  107. философияPhilosophy См. Даршана Философия Йоги Санкхья Веданта ....Словарь йоги
  108. философиягреч. букв. любовь к мудрости мировоззрение система идей взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное социальнополитическое ценностное этическое и...Словарь по педагогической психологии
  109. философиянастоящая философияСинонимы алетиология астероид взгляды взгляды на вещи взгляды на жизнь видение воззрения идеология кредо лингвофилософия логика любомудрие любомудрость...Словарь русской идиоматики
  110. философияфилософия неотомизм правила суемудрие взгляды взгляды на жизнь воззрения убеждения взгляды на вещи умствование символ веры образ мыслей натурфилософия кредо идеология мир...Словарь синонимов II
  111. философияфилософия неотомизм правила суемудрие взгляды взгляды на жизнь воззрения убеждения взгляды на вещи умствование символ веры образ мыслей натурфилософия кредо идеология мир...Словарь синонимов
  112. философияh философияbig сущ.жен.неод.i ед.им. Философия твоя чуть было меня неПс. ед.род. прилежал особенно к наблюдениям практической философии читал Мармонтеля Жанлис пленитель...Словарь языка Грибоедова
  113. философияФИЛОСОФИЯ от фил. и греческого sophia мудрость мировоззрение система идей взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное социальнополитическое ценно...Современная энциклопедия
  114. философияФИЛОСОФИЯ от фил . и греч. sophia мудрость форма общественного сознания мировоззрение система идей взглядов на мир и на место в нем человека исследует познавательное соц...Современный энциклопедический словарь
  115. философиягреч. phileo люблю sophia мудрость любовь к мудрости особая форма познания мира вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия о ...Социологическая энциклопедия
  116. философияот греч. любить мудрость теоретическое сформулированная система самых общих теоретических взглядов на мир на место в нем человека уяснение различных форм отношения челове...Тематический философский словарь
  117. философиянаука и искусство размышлять думать об окружающем нас мире обобщать....Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  118. философияфилософия сущ.em ж.em употр. сравн. часто Морфология нет чего философииstrong чему философииstrong вижу что философиюstrong чем философиейstrong о чм о философииstrong мн...Толковый словарь Дмитриева
  119. философияФИЛОСОФИЯ ж. греч. любомудрие наука о достижении человеком мудрости о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. камень у алхимиков мнимое...Толковый словарь живого великорусского языка
  120. философияфилософия [гр. philosophla lt phileo люблю sophia мудрость] наука о наиболее общих законах развития природы человеческого общества и мышления. основным вопросом философ...Толковый словарь иностранных слов
  121. философияФИЛОСОФИЯ и ж. . Наука о наиболее общих законах развития природыобщества и мышления. Античная Ь. Гегелевская ф. Немецкая классическаяфилософия. . чего. Методологические п...Толковый словарь Ожегова
  122. философияФИЛОСОФИЯ философии мн. нет ж. греч. philosophia. . Наука о всеобщих законах движения и развития природы человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии г...Толковый словарь русского языка II
  123. философияфилософия философия и ж. Наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления. Античная ф. Гегелевская ф. Немецкая классическая . чего. Методологические пр...Толковый словарь русского языка II
  124. философияФИЛОСОФИЯ и ж. . Наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления. Античная Ь. Гегелевская философия Немецкая классическая философия. . чего. Методолог...Толковый словарь русского языка
  125. философияУдарение в слове философияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове философия...Ударение и правописание
  126. философияRzeczownik философия f filozofia f...Универсальный русско-польский словарь
  127. философиябукв. любовь к мудрости особый способ постижения и освоения мира выходящий за рамки конкретных наук специфическая форма духовной деятельности направленная на постановку ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  128. философиятеоретическая форма мировоззрения сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения обыденным опытом религией мифологией искусством. Главная п...Философия науки
  129. философияформа духовной деятельности направленная на выработку технологий формирования и анализа базовых универсальных понятий принципов установок проблем с помощью которых челове...Философия, практическое руководство
  130. философияот греч. phileo люблю и sophia мудрость особая форма духовного освоения мира учение об общих принципах пребывания человека в мире взаимодействия с ним и его преобразов...Философия. Словарь по обществознанию
  131. философияФИЛОСОФИЯ от греч. phileo люблю sophia мудрость philosophia любовь к мудрости особая форма общественного сознания и познания мира вырабатывающая систему знаний о фунд...Философская энциклопедия
