Советский философский словарь

САРТР ЖАН ПОЛЬ

(21.6.1905, Париж -15.4. 1980, там же), франц. философ и писатель, представи­тель т. н.. атеистич. экзистенциализма. Формирование филос. взглядов С. протекало в атмосфере сближения феноменологии и экзистенциализма, впервые осущест­влённого М. Хайдеггером. Осн. трактат С.«Бытие и ничто» («Letre et le neant», 1943) представляет со­бой сплав идей Э. Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля; вместе с тем в его «феноменологич. онтологии» звучат отголоски картезианского дуализма и фихтеанских идей. С позиций феноменологии онтологич. проблема сводится у С. к интенциональному анализу форм прояв­ления бытия в человеч. реальности. По С., подобных форм три: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого»; это три, разделяемые лишь в абстракции, аспекта единой человеч. реальности. «Бытие-для-себя» непосредств. жизнь самосознания само по себе есть чистое «ничто» но сравнению с плотной массивностью «бытия-в-себе» и может существовать только как оттал­кивание, отрицание, «отверстие» в бытии как таковом. Отсутствие небытия в мире истолковывается С. фено­менологически как непосредств. переживание утраты, непосредств. усмотрение отсутствия, а не как логич. акт отрицания. «Бытие-для-другого» обнаруживает фундаментальную конфликтность межличностных от­ношений, примером к-рой для С. служит гегелевская модель господского и рабского сознания. Согласно С., субъективность изолированного самосознания приоб­ретает внеш. предметность как только существование личности входит в кругозор другого сознания, для к-рого «Я» личности всего лишь элемент значимого инструментального комплекса, образующего мир. От­сюда отношение к другому борьба за признание сво­боды личности в глазах другого. Так складывается «фундаментальный проект» человеч. существования «желание быть богом», т. е. достичь самодовлеющего «бытия-в-себе», сохранив свободную субъективность «бытия-для-себя». Но поскольку подобное невозможно, человек есть всего лишь «тщетное стремление». С. не только развенчивает идею бога, но и раскрывает иллю­зорность ницшеанского идеала сверхчеловека как без­граничного самоутверждения. Свобода человека, по С., неотчуждаема и неистребима. Все попытки подав­ления свободы либо отказа от неё порождены «дурной верой» самообманом, органически связанным с «фун­даментальным проектом». Источник самообмана он­тологич. раздвоенность человеч. существования, к-рому одновременно присущи и фактичность «бытия-в-себе», н свободная проективность «бытия-для-себя»; самооб­ман заключается в желании стать либо одним, либо другим всецело и исключительно. В условиях порабо­щённой нем. фашистами Франции эти абстрактные рассуждения приобретали непосредств. политич. смысл и звучали как призыв к гражд. самосознанию и борьбе за свободу. Идея свободного выбора и разоблачения губитель­ных иллюзий «дурной веры» образует лейтмотив драма­тургии С. и его прозаич. незаверш. тетралогии «Доро­ги свободы», куда входят романы «Возмужание» «L?ge de raison», 1945; «Отсрочка» «Le sursis», 1945; «Смерть в душе» «La mort dans l?me», 1949. После войны, постепенно осознавая расплывчатость своего «экзистенциального гуманизма», С. пытается сблизить­ся с марксизмом (особенно показательна здесь пьеса «Дьявол и господь бог», 1951, рус. пер. 1966), в то же время не отказываясь от филос. установок онтологич. трактата. Итог этого процесса 1-й том «Критики диалектич. разума» («Critique de la raison dialectique», t. l, 1960) с амбициозной программой теоретич. «обоснования» марксистской диалектики. С. переосмысливает марк­систскую концепцию социально-историч. практики в ду­хе идеи «экзистенциального проекта» и выдвигает на первый план понятие «индивидуальной практики». 1-й том ограничивается изображением формирования социальных групп и институтов на основе индивидуаль­ной практики. Центр. место в этом процессе занимает антитеза индивидуальной практики и социального бы­тия, понимаемого как область «практически инертного». Онтологич. индивидуализм экзистенциальной феноме­нологии превращается здесь в методологический: диа­лектика историч. процесса, по С., может быть признана и понята только как непрестанная борьба живительной «аннигилирующей» силы индивидуума с мертвящей ма­терией безликого множества, составляющего инерт­ную серию. Только личность вносит жизнь и осмыс­ленное единство в распылённость массы, группы, ин­ститута. Так С. приходит к волюнтаристической деформации историч. материализма. Псевдомарксистский волюнтаризм стал основой левоэкстремистской поли­тич. практики С. Обещанный 2-й том «Критики диалек­тич. разума» так и не последовал. Эволюция взгля­дов С. свидетельствует о неразрешимых внутр. противо­речиях «неомарксизма» С. В опубликованной С. био­графии Г. Флобера метод «экзистенциального пси­хоанализа» сочетается с элементами социологич. под­хода. Позиции С. неоднократно подвергались критике со стороны марксистов.

  1. сартр жан польфранц. писатель драматург философэкзистенциалист идеолог т. н. атеистич. экзистенциализма. Осн. филос. работы Бытие и ничто и Критика диалектического разума . С. отверга...Атеистический словарь
  2. сартр жан польСартрstrong Sartre Жан Поль р. . Париж французский писатель философ и публицист. Сын морского офицера. Окончив в Высшую нормальную школу преподавал философию в лицеях. В...Большая Советская энциклопедия II
  3. сартр жан польфранцузский философ представитель атеистического экзистенциализма. Он был также писателем и критиком активно участвовал в политической жизни Франции. Получил образование ...Великие философы
  4. сартр, жан польSartre Жан Поль французский писатель философ и публицист глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. сартр жан польСАРТР Sartre Жан Поль французский писатель философэкзистенциалист. Трил. Дороги свободы Возмужание Отсрочка Смерть в душе . Автобиогр. пов. Слова п. ром. Тошнота . С...Литературный энциклопедический словарь
  6. сартр, жан польСартр Жан Поль Sartre французский писатель философ и публицист глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдег...Политология. Словарь.
  7. сартр жан поль. Париж . там же франц. писатель философ обществ деятель. Окончил Высшую нормальную школу преподавал философию в провинциальных лицеях. Роман Тошнота . и сб. рассказов С...Российская педагогическая энциклопедия
  8. сартр, жан польСАРТР ЖАН ПОЛЬSartre JeanPaul французский философ писатель драматург и эссеист.Сартр родился в Париже июня . Закончил Высшую нормальную школу в и последующие десять ле...Энциклопедия Кольера II