Советский философский словарь

САНКХЬЯ

(санскр., букв.число, перечисление, рас­чёт), одна из шести др.-инд. ортодоксальных (брахман­ских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вмес­те с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом смыс­ле С. объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и про­тивостоит веданте и мимансе. Название С. («число») объясняется, видимо, тем, что С. строится как аналитич. перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. Основателем С. по традиции считается Ка­пила (7 в. до н. э.); соч. его и учеников (Асури, Панчашикха, Гаргья, Улука) до нас не дошли. Древнейший из сохранившихся источников С.«С.-карика» Ишваракришны. Из др. текстов наиболее авторитетны «С.-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттвакаумуди» Вачаспати и «С.-сара» Виджнянабхикшу. Исходный пункт метафизики С.учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) од­ной и той же субстанции. Это приводит С. к поиску первопричины, не связанной непременно с богом (де­миургом), и к теории эволюции инволюции в объяс­нении мира. Вместе с тем в отличие от адвайтаведанти, считающей переход причины в следствие лишь видимостью, последователи С. говорят о реальном превра­щении причины в следствие. С. исходит из признания двух исходных реальностей пракрита (материаль­ная первопричина) и пуруша («Я», дух, сознание). Пракрити независима и активна, но лишена сознания; она единство противоположностей, основа и перво­причина существования любых объектов. Пракрити состоит из трёх гун (субстанцийсил, а не атрибутов или качеств. как в нек-рых др. системах), находящихся в равновесии. Пуруша («Я») пассивен, но обладает созна­нием, составляющим его сущность. При соприкоснове­нии пуруши с пракрити исконное равновесие гун нару­шается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объ­ектов. Первый продукт развития махат, «великое» (един­ство), основа всего материального, он же буддхи, тонкая субстанция всех умств. процессов, интеллект; сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции аханкара (мое, «Я»), принцип индивидуальности, самосознания. В за­висимости от преобладания той или иной гуны или аханкары возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия; как сложный продукт пракрити; соприкасаясь с чув­ствами, он преобразует неопредел. чувств. восприятия, полученные от органов чувств. в определ. восприятия с конкретной положит. или отрицат.оценкой вос­принятых объектов), 5 тонких элементов (танматры, т. е. потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха); из к-рых в свою очередь возникают 5 материальных эле­ментов акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала образуют сложную цепь, в к-рой пракри­ти причина всего, кроме пуруши; махат, аханкара и танматры следствия одних начал и причина других; чувства и материальные элементы только следствия. Особое место в процессе эволюции занимает джива«Я», предполагающее связь чувств с определ. телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного бытия. Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному «Я» из его видимого смешения с «не-я» (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности,, разъединение пуруши (познающего) и пракрити (познаваемого), приво­дящее к прекращению эволюц. игры, к выходу из кру­говорота рождений и смертей (сансара). «Я» становится бесстрастным по отношению к внеш. миру и, следова­тельно, свободным. Теория познания С. признаёт три независимых источника достоверного познания вос­приятие с помощью чувств. логич. умозаключение и свидетельства авторитетов. С. в целом свойственно убеждение в недоказуемости бытия бога: бог как пер­вопричина и первотворец только дублировал бы пракрити (хотя существуют и теистич. интерпретации С., при к-рых бог рассматривается как совершенный дух, соприсутствующий миру и побуждающий материю тво­рить). С. оказала значит. влияние на др. филос. системы. Так, йога заимствовала из С. метафизику и теорию познания. Много общего с С. у буддизма: учение о стра­дании и освобождении, цепи причин и следствий, отри­цание крайнего аскетизма и др. Особое значение С. в истории инд. мысли определяется теорией эволюции, предполагающей выводимость всего мира из взаимо­действия двух естсств. начал, учением о наличии след­ствия в причине и тенденцией к плюрализму.

