Советский философский словарь

ТРАГИЧЕСКОЕ

филос. и эстетич. категория, характеризующая неразрешимый обществ.-историч. конфликт, развёртывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеч. страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от печального или ужасного, Т. как вид грозящего или свершающегося уничтожения вызывается не случайными внеш. силами, а проистекает из внутр. природы самого гибнущего явления, его неразрешимого самораздвоения в процессе его реализации. Диалектика жизни поворачивается к человеку в Т. её патетической (страдальческой) и губит. стороной. Т. предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица, так что хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но само действие представляет собой свободный акт человеч. личности. Противоречие, лежащее в основе Т., заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, к-рая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть её или уйти от неё (т. н. трагич. ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для Т. патетич. элемент, трагичны не как результат вмешательства к.-л. случайных внеш. сил, но как последствия действий самого человека. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость, «трогательного») Т. не может быть там, где человек выступает лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Т. родственно возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Как форма возвышеннопатетич. страдания действующего героя, Т. выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в Т. неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой того, что не должно было исчезать, второй героич. активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в своём поражении. Т. имеет всегда определ. обществ.-историч. содержание, обусловливающее структуру его художеств. формирования (в частности, в специфич. разновидности драмы трагедии). Т. в антич. эпоху характеризуется известной неразвитостью личного начала, над к-рым безусловно возносится благо полиса (на стороне его боги, покровители полиса), и объективистскикосмологич. пониманием судьбы как безличной силы, господствующей в природе и обществе. Поэтому Т. в античности часто описывалось через понятия рока и судьбы в противоположность новоевроп. трагике, где источником Т. является сам субъект, глубины его внутр. мира и обусловленные ими действия (У. Шекспир). Древневост. философия, не доверяющая свободно личному началу (в т. ч. буддизм с его обострённым сознанием патетич. существа жизни, но чисто пессимистич. её оценкой), не разработала понятия Т. Антич. и ср.-век. философия вообще не знает спец. теории Т.: учение о Т. составляет здесь нераздельный момент учения о бытии. Образцом понимания Т. в др.-греч. философии, где оно выступает как существенный аспект космоса и динамики противоборствующих начал в нём, может служить философия Аристотеля. С т. зр. аристотелевского учения о нусе (уме) Т. возникает, когда этот вечный самодовлеющий ум отдаётся во власть инобытия и становится из вечного временным, из самодовлеющего подчинённым необходимости, из блаженного страдающим и скорбным. Тогда начинается человеч. «действие и жизнь» (подражание к-рым является сутью трагедии см. «Поэтика», 1450 а) с её радостями и скорбями, с её переходами от счастья к несчастью, с её виной, преступлениями и расплатой. Этот выход ума во власть необходимости и случайности составляет бессознат. преступление. Но рано или поздно происходит припоминание или «узнавание» прежнего блаженного состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает время трагич. пафоса, обусловленного потрясением человеч. существа от контраста блаженной невинности и мрака суеты и преступления. Но это опознание преступления означает вместе с тем начало восстановления попранного, происходящего в виде возмездия, осуществляющегося через страх и сострадание. В результате наступает очищение страстей (катарсис) и восстановление нарушенного равновесия ума. Вычленение категории Т. и филос. осмысление её осуществляются в нем. классич. эстетике. Шиллер, развивая идеи кантовской философии, видел источник Т. в конфликте между чувств. и нравств. природой человека («О трагическом в иск-ве», 1792). По Шеллингу, сущность Т. заключается в «...борьбе свободы в субъекте и необходимости объективного...», причём обе стороны «...одновременно представляются и победившими, и побеждёнными в совершенной неразличимости» («Философия искусства», М., 1966, с. 400). Необходимость, судьба делает героя виновным без к.-л. умысла с его стороны, но в силу предопределённого стечения обстоятельств. Герой должен бороться с необходимостью иначе, при пассивном её приятии, не было бы свободы и оказаться побеждённым ею. Но чтобы необходимость не оказывалась победителем, герой должен добровольно искупить эту предопределённую судьбой вину, и в этом добровольном несении наказания за неизбежное преступление и состоит победа свободы. Гегель видит тему Т. в самораздвоении нравств. субстанции как области воли и свершения (см. Соч., т. 14, М., 1958, с. 365-89). Составляющие её нравств. силы и действующие характеры различны по своему содержанию и индивидуальному выявлению, и развёртывание этих различий необходимо ведёт к конфликту. Каждая из различных нравств. сил стремится осуществить определ. цель, обуреваема определ. пафосом, реализующимся в действии, и в этой односторонней определённости своего содержания неизбежно нарушает противоположную сторону и сталкивается с ней. Гибель этих сталкивающихся сил восстанавливает нарушенное равновесие на ином, более высоком уровне и тем самым движет вперёд универсальную субстанцию, способствуя историческому процессу саморазвития духа. Гегель и романтики (А. В. Шлегель, Шеллинг) дают типологич. анализ античного и новоевроп. понимания Т. Последнее исходит из того, что человек сам виновен в постигших его ужасах и страданиях, тогда как в античности он выступал скорее как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Кьеркегор отмечает связанное с этим различное понимание трагич. вины в древности и новое время: в антич. трагедии скорбь глубже, боль меньше, в современной наоборот, поскольку боль связана с осознанием собств. вины, рефлексией по поводу неё. Если нем. классич. философия, и прежде всего философия Гегеля, в своём понимании Т. исходила из разумности воли и осмысленности трагич. конфликта, где победа идеи достигалась ценой гибели её носителя, то в иррационалистич. философии Шопенгауэра и Ницше происходит разрыв с этой традицией, ибо под сомнение ставится само существование к.-л. смысла в мире. Считая волю безнравственной и неразумной, Шопенгауэр видит сущность Т. в самопротивоборстве слепой воли, бессмысленном страдании, гибели справедливого. Ницше характеризует Т. как изначальную суть бытия хаотическую, иррациональную и бесформенную («Рождение трагедии из духа музыки», 1872). В 20 в. иррационалистич. трактовка Т. была продолжена в экзистенциализме. Согласно Ясперсу, подлинно Т. состоит в осознании того, что «... универсальное крушение есть основная характеристика человеческого существования» («Von der Wahrheit», Munch., 1947, S. 956). В духе философии жизни Зиммель писал о трагич. противоречии между динамикой творч. процесса и теми устойчивыми формами, в к-рых он кристаллизуется («Конфликт совр. культуры», 1918, рус. пер. 1923), Ф. Степун о «трагедии творчества» как объективации невыразимого внутр. мира личности (журн. «Логос», 1910, кн. 1). Марксизм-ленинизм дал обществ.-историч. понимание Т., считая его объективными предпосылками антагонизмы эксплуататорского общества, характерное для него отчуждение человека и его деятельности. Анализируя гибель старого обществ. уклада, К. Маркс писал: «История... проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни»; если «последний фазис всемирно-исторической формы есть её коедия», то трагической Маркс считает историю старого порядка, «... пока он был существующей испокон веку властью мира, свобода же, напротив, была идеей, осенявшей отдельных лиц...» и «...пока старый порядок сам верил... в свою правомерность», так что на стороне его стояло «...не личное, а всемирно-историческое заблуждение» («К критике гегелевской философии права». Введение, см. в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 418). В отличие от этого вида Т., источник революц. трагедии Маркс и Энгельс видели в коллизии «...между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» (Энгельс Ф., там же, т. 29, с. 495), когда объективная неразвитость обществ. отношений, незрелость условий революц. движения приводила к гибели его представителей (Т. Мюнцер, якобинцы и др.); подобная же коллизия, по словам Маркса, «... привела к крушению революционную партию 1848-1849 годов» (там же, с. 483).

