Советский философский словарь

МАНХЕЙМ КАРЛ

(27.3.1893, Будапешт, 9.1.1947, Лондон), нем. социолог. В 1933 эмигрировал В Великобританию. M.пытался создать последоват. концепцию, объясняющую специфику отражения социальной действительности. Он заимствовал у К. Маркса положения о зависимости обществ. сознания от обществ. бытия, идеологии от экономич. отношений, однако вульгаризировал их. М. полагал, что взгляды различных социальных групп продиктованы лишь их непосредственными ин-тересами. Отвергая к.-л. объективный критерий истинности в познании общественных явлений, М. пришёл к позиции историч. релятивизма. Называя свою т. зр. «реляционизмом», М. изображал историю обществ. мысли как столкновение классово-субъективных миросозерцаний, каждое из к-рых является «частичной идеологией», т. е. заведомо искажённым отражением социальной действительности, а все в совокупности «тотальной (общей) идеологией». Согласно М., любая идеология представляет собой апологию существующего строя, взгдяды класса, заинтересованного в сохранении статускво, к-рым противостоит столь же необъективная и пристрастная утопия, или взгляды оппозиционных обездоленных слоев. В случае прихода последних к власти утопия, по М., автоматически превращается в идеологию, и т. д. В конечном итоге концепция М. подменяет подлинно классовое сознание партикулярными интересами проф. слоев, поколений и т. п., среди к-рых он выделяет творч. интеллигенцию, как якобы стоящую вне классов и единственно способную к беспристрастному познанию общества, причём лишь потенциально. Именно с интеллигенцией М. связывал надежды на сохранение бурж. демократии в условиях т. н. «массового общества», подверженного социальной демагогии и опасности установлейия тоталитарной, фашистской диктатуры. Считая неизбежными социальную стратификацию и существование т. н. демократич. элиты, М. особое внимание в этой связи уделял проблемам воспитания и подготовки личности к исполнению предназначенной ей социальной роли, интеграции в бурж.-демократич. обществ. системе. Ста: рый экономич. либерализм, по М., исчерпал свои возможности, поэтому он призывал к расширению вмешательства бурж. гос-ва в экономику и др. обществ. сферы. Взгляды М. оказали влияние на бурж. социологию, в частности Служили теоретич. обоснованием социологии, познания, претендующей на роль метасоциологии; их широко использовали сторонники концепции деидеологизации общественных наук; многие представители буржуазной футурологии, особенно О. Флехтхайм, рассматривали себя как продолжателей традиции М., будто бы преодолевших антиномию идеологии и утопии.

  1. манхейм карлМанхеймstrong Mannheim Карл . Будапешт . Лондон немецкий социолог. Профессор Франкфуртского университета . В эмигрировал в Великобританию доцент и профессор Лондонско...Большая Советская энциклопедия II
  2. манхейм, карлMannheim Карл немецкий социолог. С в Великобритании. Переосмысливая марксистское учение об идеологии считал ее иллюзорными взглядами определенного класса занимающего ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  3. манхейм карлМАНХЕЙМ КАРЛ Mannheim Karl Немецкий социолог внесший существенный вклад в социологию познания начиная со своей широко известной книги Идеология и утопия . Подобно Марксу...Политология. Словарь.
  4. манхейм, карлMannheim немецкий социолог. Родился марта в Будапеште. В профессор социологии Франкфуртского университета. После прихода нацистов к власти покинул Германию и перебрал...Энциклопедия Третьего рейха