  1. санкхьясистема философии выдвинутая Капилой....Yoga Vedanta Dictionary
  2. санкхьяодна из ортодокс. школ др.инд. философии. Учение изложено в Санкхьякарике и Санкхьясутре. С. считает что мир имеет первоначала первоматерию пракрити крой присущи качест...Атеистический словарь
  3. санкхьяодна из ортодокс. школ др.инд. философии. Учение изложено в Санкхьякарике и Санкхьясутре. С. считает что мир имеет первоначала первоматерию пракрити крой присущи качест...Атеистический словарь II
  4. санкхьяСАНКХЬЯ санскр. букв. число перечисление расчт одна из шести др.инд. ортодоксальных брахманских филос. школ признающих авторитет Вед. iВместе с тем С. основана не на текс...Большая советская энциклопедия
  5. санкхьясанскр. буквально число перечисление расчт одна из шести древнеиндийских ортодоксальных брахманских философских школ признающих авторитет Вед См. Веды. Вместе с тем С. о...Большая Советская энциклопедия II
  6. санкхьясанскр. одна из шести ортодоксальных принимающих авторитетвед систем индийской философии. Основана Капилой ок. в. до н. э.Время расцвета т. н. классическая санкхья с д...Большой энциклопедический словарь II
  7. санкхьяСАНКХЬЯ санскр. одна из шести ортодоксальных принимающих авторитет вед систем индийской философии. Основана Капилой ок. в. до н. э. Время расцвета т. н. классическая са...Большой Энциклопедический словарь V
  8. санкхьясанскритское одна из ортодоксальных принимающих авторитет вед систем индийской философии. Основана Капилой около в. до нашей эры. Время расцвета так называемая классиче...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. санкхьяразмышление исчисление одна из ортодоксальных даршан весьма популярная в древности. Основатель легендарный Катила до VI в. до н. э. Произведения ранних авторов Панчашик...Индуизм
  10. санкхьячисло рассуждение одна из древнейших систем индийской философии теоретическое основание йоги Патанджали. Основателем С. в традиции считается легендарный мудрец Капила. Х...Индуизм - йога, тантризм, кришнаизм
  11. санкхьясанкхья санкхья и...Орфографический словарь
  12. санкхьяОрфографическая запись слова санкхья Ударение в слове санкхья Деление слова на слоги перенос слова санкхья Фонетическая транскрипция слова санкхья [санкха] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  13. санкхьяСанкхья санскр. число перечисление расчет одна из шести древнеиндийских ортодоксальных брахманских философских школ признающих авторитет Вед. Вместе с тем санкхья основа...Религиозные термины
  14. санкхьясанкхья и...Русский орфографический словарь
  15. санкхьясанкхья...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  16. санкхьясанкхья...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  17. санкхьяодна из ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Учение изложено в Санкхьясутре. Считает что мир имеет первоначала первоматерию пракрити которой присущи три качест...Словарь исторических терминов
  18. санкхьяСАНКХЬЯ санскритское одна из ортодоксальных принимающих авторитет вед систем индийской философии. Основана Капилой около в. до нашей эры. Время расцвета так называемая ...Современная энциклопедия
  19. санкхьяСАНКХЬЯ санскр . одна из шести ортодоксальных принимающих авторитет вед систем индийской философии. Основана Капилой ок. в. до н. э. Время расцвета т. н. классическая са...Современный энциклопедический словарь
  20. санкхьяодна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити праматерия рождает пурушу душу не способную ни к каким действиям. Жи...Тематический философский словарь
  21. санкхьяУдарение в слове санкхьяУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове санкхья...Ударение и правописание
  22. санкхьяСАНКХЬЯ санскр. букв. число перечисление расчтem одна из шести др.инд. ортодоксальных брахманскихem филос.em школ признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на...Философская энциклопедия
  23. санкхьясанскр. букв. число счет рассуждение через перечисление принципов бытия истинное значение и т.п. одна из самых ранних наиболее разработанных и влият. школ индийской фил...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  24. санкхьяодна из шести классических ортодоксальных систем инд. философии санкхья мистический и пессимистическидуалистический реализм исходящий из принципов пракрити активная матер...Философский энциклопедический словарь II
  25. санкхьяодна из шести классических ортодоксальных систем инд. философии санкхья мистический и пессимистическидуалистический реализм исходящий из принципов пракрити активная мате...Философский энциклопедический словарь
  26. санкхьяСанкхья санскр. S nkhya относящийся к числу численный перечисляющий затем перечисление исследование различениe размышление древнейшая и главнейшая из шести философских...Энциклопедический словарь
  27. санкхьясанскр. Snkhya относящийся к числу численный перечисляющий затем перечисление исследование различение размышление древнейшая и главнейшая из шести философских школ Древ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона