Советский философский словарь

ДУН ЧЖУНШУ

Дун Гуйянь (180-115 или 179-104 до н. э.), кит. философ, представитель конфуцианства, именуемый иногда «Конфуцием эпохи Хань». Род. в местности Гуанчуань (уезд Цзаоцян на Ю.-В. совр. пров. Хэбэй). В период правления Цзин-ди (156141 до н. э.) преподавал в императорском ун-те, при императоре У-ди (140-87 до н. э.) был призван ко двору. С именем Д. Ч. связало превращение конфуцианства в гос. доктрину: в 136 он предложил У-ди «искоренить сто школ и почитать только конфуцианство». По инициативе Д. Ч. были введены гос. экзамены на чиновничьи должности, основанные на изучении конфуцианских классиков; они положили начало позднейшей экзаменационной системе, важнейшему институту вплоть до нач. 20 в. Д. Ч. разрабатывал космогонич. и натурфилос. проблемы и создал учение о небе как части природы и как высшей силе, стоящей над миром и определяющей его судьбу. Он считал небо источником всех вещей, в т. ч. и пути (дао): «Порядок и смута, гибель и процветание зависят от судьбы, ниспосылаемой небом. От неё нельзя уклониться», ибо «судьба это повеление неба». Как часть природы небо выступает в паре с землёй и в триаде с землёй и человеком. Небо вверху, оно создатель человека, земля внизу, вместе с небом она порождает все вещи, человек находится между ними, будучи самым ценным из всего созданного небом. При этом небо отождествляется с космич. силой ян (а также светом), земля с силой инь (а также мраком). Инь и ян это проявление единого, всепроникающего ци. Отсюда Д. Ч. переходит к социальным и историч. теориям. Небо, земля и человек символизируются тремя горизонтальными чертами, а путь соединяющей их вертикальной чертой; в сумме получается иероглиф «ван» правитель, к-рый только и способен постичь путь указанной триады. Небо наказыпает и награждает, осуществляя свою власть в определ. последовательности, связанной с круговоротом пяти первоэлементов (у-син). На этой основе Д. Ч. создал теорию историч. развития учение о «трёх периодах господства», поочерёдно сменяющих друг друга: каждый из них начинается с получения правителем «мандата неба», символизируется определ. цветом (чёрный, белый, красный) и соответствует к.-л. конкретной династии.

  1. дун чжуншуДУН ЧЖУНШУ приблизительно до н. э. китайский философ по предложению крого конфуцианство iв до н. э. было провозглашено офиц. идеологией. В соч. Чуньцю фаньлу Обильная р...Большая советская энциклопедия
  2. дун чжуншуприблизительно до н. э. китайский философ по предложению которого Конфуцианство в до н. э. было провозглашено официальной идеологией. В сочинении Чуньцю фаньлу Обильная...Большая Советская энциклопедия II
  3. дун чжуншуДУН ЧЖУНШУ Гуйянь в. до н. э. китайский философ Конфуций эпохи Хань придавший конфуцианству характер государственной идеологии один из лидеров т. н. школы новых письмен....Большой энциклопедический словарь III
  4. дун чжуншуДУН ЧЖУНШУ Гуйянь в. до н. э. китайский философ Конфуций эпохи Хань придавший конфуцианству характер государственной идеологии один из лидеров т. н. школы новых письмен...Большой Энциклопедический словарь V
  5. дун чжуншуили Гуанчуань совр. уезд Хэншуй пров. Хэбэй или до н.э. Философ и гос. деятель Конфуций эпохи Хань до н.э. н.э. придавший конфуцианству характер гос. идеологии один ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  6. дун чжуншуили Гуанчуань совр. уезд Хэншуй пров. Хэбэй или до н.э.Философ и гос. деятель Конфуций эпохи Хань до н.э. н.э. придавший конфуцианству характер гос. идеологии один и...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  7. дун чжуншудо н. э. древнекит. гос. деятель философ и педагог ревностный поборник конфуцианства. Представления Д. Ч. о природе человека представляли синтез идей Мэнцэы Сюньцзы и др....Российская педагогическая энциклопедия
  8. дун чжуншуок. ок. до н. э. философ и политич. деятель Древнего Китая. Играл значит. роль в политич. жизни страны особенно в период правления имп. Уди до н. э. По инициативе Д....Советская историческая энциклопедия
  9. дун чжуншу,ДУН ЧЖУНШУ Гуйянь в. до н. э. китайский философ Конфуций эпохи Хань придавший конфуцианству характер государственной идеологии один из лидеров т. н. школы новых письмен....Современный энциклопедический словарь
  10. дун чжуншуДУН ЧЖУНШУ до н.э. кит. философидеалист метафизик последователь Конфуция. Сыграл видную роль в процессе превращения конфуцианства в офиц. религ. идеологию. Получил проз...Философская энциклопедия
  11. дун чжуншуДУН ЧЖУНШУ Дун Гуйянь или дон. э.emem кит.em философ представитель конфуцианства именуемый иногда Конфуцием эпохи Хань. Род. в местности Гуанчуань уезд Цзаоцян на Ю.В. ...Философская энциклопедия
  12. дун чжуншудо н.э. кит. философидеалист метафизик последователь Конфуция. Сыграл видную роль в процессе превращения конфуцианства в офиц. религ. идеологию. Получил прозвище Конфуци...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  13. дун чжуншуДУН ЧЖУНШУ Гуйянь в. до н. э. китайский философ Конфуций эпохи Хань придавший конфуцианству характер государственной идеологии один из лидеров т. н. школы новых письмен...Энциклопедический словарь естествознания
  14. дун чжуншуДУН ЧЖУНШУ или или до н.э. Китайский философ и государственный деятель Конфуций эпохи Хань до н.э. н.э. придавший конфуцианству характер государственной идеологии ...Энциклопедия Кольера II