  1. трагическоефилософская и эстетическая категория характеризующая неразрешимый общественноисторический конфликт развртывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающи...Большая Советская энциклопедия II
  2. трагическоес.скл. как прил.em lo trgico...Большой русско-испанский словарь
  3. трагическоефилософскоэстетическая категория характеризующаянеразрешимый общественноисторический конфликт развертывающийся впроцессе свободного действия человека и сопровождающийся е...Большой энциклопедический словарь II
  4. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕ философскоэстетическая категория характеризующая неразрешимый общественноисторический конфликт развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопр...Большой энциклопедический словарь III
  5. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕ философскоэстетическая категория характеризующая неразрешимый общественноисторический конфликт развертывающийся в процессе свободного действия человека и соп...Большой Энциклопедический словарь V
  6. трагическоекатегория эстетики выражающая острейшую коллизию следствием которой является гибель людей или иных ценностей и благ. Причины этого противоречия могут корениться в безысхо...Евразийская мудрость от А до Я
  7. трагическоефилософскоэстетическая категория характеризующая неразрешимый общественноисторический конфликт развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕstrong эстетич. категория характеризующая неразрешимый конфликт обреченного но свободно действующего героя с необходимо противодействующими ему силами в широ...Лермонтовская энциклопедия
  9. трагическоекатегория характеризующая художественный конфликт завершающийся катастрофой для героя или его жизненных ценностей. Основная особенность трагического величие страдания. В...Литература и язык. Современная энциклопедия
  10. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕ см. Эстетика.Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная литература.Под редакцией В. М....Литературная энциклопедия
  11. трагическоесм. Эстетика....Литературная энциклопедия II
  12. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕ см. Эстетика....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  13. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕ эстетическая категория характеризующая неразрешимый художественный конфликт коллизию развертывающийся в процессе свободного действия героя и сопровождающийся ...Литературный энциклопедический словарь
  14. трагическоекорень ТРАГ суффикс ИЧЕСК окончание ОЕ Основа слова ТРАГИЧЕСКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТРАГ ИЧЕСК ОЕ Слово Трагическое содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  15. трагическоетрагическое ср. То что лежит в основе трагедии отражает ее сущность. То что преисполнено трагизма потрясает ужасает....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  16. трагическоефилософскоэстетическая категория характеризующая неразрешимый общественноисторический конфликт развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся...Политическая наука - Словарь-справочник
  17. трагическоеТрагическое философскоэстетическая категория характеризующая неразрешимый общественноисторический конфликт развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопр...Политология. Словарь.
  18. трагическоеАнтичная теория Т. отличается от совр. прежде всего тем чго к Т. относился ттс только неразрешимый конфликт обязательным элементом являлся пафос. Действие послужившее при...Словарь античности
  19. трагическоефилософскоэстетическая категория характеризующая неразрешимый конфликт развертывающийся в процессе действия человека и сопровождающийся его страданием гибелью. Т. неотдел...Словарь исторических терминов
  20. трагическоеот греч. tragodia козлиная песнь ampLT греч. tragos козел и ode песнь эстетическая категория обозначающая принципиальную неразрешимость конфликта в художественном про...Словарь литературоведческих терминов
  21. трагическоенечто связанное с большим несчастьем бедой ведущее к гибельным последствиям порождающее горе безысходность острые и неразрешимые проблемы....Словарь по конфликтологии
  22. трагическоенечто связанное с большим несчастьем бедой ведущее к гибельным последствиям порождающее горе безысходность острые и неразрешимые проблемы....Словарь по конфликтологии II
  23. трагическоетрагическое сущ. колво синонимов категория Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы категория...Словарь синонимов II
  24. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕ философскоэстетическая категория характеризующая неразрешимый общественноисторический конфликт развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопр...Современная энциклопедия
  25. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕ философскоэстетическая категория характеризующая неразрешимый общественноисторический конфликт развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопр...Современный энциклопедический словарь
  26. трагическоеот греч.u tragodia эстетическая категория характеризующая острый неразрешимый конфликт который развертывается в процессе свободного действия человека и сопровождается ег...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  27. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕ ср. То что лежит в основе трагедии отражает ее сущность. То что преисполнено трагизма потрясает ужасает....Толковый словарь русского языка
  28. трагическоетрагчнае...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  29. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕ филос. и эстетич. категория характеризующая неразрешимый обществ.историч. конфликт развртывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся ...Философская энциклопедия
  30. трагическоефилософская и эстетич. категория характеризующая неразрешимый обществ.историч. конфликт развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся челове...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  31. трагическоесобытие явление судьба которые возбуждают скорбь потому что при этом часто речь идет о гибели об уничтожении больших ценностей или благ в борьбе против более могучих и пр...Философский энциклопедический словарь
  32. трагическоеТРАГИЧЕСКОЕ философскоэстетическая категория характеризующая неразрешимый общественноисторический конфликт развертывающийся в процессе свободного действия человека и соп...Энциклопедический словарь естествознания
  33. трагическоегреч. tragikos свойственный трагедии категория эстетики выражающая диалектику свободы и необходимости отражающая острейшие жизненные противоречия коллизии ситуации и об...Эстетика