Советский философский словарь

ЙОГАЧАРА

(санскр.), виджнянавада, филос. школа буддизма махаяны. Осн. идеи появились в 3 в. н. э. и получили отражение в «Ланкаватарасутре». Видными представителями, помимо полулегендарного основателя школы Майтреи (ему приписывается «Мадхьянтавибханта»), считаются Асанга и его брат Васубандху (4 в.). Расцвет школы относится к 6-8 вв. и совпадает с, комментаторской деятельностью Стхирамати и Дхармопалы и творчеством крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти. Помимо Индии, И. получила распространение в Вост. Азии, особенно Китае, Тибете, Японии. Многие соч. И., в частности по логике, сохранились гл. обр. в тибетских, монгольских, отчасти кит. перевозах. Конкретизируя буддийское представление о единств. значимости психич. бытия личности и критикуя скептич. и нигилистич. тенденции мадхъямики, И. развивает идею исключит. значимости виджняны (чистого сознания, собственно разума): И. приписывают высказывание «все нереально, но факт сознания нереальности реален». Одновременно в школе И. получила распространение концепция алаявиджняны (сокровищницы сознания, букв.«накопленного сознания»), своеобразного абс. сознания, имеющего, однако, природу не универсального, а индивидуального сознания (что соответствует общебуддийскому акцентированию на субъективном). Особенностью И. является усиленное внимание, придаваемое медитативной, йогич. практике, рассматриваемой как осн. средство достижения «освобождения». Медитативные упражнения не только укрепили представление И. о преимуществ. значении сознания, но и способствовали развитию собственно гносеологич. проблематики: теория познания была отделена от этики, что способствовало относит. оправданию в И. более рационалистич. форм познания. Поиски критерия достоверности этого познания привели к развитию логики. При этом развиваемая И. буддийская логика, в противоположность реалистической логике брахманизма (ньяе), исследовала не возможность познания мира, а достоверность самого познания отношения «Я» и мира (в частности, в этом отношении интересна теория об относит. значении слов). В целом И. внесла несомненный вклад в развитие неаристотелевской логики.

  1. йогачарапрактика йоги виджнянавада доктрина сознания Дхармалакшана школа махаяны стоящая на позициях крайнего идеализма. Возникла в Индии примерно во в. ее расцвет в вв. связа...Буддизм
  2. йогачараЙогачара виджнянавада философская школа буддизма махаяны. Основные идеи появились в III веке н.э. и получили отражение в Ланкаватарасутре. Видными представителями школы ...Религиозные термины
  3. йогачараyjipi...Русско-китайский словарь
  4. йогачарайогачара сущ. колво синонимов школа Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  5. йогачараЙОГАЧАРА санскр.emem виджнянавада филос.em школа буддизма махаяны. Осн. идеи появились в в.em н. э.em и получили отражение в Ланкаватарасутре. Видными представителями по...Философская энциклопедия