  132. философиягреч. букв. любовь к мудрости от люблю и мудрость форма обществ. сознания направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  133. философияОщущение внепрагматической серьезности нечеловеческой самости надмирной обусловленности. Более всего это ощущение воспроизводимо в музыке....Философский словарь
  134. философияМоя цель представить философию как неотъемлемую часть общественной и политической жизни не оторванные от жизни спекуляции замечательных людей но следствие и причину хара...Философский словарь разума, материи, морали
  135. философияот греч. phileo люблю sophia мудрость любовь к истине. В этом смысле слово философия употреблялось впервые в сократической школе. Слово philosophos впервые встречается у ...Философский энциклопедический словарь II
  136. философияот греч. phileo люблю sophia мудрость любовь к истине. В этом смысле слово философия употреблялось впервые в сократической школе. Слово philosophos впервые встречается ...Философский энциклопедический словарь
  137. философияфилософия философии философии философий философии философиям философию философии философией философиею философиями философии философиях Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  138. философияформа общественного сознания мировоззрение система идей взглядов на мир и на место в нем человека исследует познавательное социальнополитическое ценностное этическое и эс...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  139. философияФилософия Фифо Фол Фолио Фил София Соло Сиф Лиф Лис Иосиф Иол Ясли Лифо Оля Осло Ося Офис Оффис Сило Соя Философ Филя...Электронный словарь анаграмм русского языка
  140. философияФилософия есть свободное исследование основных проблем бытия человеческого познания деятельности и красоты. Ф. имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом ...Энциклопедический словарь
  141. философияесть свободное исследование основных проблем бытия человеческого познания деятельности и красоты. Ф. имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом стараясь со...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  142. философияФИЛОСОФИЯ греч. phileo люблю sophia мудрость любовь к мудрости особая форма познания мира вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человечес...Энциклопедия История философии
  143. философияФИЛОСОФИЯстремление постичь посредством систематического размышления последнюю природу вещей. Греческое слово философия переводится буквально как любомудрие. Иногда оно и...Энциклопедия Кольера II
  144. философиястремление постичь посредством систематического размышления последнюю природу вещей. Греческое слово философия переводится буквально как любомудрие. Иногда оно использует...Энциклопедия Кольера
  145. философияФИЛОСОФИЯ теоретически выраженное мировоззрение форма культуры предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным ...Энциклопедия культурологии
  146. философияФИЛОСОФИЯ теоретически выраженное мировоззрение форма культуры предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным...Энциклопедия Культурология XX век
  147. философияот греч. phueo люблю и sophia мудрость англ. philosophy нем. Philosophie. Одна из форм общественного сознания представляющая собой систему взглядов на мир мировоззрени...Энциклопедия социологии
  148. философияФИЛОСОФИЯ от греч. phyle любовь и sophia мудрость любовь к мудрости особая форма общественного сознания и познания мира вырабатывающая систему знаний о фундаментальных...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  149. философияФилософияstrong. Заимств. из ст.сл. яз. в который оно пришло из греч. где philosophiai буквально любомудрие см. филологияi сложение philei люблю и sophiai мудрость....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  150. философиядр.русск. философия ученость Хож. игум. Дан. Жит. Стеф. Пермск. ст.слав. философи то же Супр. Из греч. . Знач. совр. русск. слова обязано влиянию зап.европ. языков ср. н...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  151. философияНазвание науки о мироустройстве образовано по тому же принципу что и ltgt во второй части этого слова греческое существительное со значением мудрость женское имя София ...Этимологический словарь Крылова
  152. философияЗаимств. из ст.сл. яз. в который оно пришло из греч. где philosophiaem буквально любомудрие см. филологияem сложение phileem люблю и sophiaem мудрость.Синонимы алетиоло...Этимологический словарь русского языка
  153. философияфилософия философиядр.русск. философия ученость Хож. игум. Дан. Жит. Стеф. Пермск. ст.слав. философи то же Супр. Из греч. . Знач. совр. русск. слова обязано влиянию зап....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  154. философияДревнерусское философия.Старославянское философия ученость.Греческое philosophia любовь к мудрости.Слово философия заимствовано из греческого языка. Первое упоминание ...Этимологический словарь русского языка Семенова